Файл: Теории происхождения государства (Возникновение государства, как формы общественной организации: причины и факторы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было "божьим или дворцовым", т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: "Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить".[14]

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).[15]

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.


Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

  • перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
  • правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
  • судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

2.2 Общество и государство: соотношение двух понятий

Прежде чем начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, необходимо ознакомиться с определениями данных терминов.

Общество в широком смысле представляет из себя совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Общество и государство это несовпадающие понятия. Государство — это лишь составляющая общества, поэтому общество более широкое понятие, государство является лишь политической частью общества.

Если сравнить определения этих двух объемных по своему смыслу понятий мы видим, что оба они базируются в первую очередь на идеи того, что это группы людей, которых объединяет общая цель.

В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот, к примеру общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла необходимость для того, чтобы защищать себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла лишь тогда, когда общество в виде племен стало оседать на определенных территориях и провозглашало их своей собственностью. Несмотря на явное преимущество государства по своему строению, функциям общество как отдельный механизм сплочённости людей является более живучим механизмом, так как государство теряя свои атрибуты и отличительные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которой и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.


Суммируя вышесказанное, следует выделить следующие пункты:

  • инструментом осуществляющей суверенную волю общества и всего народа является государство;
  • государство реализует свои функции через правовые инструменты;
  • государство связано с обществом взаимными правами, обязанностями и ответственностью.
  • в процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязанностей, которые закрепляются в Конституции, обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

В конституции определяется мера свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются пределы вмешательства государства в сферу жизнедеятельности человека. Отличие демократического государства от других главным образом заключается в том, что закон обязателен к исполнению как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.

Естественными потребностями человека на всех исторических этапах развития, как общества, так и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, без удовлетворения этих потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимосвязь государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем обществом, а что государством, какое определение современники дают этому слову.

Исходными чертами государства является то, что оно есть:

  • явление общественное;
  • явление политическое;
  • представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

  • "по вертикали" — отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
  • "по горизонтали" — отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличает следующие характеристики: публичная власть и управление по территориальному принципу.

Признак "публичной" власти. Публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу "субъект — объект"). Этот момент находит проявление в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс замечал, что родовой старейшина "стоит внутри общества", тогда как монархи и другие государственные деятели "вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним". Таким образом, одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти. [16]


В родовом обществе люди управлялись, можно сказать, непосредственно, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно управляются и организуются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди подпадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогу анализа этапов развития человечества, начиная с первобытного общества и заканчивая становлением государственного института можно говорить о том, что непосредственно с формированием и развитием целостности общества и зародилась потребность в регулирующем органе в его рамках. Необходимость государственного аппарата для общества имеет схожие причины, как нужда ребенка в родителях: контроль, защита, воспитание и содержание порядка. Государство предоставляет не только поддержку в становлении и развитии для населения, что находит отражение в различных государственных программах социального характера, но и сдерживает его во имя пресечения нарушения установленных норм и порядков, с целью не допустить разрушения общества. Существует множество форм и видов проявления государственной власти, однако не взирая на их широкий спектр, они все должны стремиться к единой цели — создать среду благополучную и защищенную для дальнейшего процветания общества. К сожалению, не все управленческие аппараты разделяют эти приоритеты, в погоде за собственными целями и амбициями.

Стоит отметить, что невзирая на ряд теорий, согласно которым потребность в государственном институте возникла как бы сама собой, нельзя отрицать тот факт, что именно люди, то есть составляющие единицы общества, сами ввели этой понятие и все сопутствующие аспекты в свою жизнь. Таким образом напрямую от нас зависит то, каким будет наше государство, какая политика будет проводиться, и кто будет его возглавлять, получая силу и власть от народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брайович С. М. Карл Каутский — эволюция его воззрений. — M.: Наука, 1982. — 231 с.
  2. Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146.
  3. Гумплович, Людвиг. Социология и политика. 1895. — 124 с.
  4. Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение. 2013. № 8.
  5. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 2015. — 470 с.
  6. Карл Маркс. Капитал/ Ленинздат-классика. 2018. 512 с.
  7. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999.
  8. Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.
  9. Крадин Н. Н. Основные закономерности происхождения государства // Краткие сообщения института археологии РАН № 239. М., 2015.
  10. Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2015. — 340 с.
  11. Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», Москва, 2013. сс.179-185
  12. Орлов Е. В. Аристотелевский эссенциализм и проблема «формулировки проблем». // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Философия и право. − 2004. — Т. 2, вып. 1. — С. 250 с.
  13. Першиц А. И., Менгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1984.
  14. Платон. Государство. / Академический Проект. 2015. 572 с.
  15. Политика Аристотеля. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1911. 465 с.
  16. Социальная статика: Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества (1851). — Санкт-Петербург, 1872. — 471 с.
  17. Томас Гоббс. Левиафан — Москва: Мысль, 2001. — 478 с.
  18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2013.