Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации на примере реально существующей организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические особенности понятия прибыли и рентабельности
1.1. Сущность и функции прибыли предприятия
1.2 Анализ состава и динамики прибыли
1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли и пути ее увеличения (рентабельность)
2. Практические аспекты формирования прибыли на примере предприятия ООО «МДК»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «МДК»
2.2 Анализ и формирование прибыли на предприятии ООО «МДК»
1.3. Факторы, влияющие на величину прибыли и пути ее увеличения (рентабельность)
При помощи факторного анализа можно оценить, на какую точную сумму изменилась прибыль под влиянием того или иного фактора. Факторный анализ прибыли от продаж (Пот прод) в общем виде можно привести по данным формы «Отчет о финансовых результатах», где рой прибыль от продаж определяется следующим образом:
(1.1)
где Вp – выручка от продажи (нетто);
СС – себестоимость продаж;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы.
Факторный анализ необходимо проводить в несколько этапов.
На 1-ом этапе рассчитывают влияние выручки на прибыль от продаж.
Данный расчет может быть осуществлен 2–мя способами:
∆П (Вp) = (Вp1 – Вp0) * П0 / Вp0, (1.2)
где П0 / Вp0 – рентабельность продаж предыдущего периода,
∆П (Вp) = П0 * Вp1 / Вp0 – П0, (1.3)
где Вp1 и Вp0 – выручка от продажи (нетто) предыдущего и отчетного периода соответственно;
П0 - прибыль от продаж предыдущего периода.
На 2-ом этапе рассчитывают влияние все себестоимости продаж на прибыль от продаж.
Расчет необходимо выполнять по относительному показателю себестоимости, то есть затраты на один рубль выручки, который показывает процентное соотношение затрат в выручке от продажи.
Также нужно учитывать, что себестоимость продаж является обратным показателем по отношению к прибыли, снижение себестоимости ведет к увеличению прибыли и наоборот:
∆П (СС) = Вp1 * (СС1 / Вp1 – СС0 / Вp0), (1.4)
где СС1 / Вp1 и СС0 / Вp0 - затраты на один рубль продаж продукции, в отчетном и предыдущем периодах соответственно.
На 3-ем этапе рассчитывают влияние уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж.
Аналогично выполняется расчет:
∆П (КР) = Вp1 * (КР1 / Вp1 – КР0 / Вp0), (1.5)
где КР1 / Вp1 и КР0 / Вp0 - доля коммерческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.
На четвертом этапе осуществляется расчет влияния изменения уровня управленческих расходов на изменение прибыли от продаж:
∆П (УР) = Вp1 * (УР1 / Вp1 – УР0 / Вp0), (1.6)
где УР1 / Вp1 и УР0 / Вp0 - доля управленческих расходов в выручке от продажи в отчетном и предыдущем периодах, соответственно.
При факторном анализе прибыли до налогообложения необходимо учитывать, что при формировании прибыли участвуют: себестоимость продаж, выручка от продаж, валовая прибыль, иные статьи доходов и расходов, внереализационные расходы и доходы.
В основе факторного анализа чистой прибыли или убытка предприятия лежит следующая модель:
∆Пч = ∆Д - ∆Р, (1.7)
где ∆Пч – изменение величины чистой прибыли;
∆Д – изменение суммы доходов организации;
∆Р – изменение суммы расходов организации.
Данный коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с одного рубля проданной продукции.
Табл. 3
Методика факторного анализа коммерческой рентабельности
Наименование |
План |
Факт |
Отклонение, (+,-) |
Прибыль от продаж. тыс.руб. |
П0 |
П1 |
П1-П0 |
Выручка. тыс.руб. |
В0 |
В1 |
В1-В0 |
Рентабельность продаж, % |
П0 / В0 * 100 |
П1 / В1 * 100 |
П1 / В1 * 100 – П0 / В0 * 100 |
Зависимость прибыли от себестоимости продукции характеризует показатель рентабельности, полученный, как отношение прибыли от продаж продукции к их себестоимости.
Влияние данных факторов на рентабельность основной деятельности или рентабельность продаж можно оценить способом цепных подстановок:
Табл. 4
Методика факторного анализа рентабельности продукции
Постановки |
Фактор, руб. |
Рентабельность продукции, % |
Величина влияния фактора (+,-) |
|
Прибыль от продаж |
Полная себестоимость |
|||
0 |
П0 |
В0 |
П0 / В0 * 100 |
- |
1 |
П1 |
В0 |
П1 / В0 * 100 |
с.1 – с.0 |
2 |
П1 |
В1 |
П1 / В1 * 100 |
с.2 – с.1 |
Итого |
с.0+с.1+с.2 |
с.0+с.1+с.2 |
Прибыль не рассматривается в качестве универсального и единственного показателя финансовых результатов.
Для оценки эффективности и интенсивности производственного развития предприятия в практике экономической работы часто используются различные показатели рентабельности.
Уровень рентабельности продаж достигается отношением прибыли от продажи товаров, работ, продукции, услуг к сумме выручки от продаж в оптовых ценах без НДС и иных налогов.
Рентабельность продаж по чистой прибыли или рентабельность продаж находят отношением чистой прибыли к выручке от продаж.
Она характеризует результаты всей деятельности предприятия.
Rпрод = Пч / Вр * 100%, (1.8)
где Ппрод – прибыль от продаж;
Пч – чистая прибыль;
Вр – выручка от продажи.
Табл. 5
Методика факторного анализа рентабельности продаж по чистой прибыли
Постановки |
Фактор,тыс. руб. |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
Величина влияния фактора (+,-) |
|
Чистая прибыль |
Выручка |
|||
0 |
Пч0 |
Вр0 |
Пч0 / Вр0 * 100 |
- |
1 |
Пч1 |
Вр0 |
Пч1 / Вр0 * 100 |
с.1 – с.0 |
2 |
Пч1 |
Вр1 |
Пч1 / Вр1 * 100 |
с.2 – с.1 |
Итого |
с.0+с.1+с.2 |
с.0+с.1+с.2 |
Представленные модели факторного анализа финансовых результатов позволяют выявить причины снижения прибыли организации и своевременно принять эффективные управленческие и экономические решения.
Далее рассмотрим основные пути увеличение прибыли предприятия.
Одним из главных составляющих повышения прибыли является активная рекламная политика.
Рассмотрим основные мероприятии по проведению рекламной политики.
1. Первая группа мероприятий будет нести информативную цель и распространяться на широкую аудиторию. Необходимо донести потенциальному потребителю, что предлагаемые услуги являются наиболее оптимальными и доступными. Данный комплекс будет включать в себя публикацию рекламных статей в региональных СМИ, таких как журналы: «BUSINESSMANIA», «Деловой квартал», «NATIONALBUSINESS», осуществление видео рекламы на телеканале «Россия». Кроме того, сюда будет входить использование наружной и печатной рекламы.
2. Вторая группа мероприятий будет нацелена на ограниченную целевую аудиторию. Здесь наиболее эффективной будет реклама в сети Интернет. Сегодня благодаря интернет- ресурсам можно достаточно точно направить информационный поток в сторону нужного потребителя.
Группа мероприятий будет состоять из следующих элементов: создания и продвижения профиля Instagram, рассылки информационных сообщений по почте, предоставление специальных условий постоянным клиентам, выгодные предложения для новых клиентов, редактирование сайта, SEO-продвижение и оптимизация.
Целесообразность проведения данных мероприятий объясняется очень просто: во-первых, это решит обозначенные проблемы, а во-вторых позволит более точно выполнять задачи рекламной деятельности, осуществлять контроль за их выполнением.
Также важно, чтобы предлагаемые мероприятия были закреплены документально в должностных инструкциях, заключением договоров с рекламными агентствами, эти действия позволят исполнителям подойти к рекламному процессу серьёзнее, и более эффективно выполнить поставленные задачи.
Другим способом повышения прибыли предприятия является за счет автоматизации производства. С замены оборудования увеличится выпуск продукции, издержки будут сокращаться, тем самым прибыль будет увеличиваться.
Третий способ повышения прибыли – найм высококвалифицированного персонала, при котором производство будет работать быстрее и качественнее.
Более актуальные пути решения увеличения прибыли следующие:
1.Повышение уровня цен при такой же затратной части. В этом случае можно предложить следующие пути.
Во-первых, повысить цену на продукцию.
Во-вторых, увеличить разницу между ценой и стоимостью товара.
В-третьих, увеличить объем продаж. Для того чтобы получить наибольшую прибыль, нужно оценить конкурентов, знать, какой товар покупатели готовы купить. Также необходимо брать во внимание качество товара, ведь потребитель, уважающий свои предпочтения и вкусы, купит товар наиболее высокого качества, хоть и за высокую цену.
2.Уменьшение затратной части при той же прибыли. Снижение себестоимости товара за счет уменьшения всех затрат. Для того чтобы снизить затраты, нужно тщательно исследовать производственный процесс.
Большинство фирм вводят новые метода управления (к примеру, совместная работа нескольких бригад и подразделений). Нужно помнить, что при снижении затрат на производство продукции, качество данной продукции не должно ухудшаться и процент брака также не должен увеличиваться.
3.Снижение себестоимости с увеличением цен. Такой способ реален только в условиях массового производства. Повышение объема производства является главным принципом увеличения прибыли. Руководителю предприятия или фирмы необходимо правильно определить стратегию и цели предприятия. В ином случае можно понести огромные убытки.
Таким образом, рассмотрев анализ прибыли предприятия и пути ее увеличения, можно сделать вывод, что при помощи анализа структуры и состава прибыли можно с точностью определить динамику ее увеличения или снижения.
При помощи факторов, влияющих на прибыль, а именно проведение факторного анализа, можно определить насколько предприятия рентабельно в дальнейшем и какие факторы оказывают негативное влияние на прибыль.
2. Практические аспекты формирования прибыли на примере предприятия ООО «МДК»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «МДК»
Общество с ограниченной ответственностью «МДК», именуемое в дальнейшем «Общество» учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», и другими нормативными актами, не противоречащим Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Общество обладает обособленным имуществом, учитываемом на его самостоятельном балансе, открывает в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество имеет круглую печать со своим наименованием, зарегистрированный товарный знак и другие средства визуальной идентификации, может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых федеральными законами.
Общество имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за её пределами.
Деятельность ООО «МДК» осуществляется в соответствие с законодательством Российской Федерации и уставом Общества.
Общество имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за её пределами, общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществе. Участники не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале Общества.