Файл: Построение организационных структур (Анализ и оценка эффективности организационной структуры управления ООО «NEXT-LAP).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Методика SWOT-анализа является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании [29].

SWOT-анализ сильных и слабых сторон ООО «NEXT-LAP» проводится для того, чтобы составить наиболее полную картину объективную картину анализируемого объекта, понять, по каким направлениям следует развиваться предприятию, активизировать конкурентные преимущества и избежать потенциальных угроз.

Сильные внутренние стороны (т.е. преимущества компании на рынке):

  • лидерство на местном и областном рынке строительных услуг за счет клиент ориентированности компании: гибкость в отношении заказчиков, предлагаемая много вариантность выполнения задач, использование современных технологий;
  • большой опыт работы в различных инженерных сферах;
  • высокий технический и технологический уровень работы;
  • узнаваемый бренд: предприятие известно на рынке и имеет хорошую репутацию;
  • квалифицированные специалисты;
  • условия для повышения квалификации, профессионального переобучения;
  • широкий спектр предоставляемых услуг;
  • послепостроечный мониторинг сооружений и гарантийное обслуживание;
  • связи в правительственных структурах (акимат, архитектура);
  • сотрудничество с крупнейшими производителями строительной техники и материалов: TEREX (Россия), Baumit (Россия), Bauer (Германия), Multipor (Германия), SoilMec (Италия);
  • собственный парк техники и современное оборудование. Слабые внутренние стороны (недостатки компании):
  • недостаток финансовых средств (вынужденная экономия на материалах);
  • текучесть персонала;
  • отсутствие четкой организационной структуры;
  • слабая и непостоянная маркетинговая политика;
  • недостаток кадров в сфере строительного менеджмента, логистики и стандартизации;
  • небольшой размер фирмы.

Сильные внешние стороны (возможности рынка):

  • сотрудничество с администрацией города (получение гос.заказов на строительство и обслуживание объектов);
  • государственная программа обеспечения жильем «Нурли ер»;
  • хорошая кредитная история, партнерство с банками (банк RBK, Народный банк, Каспи банк);
  • участие в городских тендерах;
  • расширение объемов производства и спектра предоставляемых услуг (одна из последних услуг¸ предоставляемой фирмой – монтаж охранных сигнализаций);
  • возможности быстрого роста;
  • появление новых технологий;
  • возможность выхода на рынок соседних областей. Слабые внешние стороны (угрозы рынка):
  • нестабильность курса валют: в период 2016-2018 года в стране произошла девальвация, а так как большинство поставщиков – иностранные, это привело к увеличению затрат;
  • конкуренция на строительном рынке;
  • растущие требования поставщиков;
  • изменения в строительном законодательстве, сертификации;
  • увеличение себестоимости услуг из-за растущих цен на стройматериалы;
  • бюрократия в госорганах.

Распределим полученные факторы по полям матрицы (Приложение 3). Сильные стороны – внешняя среда

Под пунктом «сотрудничество с администрацией города» нужно понимать участие фирмы в инфраструктуре города и социальное партнерство. Фирма работает на рынке уже продолжительное время и хорошо зарекомендовала себя, чем и заслужила доверие со стороны городских властей. Это проявляется в поддержке при участии в тендерах, в содействии на получение требуемых для строительных работ разрешений и уже составленных долгосрочных договорах на строительство.

«Нурли ер» - новая масштабная жилищная программа в РУз. Программа включает в себя строительство таких типов жилья:

  • кредитное (с выкупом в ипотеку на определенных условиях для любых категорий граждан);
  • арендное жилье с выкупом;
  • арендное жилье без выкупа для социально уязвимых слоев населения;
  • арендное жилье для очередников местных исполнительных органов и молодых семей.

В 2018 году в городе Алмалык сданы первые три дома по программе «Нурли ер». Ключи от квартир получили сотрудники правоохранительных органов, врачи, учителя, работники предприятий, сироты, инвалиды и другие очередники. В 2019 году планируется сдать в эксплуатацию 60 тысяч квадратных метров жилья.

Для строительства привлекаются частные застройщики, выдаются субсидии из республиканского бюджета. ООО «NEXT-LAP» с 2018 года участвует в постройке трех5ти-этажных домов. Фирма получила тендер на проектные и строительно-монтажные работы.

Кроме того, одним из постоянных крупных заказчиков организации является Поликлиника №1. Уже не первый год ООО «NEXT-LAP» выигрывает тендер на обслуживание здания одной из городских поликлиник. Основной деятельностью является монтаж и техническое сопровождение пожарных и охранных систем.

Слабые стороны – внешняя среда

Одной из самых злободневных проблем для любого крупного предприятия является нестабильность курса валют. С момента рождения сум подешевел почти в 72 раза. За последнее время РУз пережил две девальвации (2014 и 2017 год). В 2014 году национальная валюта «упала» с 1800 сум за доллар до 3400 (52,9%), а в 2017 – до 8100 сум (58%). На данный момент (май 2019 года) актуальный курс составляет 8423 сум за 1 доллар США.

Такая экономическая нестабильность в государстве не может не отразиться на бюджете предприятия, ведь основные поставщики строительного оборудования, материалов и систем из-за рубежа: Германия, Италия и Россия.

Также вне зависимости от курса тенге увеличиваются цены на строительные материалы. На такую тенденцию будут влиять увеличивающиеся затраты на транспортировку, изменение цен на энергию и колебания спроса.


Растущая конкуренция также оказывает свое влияние на работу предприятия. Для относительно небольшого города в Экибастузе действует пять строительных фирм. Основными конкурентами ООО «NEXT-LAP» являются ООО «Грань Строй» и ООО «Гамма». ООО «Гамма» создано в мае 1995 года. Основными направлениями деятельности предприятия являются добыча и реализация бурого и каменного углей, добыча и реализация полезных ископаемых, проектно-изыскательные, экспертные, строительно- монтажные работы, работы по производству строительных материалов, изделий и конструкций. ООО «Грань» кроме основной коммерческой деятельности постоянно участвует в городских и социальных мероприятиях, не раз удостоена награды «За вклад в развитие спорта», участвовала номинациях «Лучший работодатель» и «Лучший социальный партнер» [22].

Сильные стороны – внутренняя среда

К сильным сторонам деятельности фирмы ООО «NEXT-LAP» стоит отнести достаточно большой непрерывный стаж работы, высокая конкурентоспособность (2 место и 21% от всей доли рынка строительных услуг города) и узнаваемый бренд. Огромным плюсом является опыт работы в различных инженерных сферах: от проектирования до монтажа зданий, обслуживание необходимых в наше время пожарных и охранных систем в частных и государственных (в том числе социально значимых) объектах, ремонтные и отделочные работы, а также ремонт электрических двигателей. Очень важно для организации наличие собственного, а не арендованного оборудования и техники. Доказательством качества всей работы служат качественные импортные материалы и долгосрочное сотрудничество с крупнейшими поставщиками строительных материалов (Bauer (Германия), SoilMec (Италия)). Преимуществом ООО «NEXT-LAP» для заказчиков является после построечный мониторинг и гарантийное обслуживание, что говорит об уверенности в своей работе.

ООО «NEXT-LAP» можно назвать небольшим предприятием, исходя из штата в 103 человека. Основная доля сотрудников приходится на рабочих (слесарей, монтажников, подрядных рабочих). Именно в этой категории персонала существует основная и существенная текучесть, которую нужно устранять. Из-за нестабильности в экономической и монетарной политике часто возникает нехватка финансовых средств, которая решается за счет

уменьшения объемов производства или взятия ссуд и кредитов в банках второго уровня. Отчасти из-за этого пока невозможен выход за пределы местного рынка. Предприятие поставило себе цель расширить территорию услуг за переделы города (районный центр – город Самарканд, выход на столичный рынок – Ташкент).


Слабые стороны – внутренняя среда

Сопоставим полученные факторы для выделения возможных частных стратегий и их последующего анализа (Приложение 4):

  • конкурентные активы. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для освоения рыночных возможностей (S-O);
  • конкурентные пассивы. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для нивелирования угроз (W-T);
  • узкие места. Преодоление недостатков компании (слабых сторон) для освоения возможностей (W-O);
  • безопасность и защита. Использование преимуществ компании (сильных сторон) для нивелирования угроз (S-T).

Мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия ООО «NEXT-LAP»

Автоматизация и компьютеризация рабочих мест, а также старение профессиональных знаний, полученных в учебных заведениях и ускоренно сокращающиеся сроки перехода на новые технологии работы до 0,8 – 2 лет, все это требует постоянного обучения и переобучения персонала на протяжении трудовой жизни. В то же время увеличение потребности в дополнительном обучении требует от предприятия дополнительных затрат на обновление знаний персонала.

  1. Изменение структуры управления.

По результатам проведенных исследований (SWOT – анализа и опроса) можно судить о недостатках в области HR-менеджмента. В графе SWOT- анализа «преодоление недостатков компании (слабых сторон) для освоения возможностей (W-O)» отмечается «преобразование системы управления персоналом». Сюда, в первую очередь, относится создание новой оптимальной структуры управления, а также формирование новой системы ценностей, идеологии и организационной культуры.

Текущую хаотичную структуру (Приложение 2) нужно трансформировать, по моему мнению, в новую (рисунок 8).

Рисунок 8 – Существующая структура управления

Новая структура управления предполагает расширенный управленческий аппарат. Одного заместителя директора следует заменить на нескольких, которые будут специализироваться по отраслям, т.е. часть полномочий генерального директора будут делегированы заместителям.

Финансовый директор руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учётом рыночной конъюнктуры. Финансовый директор руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учётом рыночной конъюнктуры.


Основные должностные обязанности финансового директора:

  • Управление финансовыми потоками предприятия;
  • Контроль расходов и обеспечение эффективного использования ресурсов;
  • Контроль доходов и обеспечение фирмы финансами (в том числе и кредитными);
  • Налоговое планирование;
  • Формирование и стратегическое планирование финансовой политики компании;
  • Обеспечение экономической безопасности Анализ и снижение возможных финансовых рисков;

Рисунок 9 – Предлагаемая структура управления

Предприятие, которое не развивается, не может рассчитывать на успешное продолжение своего бизнеса. Именно с этой целью руководители предприятий, которые осознают важность контролируемого процесса перспективного и стратегического планирования деятельности предприятия, принимают решения о введении в штат своего предприятия такой должности, как директор по развитию.

Должность не случайно называется «директором». Служащий, занимающий ее, входит в высший руководящий состав предприятия. Для принятия и воплощения стратегических решений по развитию или реструктуризации необходимы значительные полномочия.

Директор по развитию – это управленец высшего звена, занимающийся качественным изменением и продвижением компании на рынке. По сути, главная задача директора по развитию – вывести компанию на более высокий уровень. Критерием «высокого уровня» является прибыль и доля рынка.

Основные должностные обязанности директора по развитию бизнеса включают в себя:

  • Внешнее развитие компании – открытие филиалов, партнерство, выход на новые рынки.
  • Исследования рынка и конкурентов, поиск идей для развития бизнеса.
  • Анализ и совершенствование бизнес-процессов компании.
  • Управление маркетингом (мероприятия, акции, распродажи, участие в выставках, презентации продукции и так далее) и продажами.
  • Управление ассортиментом продукции, ценообразованием, политикой продаж.
  • Управление сотрудниками (подбор, обучение, мотивация).

Отдел кадров, как уже говорилось, представлен только одним сотрудником, чего недостаточно развивающемуся предприятию. Директор по

развитию будет заниматься управлением персоналом компании. Он должен рассчитывать необходимую численность сотрудников, обеспечивать привлечение новых и удержание существующих специалистов, формировать кадровый резерв. Ему в помощники выделяется отельная единица - специалист по обучению персонала. Он будет разрабатывать кадровую политику, систему мотивации, адаптации и обучения персонала. Иными словами, он должен делать все возможное, чтобы люди в организации работали хорошо и были довольны своей работой.