Файл: Понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства

г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[27].

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:


а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами[28].

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.


Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Демидов А.И. Правоведение. 2015. №3.
  3. Козулин А.И. Государство и право. 2014. №2.
  4. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2017.
  5. Малько А.В. Правоведение. 2017. №3.
  6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 2016.
  7. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2015.
  8. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 2015 №2.
  9. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2014.
  10. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2015 г.
  11. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2018.
  1. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2015 – с.40

  2. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2014-с.54-55

  3. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2014-с.55

  4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 2016- с.123

  5. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2015 г. – с. 64

  6. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2018. — с.53

  7. Малько А.В. Правоведение. 2017. №3- с.10

  8. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 2015 №2-с.21

  9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 2016- с.126

  10. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2017- с. 89

  11. Козулин А.И. Государство и право. 2014. №2- с.29

  12. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2015- с.36

  13. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2015 – с.37

  14. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2015 г. – с. 64

  15. Семин Г. Основы Российского правового государства/ Российская юстиция/ 2015 №2-с.22

  16. Козулин А.И. Государство и право. 2014. №2- с.30

  17. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2017- с. 90-91

  18. Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. – Рязань, 2014-с.56

  19. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2018. — с.55

  20. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 2017- с. 93

  21. Демидов А.И. Правоведение. 2015. №3-с.19

  22. Малько А.В. Правоведение. 2017. №3- с.12

  23. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2015 г. – с. 66

  24. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2015 – с.40

  25. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2018. — с.56-59

  26. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2015 – с.41-42

  27. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. — Тюмень, 2018. — с.60

  28. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2015 г. – с. 70