Файл: Законность и правопорядок (Теоретические аспекты правопорядка) (Функции правопорядка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить 3 основные функции правопорядка.

  • Функция взаимодействия с внешней средой. Данная функция реализует упорядочение, упрочнение и стабилизацию трех системных блоков, одним из элементов которой он является. Правопорядок нормально функционирует при определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. На правопорядок, в окружающей среде значительно влияют эконоические, политические и различные социальные факторы, с которыми он функционирует и к которым должен адаптироваться в зависимости от благоприятного или угнетающего воздействия. Окружающая среда оказывает серьезное влияние на правопорядок , как и правопорядок на окружающую среду. Он не только адаптируется к среде, так же является правовой основой, как демократии, так и всей политической государственной системы. Правопорядок выступает стабилизатором важнейших государственных связей и отношений. При угнетающих или благотворных влияниях, правопорядок оказывает обратное воздействие, реализуя стабилизирующую и функцию упорядочивания их. Благотворное влияние среды существенно усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Степень противостояния правопорядка негативным воздействиям, зависит от его совершенности и прочности.
  • функция обособления качественной определенности. Данная функция является упрочнением внутренних связей и общественных отношений. Сфера ее распространения направлена во вовнутрь и затрагивает сферу взаимодействия единого и отдельных его составных частей. Она призвана объединить разные уровни упорядоченности в монолитную систему. Функция обособления качественной определённости является регулятором действующей структуры субординации и иерархической подчиненности субъектов ее воздействия, так же модели их поведения и функционирования. Она призвана структурировать в монолитную согласованную и стройную систему взаимодействия ее субъектов. От такой функции зависит монолитность, целостность и организованность механизма, а так же упорядоченность взаимосвязи отдельных ее элементов.
  • функция сохранения и совершенствования правопорядка. Данная функция направлена «на саму себя» как на единое образование, которое позволяет сохранять качественную обособленность. Стабильность и сохранение системы обеспечивается не только внешними, но и внутренними факторами, что означает, данная функция обеспечивает саму себя. Правопорядок окружает не только внутренней, но и внешней средой. Это само общество, политический режим (демократия), государственная власть и методы ее воздействия. Оно может быть как стимулирующего, так и угнетающего характера, как укрепляющего, так и разрушающего порядок. Помимо этого, окружающая среда вполне может привести к невозможности повлиять на составляющую произвола, беззакония и хаоса, с целью их пресечения. Окружающая среда по своей сути обязана оказывать положительное воздействие на правопорядок и укрепление законности, улучшая правовую деятельность правоохранительных, правоприменительных и иных органов власти. Губительное воздействие разрушается правовым нигилизмом, коррумпированностью, злоупотреблением полномочиями и т.д. Правопорядок призван противостоять данным категориям и должен непрерывно укрепляться и совершенствоваться.

Описанная функция состоит из разных направлений: управление правопорядком, защиты от угнетающих факторов укрепление целостности системы и ее стабилизации.

2.3.Принципы правопорядка

Принципы правопорядка это основополагающие начала и требования, формирующих правопорядок как правовую категорию и являющихся базой его функционального существования. К принципам правопорядка можно отнести принципы законности. Но так как правопорядок является самостоятельной функциональной единицей, возникает необходимость выделить его субъективные специальные принципы.

Первый принцип – конституционности. Так как конституция является основным законом государства, это обусловливает значимость описываемого принципа. Все нормативно правовые акты не должны противоречить конституции, иначе это влечет признание таких актов не соответствующих конституции, а значит не действующими.Суть данного принципа заключается в неукоснительном исполнении и подчинении нормам конституции и обеспечение ее реализации. Идеальная (теоритическая) конституция, то есть то, что должно быть. Она призвана стать действительной конституцией, то есть непосредственно, что происходит в действительности. Реализуется данный принцип различными средствами прививания государством и обществом индивидуумам четко сложившегося правосознания и дальнейшего его укрепления.

Второй принцип Законности. Под данным принципом понимается создание законов и иных нормативно-правовых актов, которые наиболее точно и полно отражают проблемные места в обществе, с целью их урегулирования и упорядочения. Соблюдение данного принципа является главным условием установления правопорядка в правовом государстве.

Принцип системно-структурной организации является третьим принципом. Данный принцип раскрывает наличие монолитности и структурности, как неотъемлемых свойств правопорядка. Структурность и системность дает возможность согласованно функционировать всем структурным элементам правого государства.

Принцип иерархической подчиненности – это означает, что в государстве есть четко выработанная субординация между органами государственной власти и должностными лицами, а так же выстраивание нормативно правовых актов по юридической силе, а так же применения таких норм для обеспечения упорядоченности их взаимосвязи. Реализация данного принципа в полном объеме дает возможность устранения противоречий соподчиненности между государственными органами и должностными лицами, что в свою очередь позволяет наиболее оперативно и без проблемно выполнять возложенные на них обязанностей. Касаемо нормативно правовых актов, так же играет важную роль указанный принцип, поскольку в результате правоприменительной деятельности часто возникают потребности применения законов, которые регулируют одни и те же общественные отношения. С целью выработки единой правоприменительной практики и был создан принцип иерархической подчиненности.


Принцип социальной и правовой нормативности – заключается в необходимости урегулирования общественных отношений в государстве, посредствам принятия субъектами правотворчества нормативных актов. Данный принцип является отправной точкой и средством упорядочения.

Принцип справедливости и гуманизма основывается на высоких моральных принципах, устоях, уважении к человеку и его правам, достоинству и чести. Реализация данного принципа ложится на плечи государства, семьи, школы, церкви и т.д. В качестве примера можно привести мораторий на смертную казнь в РФ.

Принцип подконтрольности – это наличие универсального контроля за всеми сферами общественной жизни и деятельности органов государственной власти. Данный контроль может осуществляться как органами контроля и надзора, так и самими гражданами. Специальным органом надзора в РФ является прокуратура.

Принцип государственного обеспечения, охраны и защиты. Сутью данного принципа является в гарантированность со стороны государства в защите прав, законных интересов граждан. Средствами защиты выступают государственные органы.

Глава 3.Взаимосвязь законности и правопорядка

3.1.Гарантии законности и правопорядка

В правовых государствах действует целая система гарантий обеспечения законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка подразумеваются такие условия общественной жизни, а так же специальные государственные меры, которые обеспечивают стабильный уровень законности и устойчивость правопорядка. Принято различать материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. В состав материальных гарантий входит экономическая структура общества, в которой устанавливаются и регулируются так называемые эквивалентные отношения между потребителями и производителями материальных благ. При таких рыночных отношениях реализуется материальная база с целью нормального развития государства и общества. При таких условия субъект правоотношений обладает экономической самостоятельностью. Такие принципы закреплены в ГК РФ принцип свободы договора, автономии воли и др. Данные положения устанавливаются и обеспечиваются государством, что позволяет в полной мере реализовывать субъектам права свои возможности в сфере материальной составляющей. Материально обеспеченный и защищенный государством человек, как правило формирует свое правосознание, поскольку его интересы обеспечиваются и охраняются.


Под политическими гарантиями законности и правопорядка выступают все части политической системы, которые поддерживают и развивают общественную жизнь на базе нормативно-правовых актов, которые отражают закономерности развития общества в целом. Государственные органы, организации, кооперативы и другие составляющие политической системы общества, в рамках интереса обеспечения своей жизнедеятельности различными способами поддерживают режим законности и устойчивость правопорядка. Политики, политические организации, которые выступают против правопорядка, лишаются защиты со стороны государства.

Гарантии обеспечиваются государством юридически. К юридическим гарантиями относится деятельность государственных органов и учреждений, направленных на предотвращение, пресечение и предупреждение нарушений законности и правопорядка. В состав органов государства, которые в силу предоставленных им полномочий осуществляют обеспечение гарантий входят суды, исполнительные органы, а так же органы законодательные, то есть обеспечения законности осуществляется тремя ветками государственной власти, что подчеркивает особую важность в осуществлении реализации законности и правопорядка. Координацией направления борьбы с возможными правонарушениями занимаются законодательные органы, посредствам принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Задача профилактики, предупреждений и пресечений преступлений и правонарушений лежит на правоохранительных органах. При наличии достаточных экономических, а так же политических гарантий, правоохранительная деятельность эффективно работает над стоящими перед ними задачами. Следующей гарантией обеспечения законности и правопорядка по праву принадлежит нравственности. При соблюдении нравственности создаются благоприятные и гармоничная обстановка в общественных отношениях, что само по себе является серьезным регулятором. Уровень духовности, воспитанности, культуры чуткость, отзывчивость и понимание государственных органов и служащих к человеку и его потребностям и интересам позволяет прочно закрепить соблюдение законности и правопорядка. Духовным воспитанием индивидов в государстве занимаются различные школы, общественные организации, учреждения культуры, искусства. Духовная составляющая так же в ходит в сферу государственных задач, поскольку оно закладывает в индивиде дальнейшее восприятие мира, права и государства, тем самым формируя его правосознание. Должный уровень правосознания является лучшим регулятором общественных отношений в государстве.


3.2.Соотношение законности и правопорядка

В сфере права сложно найти определения менее взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Говоря об этом, имеется в виду что ранее вычленение в раздельные правовые категории данных понятий не проводились и считались равнозначными. Возникает необходимость проследить их сходства и различие, поскольку это имеет большое практическое значение для укрепления законности и упрочнения правопорядка. Важную роль при анализе и детальном рассмотрении как законности так и правопорядка играют социальные связи и отношения, при которых данные понятия функционируют. Обособленно друг от друга существовать они не могут. При рассмотрении властных средств и способов осуществления власти государства берется одна связь. В таком случае законность является методом государственного управления обществом. При этом не сам правовой метод, а его качественные характеристики выступают основой.При рассмотрения основополагающих начал деятельности государства и его органов, должностных лиц, а так же других субъектов права находит место новая взаимосвязь, при которой законность является основным конституционным принципом. В случае анализа демократии, она является правовой основой народовластия. При раскрытии сути нормативно правовых и правоохранительных актов, следственной, исполнительной и любой другой деятельности следует говорить о законности, как о сущности.

Сущностью законности является требование правильного понимания и неукоснительного исполнения законов с целью защиты законных прав и интересов граждан, участников правоотношений а так же обеспечения выполнения ими обязанностей и в случае нарушений, привлечения к юридической ответственности. Данные положения важно брать во внимание при сравнении правопорядка и законности. В системе общества существуют три основных категории, которые необходимо проследить. Их взаимосвязь настолько сложна и многообразна, что нужно понять зависимость и провести параллель различий. К таким категориям относятся: право, законность и правопорядок. Свойства данных понятий переходят из одного качества в другое.

На протяжении значительного времени под содержанием законности и правопорядка понималось точное исполнение законов и из за этого различие между этими понятиями не проводилось, и они понимались одинаково. Одинаковыми для этих правовых категорий является единое государственное содержание и интересы, они взаимосвязаны с правами, свободами юридическими обязанностями, а так же с юридической ответственностью. Само по себе это предполагает существование отличий, которые определяют их обособленность.