Файл: Психология власти (гендерный аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Необходимость изучения гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные вопросы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, весьма актуальны. Прежде всего, это связано с демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий преобладает женское население, в настоящее время доля женщин составляет около 55%, и по ряду причин она будет расти в будущем.

В процессе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, а у мужчин – профессиональная деятельность. Даже выполняя одну и ту же профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. При планировании своей карьеры женщины больше ориентируются на текущее состояние дел, чем на перспективы развития.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с управлением.

Предмет исследования – психология власти (гендерный аспект).

Целью исследования является комплексный анализ психологии власти (гендерный аспект).

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать мужчин и женщин в деловом мире;

– проанализировать гендерные аспекты в управленческой деятельности.

Методы исследования. В ходе работы были использованы следующие теоретические методы: изучение литературы по психологии власти, отбор и систематизация материалов по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, опрос, корреляционный анализ.

Структура работы содержит в себе введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава I. Мужчины и женщины в деловом мире

1.1 «Стереотипы»

Гендерные стереотипы понимаются как схематизированные, нормативные, обобщенные представления о мужских и женских ролях, изображениях мужественности и женственности в соответствии с ожиданиями общества. Область изучения гендерных стереотипов достаточно обширна.[1]

Гендерные исследователи охватывают все новые социальные институты, группы, классы людей, коллективы, в которых существование стереотипов обусловлено взаимодействием людей, принадлежащих к разным гендерным категориям. Ученые основываются, как правило, на утверждении, что в российском обществе преобладает гендерное неравенство. Чтобы сбалансировать положение мужчин и женщин, необходимо полностью изменить все традиционные стереотипы в общественном сознании, но это произойдет не скоро, потому что большая часть общества продолжает использовать стереотипы прошлого. Однако в последние годы наблюдается гибкость гендерных норм, ценностей, установок, особенно в поведении и сознании молодого поколения. В связи с этим изучение гендерных стереотипов будет актуальным до тех пор, пока общество не полностью преодолеет традиционалистские взгляды на мужчин, женщин и отношения между ними.


Женщины получают «естественные» функции, такие как материнство, ведение домашнего хозяйства и брак. Нельзя сказать, что в современном российском обществе все женщины порабощены мужской властью и что все мужчины сильны и компетентны. Как и во всех социальных группах, существуют исключения из стереотипных норм.

1.2. «Карьера»

В средствах массовой информации мало примеров успеха женщин, занимающих высокие позиции в мужских группах и имеющих стабильные карьерные позиции, например, женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко и др. Другой вопрос: воспринимает ли общество таких женщин? как компетентные специалисты, способные решать вопросы общегосударственного значения.[2]

Для обычных женщин истории успеха других женщин стереотипно представляются как недостижимые, требующие больших физических и волевых усилий или сопровождающие мужскую поддержку.

Однако из-за социального сходства можно сказать, что мужчины и женщины, находящиеся под воздействием окружающей среды или средств массовой информации, имеющие определенную долю мужественности или женственности, могут адаптироваться к внешней гендерной среде и ролевым настройкам, что положительно скажется на стереотипах в обществе. Общие и конкретные изображения в частности.

Гендерные отношения, которые развиваются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами) в деловом мире, обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или неявной сегрегацией (вынужденная изоляция) и конвергенцией (сближение характеристик разные группы). Последняя тенденция является результатом серьезных изменений в обществе, потому что мужчины и женщины должны работать вместе. В то же время существуют как враждебные отношения, конкуренция, так и дружеские отношения, направленные на сотрудничество между представителями разных полов.

На Западе в последнее время проводились многочисленные исследования препятствий, которые женщины вынуждены преодолевать в своей карьере. Это работа Дж. Ландау, С. Марлоу и коллеги, Т. Меламед и др.

Важной проблемой является дифференцированный подход к оценке мужского и женского труда. Независимо от объективных результатов работы женщин во многих странах делают низкие зарплаты; им дают меньше информации, а сроки более строгие.

Без каких-либо объективных оснований женщины приписывают отсутствие компетентности, отсутствие логики и претензий, а также отсутствие стремления к продвижению по службе.


Чтобы стать лидером, женщина должна преодолеть больше препятствий, чем мужчина. По мнению американских экспертов, путь к власти для женщин связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчин – с реализацией многочисленных возможностей.

Теория «стеклянного потолка», которая понимается как невидимый, но реальный барьер, с которым сталкивается женщина-лидер, пытающаяся добиться успеха, стала более распространенной. Для мужчин этот барьер не существует.

Трудно бороться, потому что это невидимо. Как выяснилось в исследовании, это явление действительно имеет место. Даже в лаборатории женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их лидерами, а мужчины даже выступают против этих женщин. На самом деле, женщины-менеджеры сталкиваются с большими барьерами на пути развития карьеры, чем мужчины.

Третья гипотеза принадлежит Г. Штейнсу и называется теорией «звездной болезни».

 «Звездная болезнь» относится к явлению, когда женщины-руководители склонны считать ситуацию с лидерством женщин успешной и не помогают другим кандидатам. Такое жесткое отношение к представителям своего пола теперь также называют «обратным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям предрассудки в отношении женщин проявляют не мужчины, а сами женщины.

Глава II. Анализ основных гендерных аспектов в управленческой деятельности

2.1 Гендерные аспекты в управленческой деятельности

Отечественный психолог А. Е. Чирикова дает сравнительное описание деловых и личностных качеств российских мужчин и женщин.

У женщин первыми позициями (в порядке убывания важности) являются следующие качества и навыки:

• умение идти на компромиссы, вести гибкие переговоры с учетом позиций других сторон;

• уверенность в себе и своей миссии;

• способность действовать в ситуациях конфликта и риска;

• постоянная готовность к изменениям, инновациям;

• умение быстро делать выбор;

• умение эффективно использовать способности и умения других людей;


• трезвое отношение к инновациям, здоровый консерватизм;

• способность противостоять давлению и давлению, отстаивать свою позицию;

• умение жить сегодняшним днем ​​«здесь и сейчас»;

У мужчин отмечены следующие ведущие качества и навыки:

• постоянная готовность к изменениям и инновациям;

• умение навязывать свою позицию в случае необходимости;

• способность чувствовать себя свободно и пользоваться ограничениями и правилами;

• умение эффективно использовать способности и умения других людей;

• умение использовать чужие идеи для достижения своих целей;

• способность действовать в ситуациях конфликта и риска;

• способность впечатлять, строить и поддерживать отношения с другими людьми;

• уверенность в себе и своей миссии;

• способность противостоять давлению, отстаивая свою позицию.

Мужчины доминируют в бизнесе, потому что они проявляют большую способность действовать в ситуации неопределенности и угрозы риска, эффективно использовать других людей. Женщины добиваются успеха благодаря способности идти на компромисс, уверенности в себе, гибкому поведению в различных ситуациях.

Есть также различия в мотивации между мужчинами и женщинами. Исследования показывают, что женщины характеризуются большей дифференциацией мотивов, а мужчины – стремлением реализовать более высокие потребности. Трудности в удовлетворении потребности в самореализации у женщин приводят к частым внутренним разочарованиям и, как следствие, к прогулам по болезни и по другим уважительным причинам. Это связано с противоречивым желанием женщин добиться успеха как в профессиональной, так и в семейной сферах.[3]

Опросы женщин показывают, что в профессиональном самоопределении их, прежде всего, привлекают возможности общения, социального взаимодействия, отношений, которые развиваются в организации. Личные, комфортные отношения на работе могут компенсировать неудовлетворенность заработной платой или неблагополучные семейные отношения. Возможно, что, по крайней мере для некоторых женщин, межличностные отношения на работе особенно важны, потому что они помогают им определить свою профессиональную Я-концепцию. Кроме того, социальная поддержка на работе связана с более низким процентом депрессии и физических недугов у женщин. На втором месте по значимости находится материальная заработная плата и только на третьем - интерес к содержанию профессиональной деятельности.


Среди различных руководящих принципов выбора профессии мужчины чаще стремятся к предпринимательской деятельности, управлению, конкурентоспособности, чувствуют необходимость создания нового продукта, услуги или организации. Женщины на работе чаще всего ориентированы на независимость, стабильность, безопасность, профессиональную компетентность. Важным мотивом выбора работы для женщин являются условия труда, санитарно-гигиенические характеристики деятельности, организация труда.[4]

Успех женщины во многом зависит от присутствия ее наставника. Проблема в том, что не так много женщин занимают должности, которые позволяют им руководить, давать советы или защищать молодых женщин на работе. Когда роль наставника женщины берет на себя мужчина, отношения между ними могут быть нарушены, например, путем привлечения друг к другу. Исследования Д. Левинсона показали, что, в отличие от мужчин, женщины более продолжительны в период обучения и продолжают регистрироваться как начинающие, пока не достигнут среднего возраста.

Оценивая свою собственную работу, женщины в основном сосредоточены на похвале или отрицательной оценке со стороны других участников. Не менее важной, чем оценка профессиональной компетентности женщин, является оценка их личностных качеств, в том числе физических и слабых сторон. Для мужчин оценка их профессиональной деятельности становится определяющей.

2.2 «Различие психики у женщин и мужчин»

Стремление к профессиональному успеху у многих женщин противоречиво и называется «конфликтом страха перед успехом». Профессиональный успех часто вызывает у женщин беспокойство, сомнения в собственной женственности и способности реализовывать роли матери и жены. Культурные традиции, как правило, усиливают эту озабоченность, создавая взаимоисключающий выбор женщин в отношении работы и семьи. Отсутствие внешнего давления в традиционно женских профессиях приводит к резкому снижению боязни успеха.

В практике управления гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к управлению командой и индивидуумом, особенно межличностные отношения, с учетом мужской и женской психики и особенностей интеллекта. Различные исследования, сравнивающие деловые и психологические качества женщин и мужчин показали, что существуют определенные различия в ряде изучаемых параметров. Однако в серьезных научных экспериментах не подтвердились некоторые мнения о различиях умственных способностей, обучающих способностей, качеств характера и темперамента у обоих полов. В результате был сделан вывод, что женщины обладают качествами, которые определяют их очень благоприятные возможности для эффективного управления.