Файл: Формы государственного устройства ( Понятие государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Общество во все времена представляло собой сложную структуру, состоящую из совершенно разных типов людей. Изначально такого понятия, как социум, вообще не существовало. Потому что люди не были объединены в одной системе. На сегодняшний день все кардинально изменилось. Общество является не только основой деятельности на планете, но еще и главной составляющей любого государства. Последний элемент заслуживает отдельного внимания. Как и общество в целом, страны появились не сразу. Их созданию предшествовала родоплеменная община. Постепенное разрастание такой социальной формации вызвало потребность её расширения, что, собственно, и случилось. Современные мировые государства – это действительно интересные структуры. Ведь они функционируют как единый, многогранный и умный в своем роде механизм или даже организм. Помимо того, страны не являются однородными. Существует множество разновидностей. Большое значение в данном случае играет форма государственного устройства. Эта категория характеризует несколько «очагов управления» каждой страной в отдельности. При этом форм на сегодняшний день большое количество. Это позволяет разделить все государство согласно данному критерию, что облегчает процесс их непосредственного изучения.

Для такой разнообразной по экономическому и национальному признаку страны как Россия федеративная форма государственно-территориального устройства является самым лучшим вариантом.

Становление России как федерации было обусловлено историческим процессом развития. Однако ведущую роль в данном процессе играет Конституция 1993 г., в которой законодатели учли опыт предшественников и предоставили субъектам федерации довольно широкие права. Так, согласно тексту начальной Конституции Россия была децентрализованной федерацией. Но в течение последних 10 лет явно просматривается тенденция к созданию централизованной федерации. Связан такой переход с большой территорией и многонациональным составом народонаселения страны, контроль за которыми обуславливается необходимостью устранения процессов сецессии до их теоретического возникновения на территории России. Федеративное государство на данный период времени отвечает условиям нормального функционирования Российской Федерации как с правовой, так и с экономико-социальной точек зрения.

Целью работы является уточнение сущности государственного устройства.


Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) раскрыть понятие государственного устройства; 2) рассмотреть историю развития федеративных отношений в России; 3) выявить проблемы современного российского федерализма и пути их решения.

Объект исследования – система отношений возникающих при федеративном государственном устройстве.

Предметом исследования являются особенности современного федерализма.

Степень научной разработанности: проблемы форм государственного устройства разработаны такими учеными-правоведами как: Аврутин Е. Ю., Бекбосынов М.Б., Валентей С.Д., Глигич-Золоторева М.В., Лыкова Л.Н., Венгеров А. Б., Власенко Н.А., Григорьева И.В., Ищенко А.С., Карпов А.В., Кириенко Г.С., Клисторин В.И., Курилкина О.А., Малько А.В., Марченко М. Н., Матузов Н.И., Меньшикова И.В., Петренко А.В., Петухов А.В., Рассолов М. М., Хропанюк В.Н., Чепурнова Н.М., Серегин А.В., Шевчук Д.А., Юсубов Э.С. и другими.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности государственного устройства. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. Государственное устройство как элемент формы государства

1.1. Понятие государства

Вопросы о сущности государства и его роли в обществе относятся к числу основных в государствоведении. Это объясняется следующими главными причинами: 1) названные вопросы затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений; 2) ни одна организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций; 3) государство – это достаточно сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление[1].

Государство – это система, которая имеет свою структуру и направлена на решение определенных задач. С определенного этапа развития общества государство является необходимой формой его организации, обязательным условием для его наличия и функционирования. В современном понимании государство представляет собой властную систему, которая организует общество в интересах человека[2]. Для обеспечения своего эффективного функционирования государство должно быть целостным как в организационном, так и в территориальном плане. Государство является своеобразной оболочкой, которая сохраняет целостность определенного общества. Сложность государства как социального явления предопределяет наличие большого количества различных его определений. В современной литературе государством признается форма организации политической власти в обществе, которая обладает суверенитетом и управляет обществом на основе права при помощи специального механизма[3]. Государство – это публично-правовая и суверенная организация власти, которая обеспечивает общие интересы населения и является гарантом прав и свобод человека и гражданина.


Понятие «государство» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под понятием «государство» подразумевается особая политическая организация, совокупность государственных органов, аппарат публичной власти. В широком смысле под понятием «государство» подразумевается государственно-организованная социальная общность, которая расположена на определенной территории. В данном случае уместно использование понятия «страна»[4].

Государство сильно отличается своей организацией от органов управления первобытного общества и различных негосударственных образований, следующими признаками: наличие публичной власти, наличие административно-территориального деления, суверенитет власти, наличие налоговой системы.

- Наличие публичной власти. Обычно под публичной властью понимают власть государственную, осущестляемую аппаратом власти и управления. Наличие публичной власти является основным отличительным признаком государства от органов управления первобытным обществом[5].

Во времена первобытного строя власть носила исключительно общественный характер и исходила исключительно от населения. Из общей массы населения не выделялись отдельные индивидуумы, которым бы вменялось заниматься только управлением и осуществлением властных полномочий. Властные функции осуществлялись не выделявшимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, а самыми занятыми производительным трудом взрослыми членами отдельно взятого общества, которые объединялись в органы самоуправления[6]. Любой член общества мог участвовать в управлении обществом путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Общественная власть, которая основывалась на равенстве всех членов общества, не могла более успешно функционировать, когда произошла дифференциация общества по материальному и иным критериям на разные слои и группы. Влаcть неизбежно должна была сменить характер на публичный, который опирался на политический аппарат насилия и принуждения. На данный момент публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

В отличие от первобытного строя, публичную власть в обществе теперь осуществляет обособленный от основной массы слой людей, которых государство наделило полномочиями в сфере власти и принуждения для того, чтобы управлять волей людей[7].


- Административно-территориальное деление. В отличие от первобытнообщинного строя, где власть, носящая характер общественной, распространялась на членов общества по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности от к тому или иному роду, в государстве власть распространяется в зависимости от территории их проживания. Территория государства – пространство, в границах которого осуществляется государственная публичная власть[8]. Члены общества на территории государства могут быть гражданами, иностранцами или лицами без гражданства, в зависимости от этого учитывается степень воздействия на них аппарата власти и принуждения той территории, на которой они находятся. Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, которая не допускает вмешательство со стороны иных государств в государственные дела[9]. Из-за того, что население делится по территориальному признаку и государственная власть распространяется лишь на население определенной территории, должно осуществляться административно- территориальное деление. Это позволит организовать публичную власть и сделать более эффективным управление на отдельно взятой территории[10].

- Суверенитет. Верховенство означает, что государство способно самостоятельно устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан и иных членов общества, а также принимать меры для обеспечения и установления надлежащего правопорядка. Независимость проявляется в том, что имеет место полновластие господствующих слоев населения, при котором государство может независимо от других государств заниматься формированием своей внутренней и внешней политики, и проводить ее в жизнь[11].

- Налоговая система. Налоговая система является неотъемлемым признаком государства, поскольку именно за счет налогов содержатся армия, полиция и другие принудительные органы, государственный аппарат в целом, а также за счет аналогов финансируются различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитальные и иного рода социальные программы. Налоги являются одним из основных источников пополнения казны. В зависимости от того, каков тип и характер государства и общества, могут существовать различные виды и размеры налогов. Создание справедливой налоговой системы возможно только при ясном понимании значения и роли государства.


- Формальные атрибуты: гимн, герб, флаг. Такие атрибуты, как герб, гимн и флаг носят скорее символический характер, но вместе с основными признаками государства они позволяют четко отграничить государственную организацию от организации первообщинного общества и негосударственной организации[12].

Наряду с основными признаками государства, которые были упомянуты ранее, иногда выделяют еще несколько дополнительных признаков, которые не являются обособленными, а входят в состав основных[13].

1.2. Понятие государственного устройства как элемента формы государства

В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства.

Форма государства – это совокупность основных и структурообразующих внешних признаков организации и функционирования государственной власти. Категория «форма государства» отвечает на следующие вопросы: кто и как управляет в обществе, как устроены и работают в нем государственно-властные институты, каким образом население связано через различные политические структуры с государством, при помощи каких методов реализуется политическая власть[14].

Форма государства – это определенная структура устройства страны, которая включает в себя территориальную организацию, способы образования и взаимодействия государственных органов, методы осуществления власти, что позволяет проводить государственную политику[15].

Совокупность указанных элементов дает возможность отличить одно государство от другого.

Существует обширное количество форм государств, что обусловлено влиянием многих факторов (исторических, политических, экономических). Среди них особо следует выделить:

- Традиции развития, которые сложились исторически в государстве,

- Общественные силы в государстве,

- Уровень жизни,

- Менталитет жителей,

- Национальность жителей,

- Зависимость от иных государств,

- Применение зарубежного опыта[16].

Итак, на форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы - это и уровень экономического развития, величина территории стра­ны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уро­вень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других го­сударств т. д.[17] Следует отметить, что влияние этих факторов не так однозначно, как иногда пытаются представит!,, утверждая, например, то, что боль­шая территория и многонациональность способствует установлению фе­деративной формы государственного устройства. При желании можно утверждать как раз обратное, эти факторы могут провоцировать посто­янные центробежные тенденции, для их нейтрализации требуется ус­тановление унитарной формы устройства[18].