Файл: Формы государственного устройства ( Понятие государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве необходимой меры оптимизации федеративных отношений рассматривается переход к другой конституционной схеме разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, близкой к австрийской конституционной модели разделения государственной власти:

1) предметы ведения, по которым законодательную и исполнительную власть осуществляет Российская Федерация (предметы исключительного ведения Российской Федерации);

2) предметы ведения, по которым законодательную власть осуществляет Российская Федерация, а исполнительную власть совместно Российская Федерация и ее субъекты;

3) предметы ведения, по которым законодательную и исполнительную власть осуществляют совместно Российская Федерация и ее субъекты;

4) предметы ведения, по которым Российская Федерация устанавливает основы законодательства, а субъекты РФ издают законы в соответствии с основами законодательства Российской Федерации;

5) предметы ведения, по которым законодательную и исполнительную власть осуществляют субъекты Российской Федерации (предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации)[86].

Анализируя подобную схему, надо сказать, что она разработана для четкой системы разделения властей. В изменчивых условиях становления российского федерализма закреплять полномочия исполнительной власти в таком стабильном и трудно изменяемом документе, как Конституция, представляется спорным[87]. И, наконец, исходя из представленной схемы остается нерешенным основной вопрос: каким образом и на каких принципах осуществлять дальнейшее разделение государственной власти между Российской Федерации и ее субъектами в рамках конституционно установленных предметов, по которым остается совместное законодательное или исполнительное ведение[88].

Вывод: Исследование развития российского федерализма показывает, что формирование эффективной модели федеративного устройства предполагает, во-первых, системный подход к осмыслению и решению данной задачи, во-вторых, ориентации различных уровней власти на взаимодействие и поиск компромиссов в рамках равноправного диалога и, в-третьих, взаимное стремление центра и субъектов к обеспечению оптимального сочетания принципов централизации и децентрализации власти.

Мощь федерации как единого государства складывается из экономического, политического потенциала ее составных частей. Поэтому возникает необходимость в продуманном реформировании субъектного состава. Таким образом, специфика и особенности российского федерализма нуждаются в четкой программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства.

В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства: унитарное; федерация; конфедерация.

Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства в виде простого и единого государственного образования, части которого выступают административно-территориальными единицами и не наделены суверенитетом. При унитарных формах государственного устройства реализуется единая система высших органов власти и единая система законодательства. Примерами стран с унитарной формой государственного устройства являются: Болгария, Венгрия, Италия, Польша.

В условиях унитаризма все внешние межгосударственные отношения реализуют центральные органы. Они официально представляют страну на международной площадке.

Правом на введение системы налогообложения обладает только государство, а не отдельная территория. При унитарной форме государственного устройства право на взимание местных налогов обычно допускается лишь с разрешения государственных органов. Территориальные единицы лишены права по собственному усмотрению вводить и взимать налоги.

Выделяют два вида унитарных государств: централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Испания, Франция), в которых крупные регионы имеют широкую автономию.

Федерация – это форма государственного устройства в виде сложного союзного государства, отдельные части которого выступают государственными образованиями и наделены определенными признаками государственности. В федерациях помимо высших федеральных органов и федерального законодательства присутствуют высшие органы и законы субъектов федерации. Они могут быть построены по территориальному (например, в США) или национально-территориальному принципам (например, в России).

При федеративной форме государственного устройства предполагается распределение функций и полномочий между её субъектами и центром, что обычно находит отражение в союзной Конституции. При этом одна часть полномочий отражает исключительную компетенцию центральных органов власти, другая часть – субъектов федерации, а третья описывает совместную компетенцию центра и его субъектов.


В настоящее время в качестве примеров федеративных государств можно назвать следующие страны: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и т.д.

Конфедерация – это форма государственного устройства в виде временного союза государств, который создается для достижения экономических, политических, социальных, военных и иных целей. Конфедерация как форма государственного устройства не наделяется суверенитетом, поскольку отсутствует общий для объединившихся государственных образований центральный аппарат и единая законодательная система.

В конфедерациях могут формироваться союзные органы, но только по тем вопросам, ради разрешения которых они объединились.

Конфедерации представляют непрочные государственные образования и действуют относительно недолго. В конечном итоге они распадаются или трансформируются в федеративные образования.

Кроме вышеуказанных форм государственного устройства в истории встречались и некоторые иные специфические образования: содружества, империи, протектораты и т.д.

Таким образом, в истории развития государственности встречались различные формы государственного устройства, наиболее популярными из которых стали: унитарные государства, федерации и конфедерации.

Обрисовав все насущные проблемы российского федерализма, можно сделать вывод, что реальностью наших дней стала необходимость нахождения их способов решения. Российский федерализм является неотъемлемым элементом российской государственности, поэтому для выхода России из «переходного этапа» в определенное «статусное пространство», важно определиться, какова же все-таки российская модель федерализма.

Можно сказать, что очень заманчиво иметь «идеальную модель федерализма», которая характеризуется обязательными признаками, чертами, особенностями. При этом на практике такая модель будет обязательно «приспосабливаться» к историческим, национальным, религиозным и географическим особенностям. Таким образом, каждое государство вправе выбрать такую разновидность федеральных отношений, которая будет способной решать национальные, иные проблемы и общегосударственные задачи, обеспечивать рациональное управление территорией, отдельными регионами.

Список литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ): Web: http://www.consultant.ru

Основная и специальная литература

  1. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 503 с.
  2. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 75-81.
  3. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Мир юридической науки. - 2017. - № 7. - С. 5-24.

Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – 304 с. 

  1. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1-2 (53-54). - С. 7-13.
  2. Иванов И.Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2015. - № 1 (42). - С. 6-10.

Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-1 (39). - С. 85-88.

  1. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 34-40.

Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 6. - С. 6.

  1. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - № 6. - С. 6-13.
  2. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2015. - № 1. - С. 18-22.
  3. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. - 836 с.
  4. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 11-14.
  5. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 3-11.
  6. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 9-18.

Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 129-131.

  1. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 5. - № -1. - С. 60-64.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема: Формы государственного устройства

  1. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 10.

  2. Иванов И.Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2015. - № 1 (42). - С. 6.

  3. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1-2 (53-54). - С. 7.

  4. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1-2 (53-54). - С. 8.

  5. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 11.

  6. Иванов И.Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2015. - № 1 (42). - С. 7.

  7. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 12.

  8. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1-2 (53-54). - С. 9.

  9. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 112.

  10. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 113.

  11. Иванов И.Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2015. - № 1 (42). - С. 8.

  12. Самигуллин В.К. Понятие государства: плюрализм мнений // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 13.

  13. Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. О понятии государства и его основных признаках // Актуальные вопросы образования и науки. - 2016. - № 1-2 (53-54). - С. 9.

  14. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Мир юридической науки. - 2017. - № 7. - С. 15.

  15. Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-1 (39). - С. 86.

  16. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 5. - № -1. - С. 63.

  17. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 120.

  18. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 5. - № -1. - С. 63.

  19. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Мир юридической науки. - 2017. - № 7. - С. 16.

  20. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 5. - № -1. - С. 64.

  21. Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-1 (39). - С. 87.

  22. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Мир юридической науки. - 2017. - № 7. - С. 17.

  23. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. – С. 121.

  24. Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 11-1 (39). - С. 87.

  25. Григонис Э.П. Основные юридические понятия о государстве: традиционные и новые представления // Мир юридической науки. - 2017. - № 7. - С. 18.

  26. Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 130.

  27. Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 7.

  28. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. – С. 319.

  29. Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 130.

  30. Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 7.

  31. Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – С. 103.

  32. Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 131.

  33. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. – С. 320.

  34. Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – С. 104.

  35. Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 7.

  36. Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 131.

  37. Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 8.

  38. Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – С. 104.

  39. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. – С. 321.

  40. Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 131.

  41. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. – С. 321.

  42. Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – С. 104.

  43. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. – С. 322.

  44. Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – С. 104.

  45. Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 8.

  46. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2015. – С. 322.

  47. Карпов А.В. Сущность государственного устройства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 8.

  48. Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – С. 104.

  49. Султанбеков К.Ч. К вопросу о классификациях форм государства // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 2 (104). - С. 131.

  50. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 75.

  51. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 3.

  52. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 11.

  53. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 76.

  54. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - № 6. - С. 7.

  55. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2015. - № 1. - С. 18.

  56. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 11.

  57. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 4.

  58. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 76.

  59. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 5.

  60. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - № 6. - С. 8.

  61. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2015. - № 1. - С. 19.

  62. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 12.

  63. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 34.

  64. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 77.

  65. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - № 6. - С. 8.

  66. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 6.

  67. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 35.

  68. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 12.

  69. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 78.

  70. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2015. - № 1. - С. 19.

  71. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 36.

  72. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - № 6. - С. 9.

  73. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 7.

  74. Карпов А.В. Модель российского федерализма: современное состояние и перспективы развития. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - № 6. - С. 9.

  75. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 78.

  76. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2015. - № 1. - С. 20.

  77. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 13.

  78. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 37.

  79. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 8.

  80. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 38.

  81. Курилкина О.А. Российская модель федерализма как предмет политико-правового исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2015. - № 1. - С. 21.

  82. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 79.

  83. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 13.

  84. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 39.

  85. Петухов А.В. Эволюция российского федерализма: политико-правовой анализ. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014. - Т. 3. - С. 9.

  86. Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2014. - № 4. - С. 79.

  87. Ищенко А.С. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. // Современное право, 2013. - № 4. - С. 40.

  88. Меньшикова И.В. Теоретико-правовая сущность российского федерализма. // Мир юридической науки, 2014. - № 4. - С. 14.