Файл: Формы государственного устройства ( Понятие государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы государства напрямую зависят от задач, которые стоят перед государством и от выполняемых им функций.

Государство представляет собой совершенно самодостаточную управляющую обществом систему, которая имеет свою внутреннюю логику построения, четкую структуру, особый механизм взаимодействия составляющих его элементов.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу, некото­рые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отож­дествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства. И все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства[19].

Выявим формы государственного устройства и определим особенности каждой из них.

Территория каждого государства всегда имеет определенную организованность, она разделена на части политического или административного значения для эффективного управления социально-экономическими процессами и взаимодействия с населением.

Форма государственного устройства это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотноше­нии властных полномочий центральных и местных государствен­ных органов[20].

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства или их союза. Форма государственного устройства устанавливает внутреннее строение страны, её деление на составные части (т.е. территории) и принципы их взаимодействия между собой[21].

Для характеристики территориальной организации федеративного государства часто используют термин «политико-территориальное устройство», так как он предполагает наличие определенной самостоятельности у территориальных частей. При этом в отношении унитарного государства чаще применяется термин «административно-территориальное устройство», который характеризует территориальную структуру органов власти единого государства[22].

Оба вышеуказанных термина являются синонимами понятия «форма государственного устройства» и используются по отношению к нему с одинаковым смысловым наполнением.

В конституционном праве под формой государственного устройства понимают способ территориальной организации страны или образующих союз государств, который обусловливает определенные взаимоотношения институтов с органами его составных частей. Форма государственного устройства также определяет и объем прав отдельных частей страны[23].


Таким образом, понятие «форма государственного устройства» показывает: как организована и устроена территория государства, какие части она включает, какое правовое положение занимают части, на каких принципах построены взаимоотношения центра и регионов[24].

К странам с многонациональным составом населения иногда применяется также термин «форма национально-государственного устройства».

В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства: унитарное; федерация; конфедерация[25].

Вывод: Категория «форма государства» раскрывает, кто и как правит в обществе, каково строение элементов и порядок действия в нём государственно-властных структур, каким образом население объединено на этой территории, как оно связано через разные территориальные и политические образования с государством в целом, при помощи каких методов и приемов реализуется политическая власть. Форма государства существенно влияет на политическую жизнь в обществе, устойчивость и эффективность деятельности отдельных элементов государства в лице соответствующих государственных институтов. Форма государственного устройства показывает территориальную структуру государства, а также соотношение между государством и его составными территориальными единицами.

2. Характеристика видов форм государственного устройства

2.1. Федерация как форма государственного устройства

Сложному государственному устройству свойственно наличие в системе государства иных видов государственных образований. К подобным сложным формам государственного устройства принято относить: федерации, конфедерации, унии, империи и т.д.

В настоящее время самой распространенной формой сложного государственного устройства выступает федерация. Данный вид государственного устройства представляет собой сложное союзное государство, которое объединяет несколько других государств либо государственных образований (например, в составе США – 50 штатов, Швейцарии – 23 кантона)[26].


Федерацию как форму государственного устройства характеризуют следующие черты:

– двухуровневая система органов государственной власти: на первом уровне находятся федеральные государственные органы, осуществляющие верховную законодательную, исполнительную и судебную власть; на втором уровне располагаются субъекты федерации со своими законодательными, исполнительными и судебными видами органов, они вправе принять собственную конституцию[27];

– разграничение компетенций и полномочий между федеральным центром и его субъектами осуществляется согласно положениям союзной (федеральной) конституции или федерального договора[28];

– наличие федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов при соблюдении принципа верховенства общефедерального законодательства;

– двухпалатное устройство парламента, в рамках которого одна из палат (обычно верхняя) представляет интересы и права субъектов федерации;

– существование в большинстве видов федераций двойного гражданства;

– двухканальная система налогов;

– суверенитет федерации является производным от суверенитета субъектов федерации;

– после вхождения в состав федерации её субъекты фактически не обладают полноценным суверенитетом. При этом в разных видах федераций степень суверенности субъектов может заметно отличаться;

– субъекты лишены права выхода из федерации, что отражено в конституциях всех федеративных государств[29].

В литературе существуют различные виды подходов к классификации и выделению видов федераций.

В зависимости от принципа деления на субъекты выделяют следующие виды федераций: административно-территориальные (образуются по территориальному принципу) и национально-государственные (формируются согласно национальному принципу). Административная федерация выступает весьма эффективным способом для децентрализации власти и на этой основе обеспечения демократизации процесса государственного управления обществом[30].

В зависимости от равенства правового статуса субъектов федерации выделяют следующие виды: симметричная федерация (её члены обладают одинаковым правовым статусом) и асимметричная федерация (её субъекты наделены различным объемом полномочий)[31].

В зависимости от правового источника регулирования взаимоотношений между центром и субъектом федерация может быть двух видов: договорной (основой федерации выступает договор центра и субъектов) и конституционной (правовым основанием для федерации является общегосударственная Конституция) [32].


2.2. Унитарное государство

Унитарное государство (лат. «единственный», «один») – это форма устройства государства, согласно которому его составные единицы являются административными частями и не являются государственными образованиями. В отличии от федерации, данная форма государственного устройства имеет единую правовую систему, Конституцию и единые высшие органы власти. В современном мире практически все суверенные государства являются унитарными. Вместе с возникновением государства возникла и унитарная форма устройства государства, то есть является самой первой из всех форм. Все древние государства были унитарными. В качестве примера можно привести Римскую империю, императорские Японию и Китай, средневековую Европу. Вследствие развития гуманизма и просвещения появились иные формы государственного устройства[33].

После окончания второй мировой войны сложилось два направления по изменению территориальных делений. Создались крупные единицы, которые охватывали несколько регионов – областей. Создавались они путем соглашений, с целью экономически выгодной координации разных частей страны. Второе направление тесно связано с опытом США, где созданы специальные округа, управление которыми специализированно[34].

Унитарным государствам характерны следующие черты:

– единый центр управления, который включает общую для всей страны систему высших центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство и один верховный суд);

– одна конституция и единая система законодательства;

– единая судебная система;

– единая денежная система и одноканальная система налогов;

– территориальные элементы унитарного государства (области, округа, графства и т.д.) не наделены государственным суверенитетом и не владеют никакими атрибутами государственности[35].

При этом в унитарных государствах могут быть национально-территориальные и законодательные (административно-территориальной единице дано право принимать законы) автономии со своими специфическими чертами.

В зависимости от степени подконтрольности местных органов центральным органам власти унитарные государства могут быть следующих видов:  централизованные, децентрализованные и смешанные[36]. Централизованным унитарным государствам свойственно то, что отсутствует местное самоуправление, а главы муниципальных органов назначаются из центра. В условиях децентрализованного унитарного государства местные органы власти избирает население, что позволяет им пользоваться значительной самостоятельностью. Построение смешанных унитарных государств предполагает сочетание элементов как централизованных, так и децентрализованных устройств[37].


2.3. Конфедерация как форма государственного устройства

Конфедерация представляет собой своеобразный государственный союз государств. При этом конфедерация выступает формой государственного устройства, а не оболочкой международно-правового союза с определенными общими чертами.

Речь идет о союзе независимых суверенных государств, которые объединяются, чтобы добиться положительных политических или экономических успехов на международной арене. Создаются единые органы власти, но их правомочия не распространяются на граждан[38].

Это объединение независимых стран, которое формируется для реализации важных общих целей. По мнению политологов, речь идет о форме взаимодействия держав, а не о форме государственного устройства, поскольку суверенитет распространяется на всю территорию. Решения по общим вопросам могут иметь силу не во всех странах, обязательными являются только аспекты обороны и внешней политики. Страны-участники сохраняют:

  • независимость;
  • свою систему органов власти;
  • законодательство[39].
    Конфедерации характерен набор следующих черт:

– она образуется для реализации определенных целей (экономических, политических, военных и т.д.), которые соответствуют интересам государств из её состава;

– создание конфедерации обычно закрепляется в виде договора;

– каждый субъект конфедерации сохраняет собственный суверенитет в полном объеме, а в целом на конфедерацию суверенитет не распространяет своё действие;

– члены конфедерации имеют право на выход из конфедерации посредством юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и право на отмену действия актов органов конфедерации на собственной территории;

– неустойчивость и переходный характер: обычно конфедерация распадается по реализации целей своего создания или превращаются в унитарное либо федеративное государство;

– конфедерация имеет свои органы управления. При этом конфедеративные органы обычно только координируют действия и цели членов конфедерации[40].

Конфедерация не предполагает наличия следующих черт: общей конституции, единых законодательных органов, единого гражданства, единой системы судов, единой армии, единой налоговой, бюджетной и денежной систем.