Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Гражданское общество: содержание, структура, признаки)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Античные мыслители Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цицерон, а также софисты, стоики и римские юристы сформулировали основные идеи правового государства

Облик идеи правового государства возник как некий антидот в злоупотреблении политической власти, которое вытекало реакцией на произвол, деспотизм и тиранию. Поскольку государство, как любой другой социальный институт может быть использовано в различных целях, например: служить отдельным политическим партия или же действовать в интересах всего общества. В том случае, где оно служит политическим партиям, оно выступает главой или «хозяином» общества в целом, а том случае, где оно действует в интересах всего общества, оно выступает в роли «подданного». Кратко говоря, государство может вносить в жизнедеятельность не только плюсы, которые отражают организованность, поиск альтернатив, гарантированность прав и свобод гражданина, но и минусы, такие как: злоупотребление властью, произвол, коррупция и бюрократия.

Человек всегда задумывался над вопросами: « А как же найти золотую середину между государством, выступающим в роли «хозяина» и в роли «подданного»? Как его силу и энергию направить в русло общего блага? Как предотвратить произвол и злоупотребление властью?

На этот вопрос нашелся единственный ответ, который нашли в праве, поскольку именно через него была наибольшая вероятность выражать и осуществлять общественные интересы, и именно право, а отличие от других социальных норм носит формально – определенный характер, а так же может детально регламентировать полномочия органов государственной власти и права и обязанности гражданина. Все эти качества права и стали основой, которая выступила в виде своеобразного противоядия от злоупотребления властью со стороны государства. Сущность правового государства и заключалась в том, чтобы ограничить права государства, в данном случае право и выступает как средство против произвола, или же барьером на пути к этому произволу. По той причине, что политическая власть имеет склонность к вырождению различных злоупотреблений, для нее необходимы надежные правовые «берега», которые смогут ограничить подобные способности, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

[Это означает, что закон (позитивное право) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований права, поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Закон (позитивное право) и государство ценны лишь как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке закон (позитивное право) и государство значимы лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны праву, выражают и осуществляют цель права, ценны в правовом смысле, являются правовыми.][13]


Еще в недавнее время жизнедеятельность личность была построена на основе принципа – «можно делать только то, что разрешено законом», другими словами- жестко регламентировалась и контролировалась. Централизованное административно - командное управление превратило право в систему приказов, обязанностей, запретов.

Таким образом, правовым государством является такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, основываясь на принципе разделения власти.

[Тихий и скромный в частной жизни Жан-Жак Руссо оказался поразительно смел в своих произведениях. Он заявлял, что если государство не обеспечивает защиту прав граждан, не соблюдает свободы народа, то это дает народу право на восстание против такого государства.][14]

Цель правового государства - создание условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также последовательное связывание с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотребления властью, перерождения ее в диктатуру, деспотию.

2.2 Основные признаки правового государства и сущность

Правовому государству, как и любому другому присущи свои черты. Но, помимо черт, правовое государство обладает рядом особенностей, которые выступают признаками такового государства.

На настоящий момент времени можно выделить следующие признаки правового государства:

  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Цель данного разделения заключается в исключении сосредоточения государственной власти в одних руках. Этот принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа;
  • верховенство закона, которое заключается в том, что отменяет, а так же вносит изменения только высший орган законодательной власти и никакой другой;
  • Конституционный суд, выступает в роли гаранта стабильности конституционного строя;
  • взаимная ответственность государства и личности, которая заключается в том, что как государство, так и личность берут на себя полную ответственность за неисполнение обязательств, которые они взяли на себя
  • законом связаны в полной и равной мере не только граждане, но и государство в лице его органов. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней;
  • основные права человека и свобода личности, закреплены в законодательстве основных прав человека и обеспечены наличием соответствующего механизма их реализации;
  • высокая правовая культура и высокий уровень правосознания общества, которая выражается знаниями людей своих обязанностей и прав, в умении ими пользоваться, а так же в уважительном отношении к праву
  • наличие гражданского общества, которое заключается в том, что демократическое правовое государство просто не может существовать без гражданского общества.

Сущность правового государства заключается в преобладании закона над властью. [Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.][15]

Это в первую очередь необходимо для того, чтобы люди, которые занимают достаточно высокие должности и которые плюс ко всему обладают особыми полномочиями, не имели возможности злоупотреблять ими. Права любого гражданина, как и любого человека, выступающего, прежде всего личностью никогда и никем не могли быть ущемлены.

[Одним из достижений в развитии взглядов на общество явилась созданная в эпоху Просвещения теория естественных прав человека. Естественные права - это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.] .[16]Каждый человек имеет множество прав, но эти права могут быть ограничены в том случае, если данным гражданином было совершено какого-либо юридически оконченного правонарушения, как уголовного, так и административного. Либо же если данным лицом совершенны противоправные деяния в отношении общества или государства. Таким образом, права человека могут быть ограничены в том случае, когда последний затронул или нарушил законные права и свободы других лиц. По сути это и есть один из принципов демократии - «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. [Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином "демократия" обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом , выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально - экономические и политические права граждан не зависимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.][17]

Взаимодействие друг с другом власти и общества, так же являются сущностью правового государства. Любой гражданин имеет права обращения в суд или любой другой орган с целью защиты своих интересов. Здесь существует такой принцип - разделение властей на несколько ветвей, а именно: законодательную, судебную и исполнительную.


Законодательная власть представлена двумя палатами Федерального Собрания, куда входит Государственная Дума и Совет Федерации. В состав Государственной Думы входит 450 депутатов. Основная задача Государственной Думы заключается в разработке и принятии законов, а так же рассмотрение и утверждение государственного бюджета. В состав Совета Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов. В полномочия Совета Федерации входит: назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ субъектов РФ и многое др.

Исполнительная власть представлена Правительством РФ. В состав Правительства РФ входят:

  • Председатель Правительства РФ
  • заместителей Председателя Правительства РФ
  • федеральные министры

[Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.][18]

[История становления судебной власти в России берет начало со времен царствования Петра I, когда впервые в Российском государстве была предпринята попытка отделить судебные органы от администрации. Реформы Петра I, так и не получившие своего окончательного завершения, предусматривали создание самостоятельной судебной системы, не зависимой от органов исполнительной.][19]

Судебную власть в РФ осуществляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К числу федеральных судов относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов фед.значения, суды автономной обл. и АО, районные суды, военные и специализированные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

[Деятельность всех ветвей власти при демократии ориентирована на:

  • гарантирование прав и свобод граждан;
  • обеспечение равенства всех прав перед законом;
  • создание условий для диалога с обществом , развития многопартийной системы, позволяющей наиболее полно предоставлять интересы разных групп населения стран
  • поддержку свободной независимой прессы (включающей газеты, журналы, радио, телевидение,) которая, выражая общественное мнение и оказывая воздействие на власть, выступает в качестве "четвертой власти".][20]

[В соответствии с Конституцией РФ в России создан конституционный Суд, состоящий из девятнадцати судей. одна из задач Конституционного Суда - решение дел о соответствии всех нормативных правовых актов, действующих на территории России, Конституции Российской Федерации][21]

Каждая из вышеперечисленных властей осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и не противоречит ей, а также применяя положения федеральных законов и других правовых актов.

3.Государство в политической системе общества

[Государство и общество не тождественны. Их следует различать. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - мать государства, и соответственно государство - дитя общества, продукт общественного развития. Каково общество - таково и государство. Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм.][22]

Политическую систему общества составляет совокупности институтов (партий, движений, организаций, политический отношений и т.д), упорядоченных на основе прав и иных социальных норм, в рамках данной системы и происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В данной системе государство занимает центральную позицию, поскольку:

1. Государство является официальным представителем своих граждан.

2. Государство – единственный носитель суверенитета

3. Обладает монополией на правотворчество

4. Имеет свою государственную собственность и свой доход

5. Определяет главные направления развития общества.

Так же в политической государство имеет ряд полномочий, к ним относят:

1. Установление поведения иных субъектов политической системы, с помощью правовых норм;

2. Легитимирует иных субъектов политической системы;

3. Осуществляет контрольную и надзорную функцию за деятельность иных субъектов политической системы.

Государство имеет возможность регулировать процессы образования и деятельности политических партий в обществе, при помощи права. Еще в Конституции 20 веков не было упоминаний о политических партиях, хотя на тот момент было зафиксировано их существование, но на сегодняшний день регулирование их деятельности выступает самостоятельным правовым статусом.