Файл: Соотношение государства и гражданского общества (Гражданское общество: содержание, структура, признаки)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной чертой демократического государства от тоталитарного и авторитарного режима является многопартийность (плюрализм). Не допускается нелегитимное ограничение деятельности политических партий и чрезмерное или пагубное влияние политических партий на государство. Все эти партии отличаются друг от друга своим названием, степенью организованности и количеством членов, а так же и влиянием, которое они оказывают на общество в целом. [Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально - экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами][23]

На любом этапе своего развития, в любой стране государство всегда выступало и выступает, самой массовой и широкой организаций, поскольку объединяет вокруг себя абсолютно разные слои населения.

Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

Особенность государства в политической системе общества объясняется так же и тем, что оно сосредотачивает огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

[Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. Наконец, государство оказывает мощную идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Тем самым государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.][24]


Наличие специального аппарата управления и принуждения характеризует исключительность роли государства в политической системе общества. Абсолютно очевидно, что любая политическая партия, любая массовая общественная организация имеет свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Хотелось бы подчеркнуть факт того, что партийные и общественные органы, в отличие от государственных органов, не обладают государственно-властными полномочиями.

По той причине, что государство обладает многогранной системой юридических средств, которые дают ему возможность оперативно управлять многими экономическими отраслями и оказывать воздействующий эффект на общественные отношения, его выделяют среди других элементов политической системы общества. Исходя из государственно – властных полномочий, которыми наделены разные государственные органы они не только издают нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля над точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества.

[Возможности общества, как саморегулирующейся системы довольно велики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными. ][25]

Заключение

Поскольку становлении и развитие гражданского общества и правового государства захватывает не один десяток столетия, начиная от отдельные элементов античного мира, заканчивая современной демократической системой, то в соответствии с этим складывались абсолютно различные представления на всех этапах общественного развития.

На сегодняшний момент, по сравнению с предыдущими периодами развития и становления государства и общества эти два понятия стали более понятными, поскольку достаточно обогатились. В Российской Федерации появление гражданского общества связано с провозглашением прав и свобод человека, как высшей социальной ценности.


Общество является частью политической системы, но венцом политических взаимоотношений выступает государство. Оно выполняет главную функцию - регулирует взаимоотношениями между обществом и политической системой. Именно государство тушит очаги напряжения, сглаживает общественные конфликты. Все стальные элементы политической системы, не являясь ключевыми, все же вносят свой вклад в общественную жизнь.

Перспектива развития гражданского общества в РФ с каждым годом набирает все больший оборот, поскольку растет число и объем деятельности структур гражданского общества, которые формируются в РФ, а так же властью создаются условия для их самостоятельного развития, формируется гражданственное сознание свободного человека. Но, несмотря на вышеуказанную перспективу, на сегодняшний день большинство черт российского гражданского общества находятся в стадии разработки и формирования, эта стадия осложняется медленным выходом к цивилизационным рыночным отношением, а так же отсутствием широкого социального слоя собственников и низкой правовой защитой гражданина. Государство обязано соблюдать и защищать интересы каждого человека, поскольку он признан высшей ценностью.

Разделение властей на 3 ветви хорошо характеризует демократию, но к сожалению, на сегодняшний момент, очень сложно воплотить все желания и цели государства в общество, поскольку отсутствует необходимый уровень подсознания граждан.

Государство занимает активную позицию в ходе развития гражданского общества, путем постоянного стимулирования и контроля. Правовое государство и общество вместе представляют единую систему, которые служат подсистемами одной общей и единой правовой системы.

Конституция формально закрепила основные идеи гражданского общества. Но для того, чтобы воплотить в жизнь все то, что гласит Конституция необходимо что бы уровень подсознания каждого гражданина был достаточно высок.

Библиография

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид.лит., 2009. 64 с.

Учебники, монографии, брошюры

1. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2003.

2. Бачило И.Л. Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008.

3. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

4. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 1.Пер. с лат. И англ. - М.: Мысль, 1989. -Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999.


5. Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2012.

6. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовые механизмы формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Монография / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Михалевой. М.: Манускрипт, 2008.

7. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / Под общ. ред. И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2009.

8. Кальной И.И., Лопушанский И.Н., Овчинникова Г.В., Колесников В.В. Гражданское общество: истоки и современность. Монография; -- 3-е изд., перераб. и доп. -- СПб: Юридический центр Пресс, 2006.

9. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.: Норма, 2008.

10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

11. Локк Дж. Избранные произведения: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988.

12. Лукашева Е.А. Права человека и процессы глобализации современного мира. М.: Норма, 2007.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. -М.: Политиздат, 1955.

14. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанноеиздание). - М.: 2009.

15. Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т.В. Гражданское общество и социально правовая политика в современной России: теоретико-методологический анализ // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 5. Т. 1. М., 2005.

16. Хабермас Ю. К разуму публичной сферы // Ах, Европа. Небольшие политические сочинения. М.: Весь Мир, 2012.

Авторефераты диссертаций

1. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Автореф. дис. к. ю. н. - М., 2002. - 25 с.

2. Грачев В.С. Институты гражданского общества и их роль в обеспечении конституционно-правовых отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. к. ю. н. - М., 2011. 24 с.

3. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. д. ю. н. - М., 2011. - 26 с.

Периодические издания

1. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. № 9. 2012.

2. Андронова И.В. Гражданское общество: Теоретико-методологические исследования // Вестник ОГУ. №7. 2004.

3. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство //Гражданское общество в России и за рубежом. № 2. 2015.


4. Бессонов Б.Н. Гражданское общество, правовое государство, демократия как социально политическая перспектива XXI века.// Сибирский торгово-экономический журнал. №12. 2012 г.

5. Бессонова В.В., Киселева Н.А., Мерзлякова И.С. Теоретико-методологические основы гражданского общества и современные российские реалии // Гражданское общество в России и за рубежом. №3. 2013.

6. Жукова И., Кононов В., Котов Ю. Самодеятельные инициативы. Неформальный взгляд // Коммунист. № 9. 1988.

7. Марченко М.Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории // Журнал российского права. № 10. 2008.

8. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. № 3. 1995.

9. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. //Российская газета. №4063. 2006.

10. Степаненко В. Гражданское общество как дискурс и социальный нормативный порядок в социологии Джеффри Александера // Социология: теория, методы, маркетинг. № 2. 2006.

11. Устинович Е. С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в современной российской правовой науке // Гражданское общество в России и за рублежом, №3, 2013

12. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // "Гражданское общество в России и за рубежом", №3. 2015.

  1. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 32

  2. Вестник оренбургского государственного университета: электр. верс. журн. 2006. № 6 URL: http://vestnik.osu.ru/2007_7/16.pdf (дата обращения: 27.04.2019).

  3. Баранов Н. А., Г. А. Пикалов. Теория политики, Спб, учеб.пособ. 2003. С. 187

  4. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. C.228

  5. URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Issue/IssueFile/221 (дата обращения: 27.04.2019)

  6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 35

  7. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.20-21.

  8. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.2/

  9. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ec8354bcf00aac2d2899fbf033c3ef963e91411e/ (дата обращения: 27.04.2019)

  10. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.

  11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 19

  12. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.118.

  13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999.

  14. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.117.

  15. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 20

  16. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.125.

  17. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 152

  18. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 158

  19. URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Issue/IssueFile/221 (дата обращения: 27.04.2019)

  20. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.261.

  21. Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране: учеб. пособ. М: Санкт-Петербург: изд. "Союз",2004 С.88.

  22. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 31

  23. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 152

  24. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 37

  25. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. C. 185