Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть» (Анализ предметной области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 609

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительно продавцу должен быть доступен просмотр заявок на поставку товаров и учет самих поставок. Эта информация должна быть доступна только для просмотра – изменять ее продавец не имеет права. Но продавец вправе при необходимости распечатать информационный документ по поставке или запросу.

Менеджер магазина аптечной сети должен быть наделен всеми правами обычного продавца. Дополнительно менеджер может заниматься ведением запросов и поставок товара. Данные подсистемы ИС должны быть доступны менеджеру в обычном режиме. Также должны быть доступны все основные справочники (магазинов, товаров, товарных номенклатурных групп, поставщиков и т.д.) – менеджер должен иметь возможность добавлять новые и модифицировать старые данные.

Для менеджера должна быть доступна подсистема анализа (или сбора определенной статистики), представленная наглядно в виде графиков и диаграмм: доходность клиентов, распределение остатков товара, сравнительная диаграмма цен на товары.

Ни менеджер, ни продавец не имеют права удалять любые данные из системы. Такое действие доступно только администратору. При этом администратор наделен также всеми полномочиями менеджера и продавца. Администратор также может редактировать напрямую в базе данных состав пользователей системы и параметры системы скидок, действующих для клиентов магазина.

Изложенные характеристики круга пользователей проектируемой концепции ИС АПУРТ приведены на рисунке 3 в виде диаграммы вариантов использования системы (выполненной в программе Rational Rose).

Рисунок 3 – Диаграмма прецедентов ИС АПУРТ

На рисунке 4 представлена схема функциональной структуры комплекса задач, которые будут решаться посредством проектируемой ИС АПУРТ.

Рисунок 4 – Функциональная структура ИС АПУРТ

В соответствии со схемой функциональной структуры, комплекс задач, которые должна решать ИС, функционально делится на четыре основные подсистемы:

Справочная. Подсистема ведения справочников, необходимых для реализации функций по основному учету:

  • Справочник номенклатуры товаров, включающий функциональное описание, характеристики и дополнительные данные товаров из всего ассортиментного набора, реализуемого в магазине.
  • Справочник поставщиков позволяет проводить анализ цен поставщиков на выбранные товары (их сравнение). Справочник поставщиков также должен содержать их основные данные.
  • Справочник клиентов содержит информацию обо всех клиентах магазина. Наличие этого справочника позволит хранить историю покупок клиентов. В базе данных ИС АПУРТ будет храниться вся информация по заказам зарегистрированных в базе клиентов, по которой программа будет рассчитывать общую накопленную сумму заказов. В дальнейшем эта сумма будет соотноситься с существующей системой скидок, в результате чего при генерации счета необходимая скидка постоянного клиента будет автоматически учтена.

Анализ данных. Подсистема анализа предоставит пользователю графические инструменты визуального представления сводных данных:

  • По ценам поставщиков, зарегистрированных в базе данных, на указанный тип товара.
  • По остаткам выбранного товара на складах.
  • Ведение накопительной системы скидок для каждого клиента.

Учет основных операций. В данной подсистеме будет организован учет всех операций по движению или перспективной закупке товаров:

  • Продажи – поддержка истории продаж, формирования сводных данных для последующего анализа.
  • Поставки – операции учета пополнения складов (магазинов).
  • Операции учета продаж и поставок должны непосредственно влиять на данные об остатках в магазинах (на складах). Для этого с каждой операцией должно быть соотнесено количество реализованного (поставленного) товара и идентификатор магазина, с которым связана соответствующая операция.

Учет продаж. Учет продаж совместно с учетом клиентов будет предоставлять возможность хранения истории заказов (покупок) клиентов, что также обеспечит поддержку системы автоматического расчета скидки клиента при оформлении очередной покупки. Автоматизированная система скидок будет основываться на системе учета накопительных скидок. В базе ИС АПУРТ будет храниться информация, составляющая основу системы скидок в соответствии с накопленной суммой заказов конкретного клиента.

Фундаментальные действия, которые возможны в процессе работы с ИС АПУРТ, будут включать:

  • Ведение справочников;
  • Учет операций (с подготовкой соответствующих документов);
  • Составление сводной информации.

В основу процедур ведения справочников заложен простой алгоритм, позволяющий выполнять следующие действия:

  • Создание новых записей в справочнике. При этом ИС АПУРТ использует форму диалога ввода данных новой записи справочника. Поля ввода диалога заполняются значениями по умолчанию.
  • Редактирование выбранных записей в справочнике. При этом ИС АПУРТ использует форму диалога редактирования данных выбранной записи справочника.
  • Удаление выбранных записей из справочника. При этом ИС АПУРТ запрашивает у пользователя подтверждение на удаление каждой выбранной позиции.
  • Отображение диалогов ввода / редактирования данных, которые предусматривают проверку введенных пользователем данных по трем направлениям:
  • проверку ввода данных в поля, обязательные для заполнения (не допускается оставлять такие поля пустыми);
  • проверку введенных данных на ошибки типов (например, если в поле, ожидающее числовой ввод, вводится текст или другие знаки, отличные от арабских цифр);
  • проверку введенных данных на логические ошибки (контроль вводимых данных на логику не допускает, например, отрицательного значения цены или количества).
  • Каждая выполненная операция по манипулированию данными применяет выполненную команду к БД и инициирует принудительное обновление отображаемой таблицы справочника, при этом установленные ранее фильтры сбрасываются (если были установлены до обновления).
  • Фильтрация таблиц справочника, которая позволяет осуществлять мультикритериальный поиск информации в этих таблицах.

Изложенные характеристики процесса представлены на схеме типового алгоритма ведения справочников, выполненного с помощью системы Rational Rose в нотации диаграммы активности (рисунок 5):

Рисунок 5 – Типовой алгоритм ведения справочников в ИС АПУРТ

Учет операций в ИС АПУРТ ведется по каждому типу возможной учетной операции, к которым относятся запросы на поставку товаров, поставки товаров и продажа товаров покупателям.

Учет продаж, запросов на поставку и поставок выполняется каждый в своей подсистеме, содержащий свои учетные таблицы и средства генерации форм документов.

На рисунке 6 представлена схема типового алгоритма сопровождения операции продажи товаров, выполненная с помощью системы Rational Rose в нотации диаграммы активности.

Создание продажи выполняется инструментами контекстного меню соответствующей подсистемы и начинается с отображения диалога ввода данных новой продажи.

Продавец (менеджер) заполняет поля представленного диалога в соответствии с особенностями ситуации:

  • Вводит данные клиента (покупателя) – если клиент уже зарегистрирован в ИС АПУРТ и имеется в справочнике, данные такого покупателя могут быть подставлены непосредственно из справочника.
  • Наполняет «корзину товаров» - составляет список товаров, которые покупатель приобретает – указывается тип товара (посредством вспомогательной формы учета ассортимента товаров) и его количество.
  • При каждом указании нового товара в «корзине товаров» или изменении количества в реальном времени происходит обновление расчетов по товарному чеку:
  • Общее количество продаваемых позиций;
  • Общее количество товаров;
  • Общая стоимость «корзины»;
  • Скидка клиента;
  • Общая стоимость «корзины» с учетом скидки;

ИС АПУРТ рассчитывает скидку покупателя в автоматическом режиме, при этом принимая во внимание информацию о:

  • актуальной системе скидок;
  • истории покупок данного покупателя.

Действующая система скидок хранится в базе данных ИС АПУРТ. Система скидок создается напрямую в таблицах БД и доступна только администратору БД.

История покупок клиентов предоставляет данные, которые содержат накопленную сумму заказов клиента. Данная сумма сопоставляется с таблицей системы скидок, в результате чего покупатель назначается положенная ему скидка на очередной заказ.

В справочнике покупателя предусматривается также специальный, фиктивный покупатель, на которого не распространяются скидки. Такой покупатель указывается в операции продажи в случае, если он не желает заносить личные данные в справочник ИС АПУРТ.


По итогам продажи в ИС АПУРТ может быть составлен соответствующий документ по форме товарного чека, содержащий общие данные, состав продажи и рассчитанную сумму.

Рисунок 6 –Алгоритм сопровождения продажи в ИС АПУРТ

На рисунке 7 представлена схема типового алгоритма получения сводных данных, выполненная с помощью системы Rational Rose в нотации диаграммы активности.

Рисунок 7 – Алгоритм получения сводных данных в ИС АПУРТ

Как видно из рисунка, сводные данные доступны в двух подсистемах:

  • справочник номенклатурных позиций товаров;
  • справочник клиентов (покупатель).

Вход в каждую из этих подсистем сопровождается открытием соответствующей формы.

В подсистеме ведения справочника товаров пользователю необходимо выбрать (выделить строку в таблице) товар, для которого интересует просмотр сводных данных. Далее посредством контекстного меню пользователь должен выполнить одну из команд:

  • сформировать сводные данные по ценам поставщиков (из справочника, для которых в ассортиментном наборе указан выбранный тип товара) – результатом будет диаграмма, в которой визуально представлен уровень цен на выбранный товар у разных поставщиков;
  • сформировать сводные данные по остаткам товара – в результате будет отображена форма, на которой будет представлена диаграмма с указанием количества выбранного типа товара в магазинах (на складах) сети (список магазинов (складов) ведется в отдельном справочнике).

В подсистеме ведения справочника покупателей пользователь посредством контекстного меню может выполнить команду формирования сводных данных прибыльности покупателей – в результате этой команды появится новая форма, на которой в виде диаграммы будут показаны значения накопленных сумм покупок клиентов, которые имеются в справочнике.

Для сводной диаграммы доходности клиентов доступен режим фильтрации данных, выводимых на график только за установленный период времени.

2.2. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

На рисунке 8 представлена контекстная IDEF0-диаграмма функционального представления ИС АПУРТ, полученная с учетом описанных изменений. На ней отражено окружение ИС АПУРТ в рамках исследуемого бизнес-процесса: потоки данных (документов, материальных ресурсов), исполнительные и управляющие механизмы.


Рисунок 8 – Контекстная диаграмма IDEF0 ИС АПУРТ

На рисунке 9 представлена декомпозиция контекстной диаграммы. Здесь отражены основные функциональные области ИС АПУРТ в процессах аптечной сети.

Рисунок 9 – Функциональная диаграмма декомпозиции ИС АПУРТ

В рамках рассмотренного бизнес-процесса с привлечением новой ИС АПУРТ будет автоматизировать четрыре основных задачи.

Ведение номенклатурного каталога товаров. Данная задача предназначена для обеспечения информационно-справочной составляющей ИС. В рамках решения этой задачи ИС должна предоставлять набор справочников для выполнения основных и вспомогательных операций. В числе таких справочников должны быть:

  • Справочник поставщиков товара;
  • Справочник основных клиентов (покупателей);
  • Номенклатурный справочник товара;
  • Поскольку ассортиментный набор товаров магазина достаточно велик и разнообразен, то необходимо также наличия справочника категорий (типов или групп) товара для удобной группировки товаров.

Учет операций товародвижения. В процессе решения данной задачи должны быть предоставлены средства по учету товарооборота магазина, включая следующие функциональные возможности:

  • Учет количества товара. Такой учет позволит оперативно узнать о наличии того или иного типа товара и, при необходимости, заказать дополнительные партии (на основании данных о спросе на данный вид товара).
  • Учет запросов на поставку партий товара. Анализ спроса на виды товара и обладание информацией о его остатках на складе магазина позволит сделать своевременный запрос нужного дополнительного количества экземпляров товара. Кроме того, такие запросы можно формировать для поставки товаров, заказываемых индивидуально клиентами (в случаях отсутствия товара в продаже или на складе).
  • Учет поставок товаров. Позволит вести учет пополнений магазина, формировать необходимые документы, осуществлять поиск по поставщикам, поставкам.
  • Учет продаж. Аналогично поставкам, позволяет вести учет остатков товаров, осуществлять поиск, составлять сводные данные и отчетные документы. Кроме того, ведение истории прокупок клиентов магазина позволит автоматически рассчитывать скидку клиента при приобретении новых товаров (по заренее определенной системе скидок). Скида клиентов будет рассчитываться на основании накопленной суммы покупок клиентов.