Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Учет реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть» (Анализ предметной области).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 606
Скачиваний: 2
Для демонстрации бизнес-процессов, анализа их архитектуры в целом и принятия решений об оптимизации имеются специальные методики и языки моделирования [1]. Рассмотрим некоторые из них.
1.2. SADT
SADT использует структурный подход к моделированию – методологию структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique). SADT разработана Дугласом Т. Россом в 1969-1973 годах и базируется на структурном анализе систем и графическом представлении организации в виде системы функций [5]. Для существующих систем нотации IDEF методологии SADT могут быть использованы для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются [6]. SADT требует определенной строгости следования своим правилам, в то же время не накладывает жестких ограничений.
Модель SADT представляет собой серию диаграмм с сопроводительной документацией, разбивающих сложный объект на составные части, которые представлены в виде блоков. Детали каждого из основных блоков показаны в виде блоков на других диаграммах. Каждая детальная диаграмма является декомпозицией блока из более общей диаграммы. На каждом шаге декомпозиции более общая диаграмма называется родительской для более детальной диаграммы [3].
В рамках SADT используется несколько нотаций моделирования. Остановимся на трех из них:
IDEF0. Основной концептуальный принцип IDEF0 состоит в представлении любой анализируемой системы в виде набора взаимосвязанных блоков. Этот набор отображает процессы, происходящие в анализируемой системе [9]. Таким образом, IDEF0 сводится к декомпозиции основных функций на отдельные бизнес-процессы, работы и действия, в результате чего разрабатывается иерархическая модель; при этом декомпозицию можно производить многократно, до четкого и детального описания всех процессов [5]. Таким образом, моделируемая система рассматривается как произвольное подмножество неограниченного множества. При этом система имеет рамки, через которые описывается взаимодействие с внешним миром посредством входов (исходные данные, которые обрабатывает система), выходов (результаты деятельности системы), управлений (стратегий и управляющих процедур, регламентирующих выполнение работ) и механизмов (ресурсы и исполнители работ). В итоге получается, что управляемая система преобразует входы в выходы, используя механизмы.
Методология IDEF0 имеет ряд преимуществ:
- графическое представление способно представить весь спектр исследуемых процессов в любой степени детализации (за счет декомпозиции процессов);
- позволяет точно описать моделируемые объекты и процессы;
- подтвердила свою эффективность в результате многолетнего опыта его применения в различных областях деятельности;
- достаточно проста и быстро поддается пониманию;
- поддерживается в большом количестве программных средств, в том числе и бесплатно распространяемых.
IDEF3 – данный метод используется для сбора информации о состоянии моделируемой системы. Это структурный метод, показывающий причинно-следственные связи и события. Он также показывает, как организована работа, и какие пользователи работают с моделируемой системой [5].
DFD (Data Flow Diagram) – диаграммы потоков данных. Являются основным средством моделирования функциональных требований проектируемой системы. С помощью этих диаграмм функциональные требования разбиваются на функциональные компоненты (процессы) и представляются в виде сети, связанной потоками данных [3]. Логическая модель DFD показывает внешние по отношению к системе источники данных, идентифицирует логические функции (процессы) и группы элементов данных, связывающие одну функцию с другой (потоки), а также идентифицирует хранилища (накопители) данных, к которым осуществляется доступ [3].
Для построения диаграмм DFD существуют разные нотации: Гейна-Сарсона и Йордана-де-Марка.
1.2. BPMN
Одной из технологий описания бизнес-процессов, относящихся к типу «work-flow» – моделей, является нотация моделирования BPMN (Business Process Model Notation) – технология моделирования и нотации бизнес-процессов [7]. Данная технология предлагает довольно обширные средства для отражения самых подробных и самых важных понятий моделируемого процесса.
Благодаря абстрактному представлению модели нотация BPMN позволяет наглядным образом описывать модели бизнес-процессов независимо от среды их функционирования. Полученная в результате модель представляет собой сеть графических объектов, которые изображают действия и события, связанные между собой потоками управления.
Основные достоинства нотации BPMN [2]:
- Возможность проследить влияние окружающей среды на бизнес-процесс (сообщение от других участников, событие, исключительная ситуация, ошибка).
- Возможность выделять исполнителей для каждого действия и объединять их в группы, позволяя контролировать иерархию и четко понимать роли исполнителей в рамках всего процесса.
- Возможность моделировать взаимодействие с внешними объектами: организациями или группами участников.
- Обеспечение очень высоким уровнем детализации.
- Возможность привязки к действиям объектов данных, которые создаются или используются в ходе этих действий, что позволяет описать не только последовательность действий, но и организацию документооборота.
1.3. eEPC
Методология EPC (Event-Driven Process Chain – цепочка процессов, управляемая событиями) является расширением нотации IDEF3, дополняя ее таким понятием, как событие. Методология eEPC – некоторое расширение методологии EPC.
Диаграммы eEPC представляют собой упорядоченный граф событий бизнес-функций. Нотация EPC предлагает простое, наглядное и эффективное средство моделирования, позволяющее в виде последовательности событий и функций описывать сложные бизнес-процессы. Она применяется в таких распространенных программных продуктах, как SAP и ARIS [8].
Методология ARIS применяется при комплексном описании деятельности предприятия. Данная технология позволяет документировать бизнес-процессы, определить их особенности и недостатки, проанализировать эффективность работы предприятия, получить на основе моделей бизнес-процессов нормативные документы для поддержки и автоматизации.
Модели ARIS являются основой для анализа и оптимизации бизнес-процессов, оценки их стоимости, подготовки к сертификации по международным стандартам качества, документирования знаний фирмы, формулирования требований, разработки и внедрения КИС [8].
Технологии моделирования ARIS сочетают в своем составе функциональный и объектно-ориентированный подходы к моделированию. Элементы ARIS-модели, отображающие отдельные части и аспекты бизнес-процесса, описываются в виде объектов, что позволяет создать его представление, независимое от используемого метода моделирования.
В данной работе для моделирования бизнес-процессов будет использована нотация IDEF0 методологии SADT. Данная методология позволяет представить функциональную декомпозицию бизнес-процессов в наиболее удобном для восприятия виде.
Кроме этого, нотация IDEF0 не обладает широким многообразием типов элементов (как, например, BPMN), что облегчает ее понимание и позволяет быстро сориентироваться даже неподготовленному пользователю.
Моделирование бизнес-процессов «как есть»
На рисунке 1 приведена контекстная диаграмма бизнес-процессов аптечной сети, построенная в программе Ramus.
Рисунок 1 – Контекстная диаграмма бизнес-процессов реализации товаров аптечной сети
Из диаграммы видно, что основной поток входящих данных бизнес процесса реализации товаров аптечной сети составляет потребность покупателей в товаре сети (то есть покупка клиентаи аптек медикаментов и препаратов в соответствии с их потребностями) и периодическое пополнение аптечной сети этими самыми товарами (поставки медикаментов м препаратов от поставщиков).
Результатами процесса реализации товаров аптечной сети являются проданные покупателям товары, составленные отчеты по объемам проданных товаров и запросы на поставку новых партий товаров.
Инструментами, с помощью которых выполняются процессы реализации товаров аптечной сети, являются сотрудники аптечной сети (продавцы и менеджеры) и программные средства, используемые для осуществления основных и вспомогательных операций – в качестве такого применяются электронные таблицы Excel от компании Microsoft.
При всем этом основные конролирующие аспекты рассмариваемого бизнес-процесса составляются на базе регламента предприятия (аптечной сети) и непосредственных приказов руководства сети.
На рисунке 2 приведена диаграмма декомпозиции контекстной диаграммы, приведенной на рисунке 1.
Рисунок 2 – Диаграмма декомпозиции бизнес-процессов реализации товаров аптечной сети
Диаграмма декомпозиции позволяет более детально описать функциональную модель бизнес-процессов, представив ее в виде набора отдельных функциональных задач (работ). В соответствии с данной диаграммой в рамках рассматриваемого процесса можно выделить следующие наиболее важные задачи:
- Прием товаров от поставщиков – на основании спроса покупателей в медикаментах составляются диаграммы спроса на различные виды и категории препаратов – на их основании формируются потребности в данных препаратах, анализируется их фактическое количество на складах и формируются соответствующие заказы поставщикам на поставку.
- Регистрация операций непосредственной реализации лекарственных препаратов клиентам – как юридическим лицам, так и частным покупателям. Реализация продаж препаратов осуществляется в соответствии с текущей актуальной номенклатурой лекарственных средств, имеющихся в наличии на складах аптечной сети.
- Составление экономических отчетов по данных операций зарегистрированных продаж и поставок лекарственных препаратов. Отчеты составляются по определенным формам с помощью средств осуществления сводного анализа данных MS Excel.
Проанализировав предметную область и рассмотрев модель бизнес-процесса реализации товаров аптечной сети можно сделать вывод, что в целом бизнес-процесс состоит из следующих основных задач: поставки товаров, реализация товаров, подготовка и анализ отчетов по деятельности аптечной сети. Эффективное управление всем процессом в целом зависит от эффективности решения каждой из перечисленных задач. При этом все перечисленные задачи решаются с помощью неэффективных программных средств – электронных таблиц MS Excel.
Таким образом, очевидна необходимость применения новых программных средств – информационной системы автоматизации процессов учета и реализации товаров (ИС АПУРТ) аптечной сети. Для проектирования концепции и последующей разработки ИС АПУРТ необходимо сформулировать строгие требования к системе.
Формальные требования формулируются исходя из функционального описания системы. Все требования к программным системам обычно соотносятся с тремя уровнями.
- Верхний уровень – бизнес требования.
- Средний уровень – требования пользователя.
- Нижний уровень – функциональные требования.
Таким образом, для ИС АПУРТ выделяются следующие требования:
Бизнес-требования:
- Система должна обеспечить достоверные сводные данные для анализа.
- Система должна повысить эффективность работы продавца (менеджера) магазина за счет сокращения времени проведения тривиальных операций и минимизации числа ошибок при вводе данных и составлении документов.
- Система должна разграничить права доступа к данным и операциям.
Требования пользователя:
- Обеспечить табличное представление справочников и основных операций.
- Вывод документов по операциям в отдельном окне с экспортом в doc.
- Ввод данных в систему посредством диалогов.
- Наличие главного меню действий программы на панели инструментов, которая всегда должна быть доступна.
- Вывод сводных данных в виде диаграмм.
Функциональные требования к ИС будут рассмотрены в п. 2.1 в виде диаграммы вариантов использования ИС.
Реинжиниринг существующих бизнес-процессов
Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Проектируемая система должна быть рассчитана на использование продавцами и менеджерами аптечной сети.
Продавцы должны быть обеспечены средствами учета платежей для оформления продаж. При этом продавец должен указывать данные клиента – покупателя, а также состав его покупки (с учетом количества наименований товара). На основании истории покупок клиента система будет рассчитывать размер скидки, на которую может претендовать клиент. В любой момент продавец может напечатать чек о продаже (в том числе и повторно).
Продавцу также должны быть доступны справочники аптечной сети, а именно: справочник поставщиков, клиентов, номенклатурный справочник товаров магазина (в том числе должна быть возможность просмотра остатков каждого товара в магазинах).