Файл: История развития товароведения.Содержательные контуры товароведения как науки.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТы КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
1.1. Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2. Формирование конкурентоспособности продукции на стадиях их жизненного цикла
1.3. Методика оценки конкурентоспособности товара
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Русский мясопродукт»
2.2. Оценка конкурентоспособности колбасных изделий ООО «Русский мясопродукт» на стадии разработки
При проектировании разработчики на основе исходных требований заказчика, изучения спроса, условий применения, научно-технического опыта проводят научные исследования, опытно-конструкторские и технологические работы, включая патентные исследования, функционально-стоимостный анализ, моделирование, художественное конструирование, а также применяют другие прогрессивные методы создания продукции. [1 ,c. 68]
Рис. 1. Зависимость прибыли и затрат от стадии жизненного цикла товара
Разработка и постановка производства продукции в общем случае предусматривает:
- разработку технического задания и технической и нормативной документации; изготовление и испытания образцов продукции;
- приемку результатов разработки;
- подготовку и освоение производства.
Первая стадия жизненного цикла включает начало производства товара, его рекламно-информационное представление на рынке и поступление в продажу.
В процессе производства продукта проект материализуется в конкретную модель с заданными потребительскими свойствами. Конкурентоспособность товара достигается, если соблюдаются следующие условия:
- качественное выполнение технологического процесса, соблюдение регламента выполнения технологических операций, поддержание технологической дисциплины, проведение контроля качества по технологическим операциям производства;
- проведение экспертизы с использованием инструментальных методов определения физико-химических, деформационно-прочностных и других показателей качества сырья, комплектующих и готовой продукции;
- контроль качества используемого сырья и конструкционных материалов, поступающих от смежных предприятий;
- контроль качества готовой продукции;
- ведение статистического учета дефектов продукции, причин их возникновения;
- ведение статистического учета скрытых дефектов производственного характера, проявляющихся в процессе эксплуатации и потребления. [14]
При поступлении на рынок новых товаров им необходима рекламно-информационная поддержка.
Первыми покупателями новых товаров являются, как правило, люди с высоким уровнем доходов, поскольку они материально наиболее подготовлены к совершению покупки. Эта группа потребителей наиболее притязательна к качеству, в первое время повышенная цена положительно влияет на спрос покупателей с высоким уровнем достатка.
Данная стадия жизненного цикла товаров, как правило, характеризуется ростом объемов продаж, развитием и расширением их производства. На этой стадии товары пользуются возрастающим спросом, возникает конкуренция между производителями однородных товаров и услуг.
Конкурентоспособность продукции повышается за счет рекламно-информационных мероприятий, демонстрации на выставках, стимулирования сбыта.
Вторая стадия – стадия зрелости. В этот период существует группа потенциальных потребителей, стабильный спрос. Предприятие повышает конкурентоспособность рекламно-информационными мероприятиями, понижением розничных цен на товары и услуги, продажей товаров в кредит. Стадия зрелости завершается насыщением рынка товарами и услугами, снижением объемов продаж. Начинается научный экспериментальный поиск путей повышения конкурентоспособности за счет улучшения потребительских свойств товаров, качества услуг. [5, c. 57]
Конструкторы совершенствуют товары, повышая их универсальность, безопасность, экономичность, комфортабельность, дизайн, привлекательность. Разработчики услуг придают им комплексный характер, в их состав включают дополнительные бесплатные услуги.
В результате борьбы за сохранение покупателей изготовители повышают качество товаров и услуг за счет новых потребительских свойств.
Третья стадия жизненного цикла характеризуется падением объемов продаж товаров и услуг в результате насыщения рынка, изменения моды, возникновения новых потребностей, морального старения. Конкурентоспособность повышается предложением мероприятий по утилизации или обмену использованного, устаревшего товара. Потребителей привлекают к покупке новых модификаций товаров предоставлением скидок на их приобретение при сдаче старых моделей товаров, выполнением бесплатного сервиса. Эти мероприятия позволяют сохранить потенциальных покупателей и ориентировать их на приобретение и потребление новых модификаций товаров. [5, c. 58]
1.3. Методика оценки конкурентоспособности товара
Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: [13]
- если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
- если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
- рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
- анализируются направления развития аналогичных разработок;
- рассматриваются сферы возможного использования продукции;
- анализируется круг постоянных покупателей. [15]
Вышеизложенное подразумевает «комплексное исследование рынка». Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом. [2, c. 81]
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.
Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
Глава 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ВЫРАБАТЫВАЕМЫХ НА предприятии ООО «Русский мясопродукт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Русский мясопродукт»
Общество с ограниченной ответственностью «Русский мясопродукт» организованно в 2000 году. Предприятие оснащено современнейшим оборудованием производства Швейцарии, Германии, Италии.
Технология производства построена по принципу традиционно-русских вкусов, основываясь на технологические приемы 1956 года, разработчиком которых являлся г-н Конников - основоположник Российской мясной индустрии.
В настоящее время ООО «Русский мясопродукт» производит более 50 наименований, для производства которых используем 70% охлажденного отечественного мясосырья: беконную свинину элитной породы, выращенной по французской технологии закупаем в Белгородской области, говядину - в Воронежской и Тамбовских областях.
Общество с ограниченной ответственностью «Русский мясопродукт» (далее ООО «Русский мясопродукт») создано для осуществления производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Общество ведет свою деятельность на основании Устава.
Место нахождения: г. Москва, м. Кунцевская, ул. Дорогобужская, д.14
Учредителями общества являются: Степаненко Дмитрий Николаевич и Скворчукк Эдуард Владимирович.
Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и создано без ограничения рока действия.
В своей деятельности Общество руководствуется гражданским кодексом РФ, законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иным действующим законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- оптовая торговля мясом включая субпродукты;
- оптовая торговля мясом птицы включая субпродукты;
- оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы;
- оптовая торговля консервами из мяса и мяса птицы;
- розничная торговля мясом включая субпродукты;
- розничная торговля мясом птицы включая субпродукты;
- розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы;
- производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота
- производство мяса и пищевых субпродуктов птицы;
- производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов;
- деятельность по изучению общественного мнения;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- исследование конъюнктуры рынка.
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Постепенно, решая задачи повышения качества и расширения ассортимента, ООО «Русский мясопродукт» стал расти. Вслед за увеличением объемов продаж увеличивались и объёмы производства. Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется постоянным ростом. Коэффициент финансовой зависимости достаточно низкий. Что свидетельствует о минимальности требований внешних кредиторов.
Коэффициент автономии собственных средств характеризует достаточно высокий уровень собственного капитала в активах и свидетельствует о достаточно высокой независимости от кредиторов.
В 2015-2016 гг. коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами высок (это частное от деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов - если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов - то есть показатель будет меньше единицы).