Файл: История развития товароведения.Содержательные контуры товароведения как науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Товар – основа предпринимательской деятельности предпри­ятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда.

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производст­во и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, ес­ли не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Товаропроизводители должны строить свою деятельность исходя из главного принципа: наиболее полно удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь, только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей.

Таким образом, одна из важнейших проблем – это качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов.

Для того чтобы обеспечить производство более конкурентоспособного товара необходимо проводить исследование конкурентоспособности еще на стадии разработки, создания товара; и в дальнейшем, следует периодически проводить анализ конкурентоспособности уже на стадии производства и реализации продукции, сравнивая ее с аналогами, чтобы иметь возможность формирования ассортимента более конкурентоспособной продукции

Цель данной работы – рассмотреть факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.

Задачи:

  1. изучить основные подходы к определению категории «конкурентоспособность»;
  2. рассмотреть формирование конкурентоспособности продукции на стадиях их жизненного цикла;
  3. рассмотреть основы оценки конкурентоспособности продукции;
  4. ознакомиться с организационно-экономической характеристикой ООО «Русский мясопродукт»;
  5. провести оценку стоимостной конкурентоспособности колбасных изделий ООО «Русский мясопродукт» на стадии разработки;
  6. предложить пути совершенствования стоимостной конкурентоспособности колбасных изделий вырабатываемых ООО «Русский мясопродукт».

Объектом исследования является предприятие ООО «Русский мясопродукт».

Предметом исследования выступает оценка конкурентоспособности продукции предприятия ООО «Русский мясопродукт» на стадии разработки.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТы КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

1.1. Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности

В современных условиях вопросы конкурентоспособности продукции не теряют своей актуальности. В научной литературе данная проблема освещена в полной мере. Однако относительно определения категории «конкурентоспособность продукции» единого мнения пока нет.

Необходимо отметить, что с понятием «конкурентоспособность продукции» наиболее тесным образом связаны такие понятия как «качество продукции», «технический уровень продукции», «эффективность», «конкурентное преимущество». [8, c. 24]

Качество играет огромную роль в формировании конкурентоспособности любого вида продукции. Низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как товар высокого качества – это высококонкурентный товар.

Как замечено B. Гpибoвым и B. Гpyзинoвым, согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции. [12]

В нашей жизни конкурентоспособность продукции отождествляется с её качеством и техническим уровнем. Это не совсем правильно. Несмотря на тесную взаимосвязь этих понятий, следует обратить внимание и на их отличия. Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень продукции».

Одним словом, качество – это одна из составляющих конкурентоспособности, которая не является единственной. Существенное влияние на уровень конку­рентоспособности оказывают стоимостные характеристики продукции, а также внешние факторы, как например, реклама, качество сервиса, сроки и условия поставки, тенденции развития рынка, изменение соотношения спроса и предложения, изменение уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров и др. [15]


Отличительной особенностью конкурентоспособности от качества и технического уровня является то, что, во-первых, конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей, а прочие характеристики в расчет не принимаются.

Во-вторых, с позиции качества сравнимы лишь однородные товары. С позиции оценки конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, если они предоставляют иные способы удовлетворения одной и той же потребности.

В-третьих, качество продукции закладывается в сфере проектирования и производства, а также в процессе ее использования (в сфере потребления). Конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи (сфера обращения).

И, наконец, в-четвертых, конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может изменяться в сравнительно широком диапазоне. [4, c. 41]

Нет сомнений, что эффективное производство продукции повышает ее кон­курентоспособность. Следовательно, категории «конкурентоспособность» и «эффективность» близки и взаимосвязаны. При этом возникает мнение, что они во многом тождественны. Однако между данными утверждениями нельзя ставить знак равенства. Так В. Иноземцев придерживается мнения о том, что конкурентоспособность, основываясь на эффективности, заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов. [13]

По мнению С.Н. Шалдюшова, понятия «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» имеют тесную взаимосвязь, так как уровень конкурентоспособности предприятия определяется результатом создания, эффективного использования и удержания конкурентных преимуществ предприятия. [15]

Но, помимо этого, между данными понятиями есть причинно-следственное различие. По поводу того, что есть причина, а что – следствие, в научно литературе существуют разногласия. Н.В. Куликова указывает на то, что понятие «конкурентные преимущества» является производным от понятия «конкурентоспособность». [14]

С.Н. Шалдюшов считает, что в условиях современного рынка, конку­рентоспособность организации является лишь первоначальным звеном – фундаментом создания конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества являются результатом, фиксирующим наличие конкурентоспособности. [15]

Следовательно, такие понятия как «конкурентоспособность продукции» и «качество продукции», «технический уровень продукции», «эффективность», «конкурентное преимущество» взаимосвязаны. Следует заметить, что все эти категории определяют конкурентоспособность продукции, которая, в свою очередь, является более широким понятием, включающим все вышеперечисленное.


В зависимости от того, с какой позиции тот или иной автор рассматривает конкурентоспособность, можно обозначить различные подходы к интерпретации данного термина (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Анализ основных подходов к определению категории «конкурентоспособность продукции»

Суть подхода

Автор

Формулировка

Возможность сбыта товара

Г. Степаненко

Конкурентоспособность товара – это возможность сбыта его на данном рынке

Способность отвечать требованиям данного рынка

И.М. Лифиц

Конкурентоспособность продукции – способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период

Степень удовлетворения потребности

А.Ю. Юданов

Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя

Отличная от аналогов характеристика

А.В. Осташков

Конкурентоспособность товара – относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его отличия от товара-конкурента

Комплекс потребительских и стоимостных характеристик

Н.В. Еремеева, С.Л. Кала­чев

Конкурентоспособность товара – это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, позволяющий выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке

Превосходство по качеству и цене

Х.А. Фасхиев

Конкурентоспособность товара – оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю

Способность удовлетворения нужд разных субъектов рынка

Г.Р. Сабецкая

Конкурентоспособность – рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым предприятиям

Рассматривая приведенные выше трактовки понятия конкурентоспособности продукции, можно отметить то, что часть их носит слишком обобщенный характер. Другая же часть определений, авторы которых попытались растолковать термин глубже, не лишена некоторых замечаний и недостатков. В большинстве случаев они связаны с тем, что не в полной мере учитывают основные свойства, присущие данной категории.

Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность – это, прежде всего, свойство, присущее тому или иному продукту.


Оценку конкурентоспособности продукции можно проводить как на стадии его реализации на определенном рынке, так и на стадии проектирования нового продукта. Поэтому, трактуя понятие конкурентоспособности продукции, не стоит ограничиваться лишь удовлетворением только реальных потребностей субъектов рынка.

Также следует отметить, что конкурентоспособная продукция должна удовлетворять требованиям не только потребителя. Этот момент отразили в своих определениях такие авторы, как Х.А. Фасхиев и Г.Р. Сабецкая. [10, c. 75] [7, c. 56]

Так, производителя интересует трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость производства. Например, применение новых энергосберегающих технологий позволит снизить себестоимость продукции, что, в конечном счете, отразится на ее цене. Между производителем и потребителем существует связующее звено – торговые организации, которые также должны получать прибыль. Следовательно, конкурентоспособность, помимо экономического и социального, должна учитывать также производственный, маркетинговый и коммерческий аспекты.

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют дать данной категории следующее определение: конкурентоспособность продукции – это свойство продукции, выражающее степень ее превосходства над аналогами по потребительским и (или) стоимостным характеристикам и удовлетворяющее реальные или потенциальные интересы всех субъектов определенного рынка в данный период времени.

1.2. Формирование конкурентоспособности продукции на стадиях их жизненного цикла

Жизненный цикл товара или услуги – определенный период вре­мени, в течение которого товар находит своих покупа­телей. Продолжительность жизненного цикла товаров различается в зависимости от экономического развития страны и уровня научно-технического развития. Традиционно жизненный цикл изделий принято делить на сле­дующие стадии:

1) нулевая – разработка модели товара;

2) первая – начало производства товара;

3) вторая – стадия зрелости;

4) третья – падение объемов продаж. [1, c. 67]

Типичный жизненный цикл товара представлен в виде кривой на рис. 1.1.

Нулевая стадия жизненного цикла товаров связана с раз­работкой модели товара. Предприятие ведет научно-ис­следовательскую работу и проектно-конструкторскую разработку продукта.