Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Профилактика профессионального стресса).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие профессионального стресса
1.2. Особенности профессионального стресса руководителей
1.3. Профилактика профессионального стресса
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
3.2. Анализ результатов методики «Шкала нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина
Таким образом, деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервно-психическим и физическим напряжением, сопровождается специфичными стресс-факторами и различными реакциями, зависящими от индивидуальной резистентности к стрессу. Вместе с тем, стрессовое состояние управленца имеет определенные проявления, дающие возможность его диагностики и профилактики.
1.3. Профилактика профессионального стресса
Процесс профилактики синдрома профессионального стресса имеет три основных аспекта [25]:
- социальный (создание средовых общественных условий, которые предотвращают психический травматизм сотрудников);
- медицинский (психогигиенические просвещение, саморегуляция, дыхательная гимнастика и т.д.);
- психологический (постановка значимых целей, психологическая готовность к стрессам и т.д.).
Методы профилактики профессионального стресса принято делить на групповые (на уровне организации) и методы профилактики на уровне личности [23].
Можно выделить следующие методы управления профессиональным стрессом на уровне организации:
- социальная поддержка;
- психологические тренинги;
- программы оздоровления;
- методики релаксации;
- методики отреагирования;
- психологическое консультирование.
Осуществление профилактики профессионального выгорания специалистов может осуществляться при выполнении следующих условий [6]:
- не оставаться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, обращаться за помощью, советом к коллегам, психологу, психотерапевту;
- создавать общую дружескую атмосферу поддержки и взаимопонимания в коллективе;
- постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом, общаться в профессиональной сфере;
- осознавать процесс работы, своё участие в нем, наращивать профессиональные качества, осуществлять рефлексию своего опыта переживаний, обусловленных профессиональной деятельностью;
- посещать обучающие проекты по преодолению выгорания и развивающие программы, направленные на осознание и раскрытие своего творческого потенциала, повышения ощущения самоэффективности.
Профилактика профессионального стресса и выгорания на уровне личности представляют собой психологическую гигиену, которая является обязательной для любого сотрудника организации.
При этом профилактика профессионального стресса осуществляется по четырем основным направлениям [25]:
- освобождения от иррациональных установок и суждений;
- выработка позитивного мышления;
- опора на принципы психологической саморегуляции;
- овладение способами психологической защиты от стрессов.
Иррациональные установки (установки долженствования, оценочные установки и т.д.) приводят к нарушениям в эмоциональной сфере.
Под позитивным мышлением понимают мышление, приводящее к радости. Для его формирования необходимо чаще концентрировать внимание на внешних объектах, а не собственных ошибках и неудачах, сменить негативную цель на позитивную и т.д. [11].
К основным принципам саморегуляции относятся [11]:
- отвлечение от стрессовой ситуации;
- умение расслабляться (релаксация, ауторегуляция дыхания и т.д.);
Кроме того, принято выделять первичную (удаление или уменьшение стрессоров, действующих на рабочем месте) и вторичную (меры, ослабляющие влияние проявлений симптомов стресса у работников) профилактику проявлений профессионального стресса и выгорания [23].
Таким образом, профилактика развития профессионального стресса и выгорания личности позволяет сохранить профессиональное здоровье сотрудников, т.е. свойство работника сохранять требуемые психофизиологические качества, обеспечивающие высокую работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности и восстанавливать утраченные функциональные резервы в заданном лимите времени существующего режима труда и отдыха.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:
- Профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
- Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервно-психическим и физическим напряжением, сопровождается специфичными стресс-факторами и различными реакциями, зависящими от индивидуальной резистентности к стрессу.
- Процесс профилактики синдрома профессионального стресса имеет три основных аспекта: социальный, медицинский и психологический.
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание выборки исследования
Согласно данным литературы, профессиональная деятельность руководителей сопряжена со стрессами, длительное течение которых может приводить к крайне негативным последствиям как для самого работника, так и для организации в целом [22].
В ходе беседы с респондентами было выявлено, что они предъявляют жалобы на повышенную раздражительность (35 %), беспокойный сон (24 %), утомляемость (24 %).
2.2. Методы исследования
Эмпирическое исследование в данной курсовой работе было направлено на выявление взаимосвязи выраженности профессионального стресса и уровня нервно-психического напряжения руководителей лечебных подразделений медицинской клиники.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- подбор адекватных методик для решения поставленных задач и выбор контингента для проведения исследования;
- проведение исследования по выбранным методикам;
- анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Определение выраженности профессионального стресса у заведующих, принявших участие в эмпирическом исследовании, осуществлялось при помощи методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) [14].
Определение уровня нервно-психического напряжения осуществлялось согласно шкале нервно-психического напряжения Т. А. Немчина [10].
2.3. Процедура исследования
Проведение эмпирического исследования осуществлялось в отдельном кабинете. Руководителям отделений объяснялась цель исследования и особенности применяемых экспериментально-психологических методик.
Полученные результаты использовались при написании данной курсовой с добровольного согласия респондентов, принимавших участие в эмпирическом исследовании.
Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) предназначена для диагностики профессионального стресса руководителей отделений. Опросник состоит из 15 вопросов, на которые предложено 5 типов ответов [14]:
- никогда (1 балл);
- редко (2 балла);
- иногда (3 балла);
- часто (4 балла);
- практически всегда (5 баллов).
Бланк опросника представлен в Приложении А.
Обработка полученных результатов заключается в подсчете количества набранных баллов. При этом минимальное количество набранных баллов – 15, максимальное – 75. Чем выше полученный балл, тем выше уровень профессионального стресса менеджеров, принявших участие в экспериментальном исследовании.
Шкала нервно-психического напряжения Т. А. Немчина предназначена для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений [10].
Заведующим отделений, принявшим участие в исследовании, предлагалось оценить свое состояние, для чего необходимо отметить один из признаков, имевший место быть в последнее время. Бланк теста представлен в Приложении Б.
Оценка полученных результатов заключалась в начислении баллов в соответствии со следующей схемой: за отмеченный 1-й пункт – 1 балл, 2-й пункт – 2 балла, 3-й пункт – 3 балла. Минимальное количество баллов, которой может набрать респондент, принявший участие в исследовании, равняется 30, максимальное – 90.
Интерпретация полученных результатов заключалась в определении степени нервно-психического напряжения респондента, принявшего участие в эмпирическом исследовании:
- слабое (30-50 баллов);
- умеренное (51-70 баллов);
- чрезмерное (71-90 баллов).
2.4. Математико-статистические методы обработки данных
При проведении математико-статистической обработки полученных данных учитывался малый объем участников эмпирического исследования в данной курсовой работе, что соответствует правилам непараметрической статистики (статистики малых выборок).
Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи MS Excel 2013 (блок построения круговых и столбчатых диаграмм) и пакета программ STATISTICA 12.0 (блок непараметрической статистики – определение коэффициента корреляции Спирмена для анализа зависимостей).
Метод ранговой корреляции Спирмена применяется для изучения тесноты (силы) и направления корреляционной связи между двумя признаками [18].
.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
Как уже упоминалось, причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые [5]. На рисунке 1 представлены результаты, полученные по методике «Оценка профессионального стресса» у заведующих подразделений, принявших участие в эмпирическом исследовании.
Рисунок 1 – Результаты методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) у руководителей лечебных отделений, принявших участие в исследовании (в %)
Как видно из рисунка 1, у большинства респондентов (47 %) уровень набранных баллов находится в диапазоне 56-65 баллов. При этом средний набранный респондентами балл по методике «Оценка профессионального стресса» равняется 63,7±5,3.
Таким образом, результаты методики «Оценка профессионального стресса» у заведующих подразделений медицинской клиники, показали, что у 82 % (14 человек) респондентов количество набранных баллов выше среднего (38 баллов), что свидетельствует о высокой выраженности профессионального стресса у руководителей отделений.
3.2. Анализ результатов методики «Шкала нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина
Длительные психоэмоциональные перегрузки руководителей лечебных подразделений приводят к нервно-психическому перенапряжению [5]. На рисунке 2 представлены результаты по методике «Шкала нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина.
Рисунок 2 – Результаты по шкале нервно-психического напряжения Т. А. Немчина у руководителей лечебных отделений, принявших участие в исследовании (в %)
Как видно из представленного рисунка, большинство принявших в эмпирическом исследовании заведующих отделениями (65 %) имеют чрезмерный уровень нервно-психического напряжения, что может сопровождаться явлениями психического и физического дискомфорта, а также многочисленными и разнообразными жалобами на нарушение физических и психических функций. У 29 % (5 человек) отмечен умеренный уровень и у 6 % (1 человек) – слабый уровень нервно-психического перенапряжения.
Таким образом, анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных выявил у руководителей лечебных подразделений медицинской клиники в целом высокий (чрезмерный) уровень нервно-психического перенапряжения.
3.3. Обсуждение полученных результатов
Результаты многих исследований показывают, что в развитии профессионального стресса специалистов большое значение имеют личностные, ситуативные и профессиональные факторы [4]. Среди них можно выделить степень нервно-психического напряжения руководителя, которое оказывает непосредственное влияние на подверженность воздействию профессиональных стрессоров.