Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Профилактика профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) позволяет проводить диагностику профессионального стресса работников организации. В ходе эмпирического исследования уровня профессионального стресса у руководителей лечебных подразделений частной клиники г. Москвы была выявлена высокая его выраженность (среднее значение – 63,7±5,3 баллов).

Полученные результаты свидетельствуют о напряженном состоянии заведующих, принявших участие в эмпирическом исследовании, которые, по всей вероятности, возникают при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемыми профессиональными обязанностями. Возможными причинами, провоцирующими напряжение нервной системы, внимания, их перегрузку у руководителей, являются, чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок, высокая ответственность за конечные результаты и людей, множественная подчиненность.

Оценка шкалы нервно-психического напряжения выявило в целом чрезмерную степень (рисунок 3).

Рисунок 3 – Результаты по шкале нервно-психического напряжения Т. А. Немчина у руководителей лечебных отделений, принявших участие в исследовании (в баллах)

Согласно полученным данным, у руководителей, принявших участие в эмпирическом исследовании, отмечается процесс эмоционального и физического утомления.

Согласно данным литературы, адаптация к профессиональному стрессу определяется психологической выносливостью, устойчивостью личности к стрессу [20]. Поэтому был проведен корреляционный анализ зависимости между уровнем профессионального стресса и степенью нервно-психического напряжения заведующих лечебных подразделений медицинской клиники. Статистический анализ показал, что значение коэффициента корреляции Спирмана составляет 0,703, что соответствует высокой прямой зависимости между исследуемыми показателями (между уровнем нервно-психического напряжения и выраженностью профессионального стресса).

Результаты, полученные в ходе проведенного в данной курсовой работе исследования, могут быть использованы в психологической практике при консультировании руководителей среднего звена с целью профилактики, выявления и коррекции профессионального стресса и нервно-психического перенапряжения и истощения.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу, предполагавшую, что выраженность проявлений профессионального стресса руководителей зависит от уровня их нервно-психического напряжения.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3:

  1. Результаты методики «Оценка профессионального стресса» у руководителей лечебных отделений показали, что у 82 % респондентов количество набранных баллов выше среднего (38 баллов), что свидетельствует о высокой выраженности профессионального стресса у заведующих.
  2. Большинство принявших в эмпирическом исследовании заведующих отделениями (65 %) имеют чрезмерный уровень нервно-психического напряжения по шкале Т. А. Немчина.
  3. Степень нервно-психического напряжения заведующих лечебных отделений обнаруживают высокую прямую корреляционную зависимость с уровнем профессионального стресса.

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу, предполагавшую, что выраженность проявлений профессионального стресса руководителей зависит от уровня их нервно-психического напряжения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (психологическое тестирование заведующих лечебных подразделений частной медицинской клиники) исследование.

Стресс представляет собой феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразное повреждающее воздействие, которое в свою очередь называется стрессором, адаптация к которому заключается в изменении вегетативной и симпатоадреналовой системы человека к новым условиям. Поэтому изучение стресса и адаптации к нему возможно только на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического единства человека.

Профессиональный стресс представляет собой многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека, который выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10): Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью».

Всю совокупность факторов, способных привести к развитию профессионального стресса, можно разделить на объективные (не зависящие от работника) и субъективные (влияние которых зависит от самого человека).

Профессиональный стресс негативно влияет на производительность труда и трудоспособность персонала, трудовую мотивацию, увеличивается количество брака на производстве, возрастает уровень травматизма на предприятии или в организации.

К основным особенностям управленческой деятельности принято относить неопределенность возникновения различных производственных ситуаций и проблему ролевой и функциональной неопределенности. Полной адаптации к профессиональным стрессорам в управленческой деятельности не происходит, что предъявляет повышенные требования к ресурсам личности руководителя для их преодоления.


Реакция на вышеперечисленные факторы индивидуальна, поэтому еще одной особенностью труда в управленческой деятельности являются высокие требования к состоянию физиологических функций и психических качеств руководителя.

Процесс профилактики синдрома профессионального стресса и выгорания имеет социальный, медицинский и психологический аспекты. Методы профилактики профессионального стресса и выгорания принято делить на групповые (на уровне организации) и методы профилактики на уровне личности.

Кроме того, принято выделять первичную (удаление или уменьшение стрессоров, действующих на рабочем месте) и вторичную (меры, ослабляющие влияние проявлений симптомов стресса у работников) профилактику проявлений профессионального стресса и выгорания.

Эмпирическое изучение выраженности профессионального стресса и степени нервно-психического напряжения руководителей (заведующих лечебных подразделений частной медицинской клиники) свидетельствуют о напряженном состоянии управленцев, принявших участие в эмпирическом исследовании, которые, по всей вероятности, возникают при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемыми профессиональными обязанностями.

Кроме того, у заведующих, принявших участие в эмпирическом исследовании, отмечается процесс эмоционального, физического утомления. Степень нервно-психического напряжения заведующих лечебных отделений обнаруживают высокую прямую корреляционную зависимость с уровнем профессионального стресса.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу, предполагавшую, что выраженность проявлений профессионального стресса руководителей зависит от уровня их нервно-психического напряжения.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Амиров, Н. Х. Труд и здоровье руководителей / Под ред. М. М. Гимадеева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 136 с.
  2. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
  3. Боронова, Г. Х. Психология труда. Конспект лекций / Г. Х. Боронова, Н. В. Прусова. М.: Эксмо, 2008 – 160 с.
  4. Вайллент, Д. Адаптированность к жизни / Д. Вайллент. – М.: Медицина, 1977. – 396 с.
  5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 343 с.
  6. Гнедая, Т. Б. Профилактика профессионального выгорания педагогов / Т. Б. Гнедая // Педагогічна майстерня. – 2015. - № 4 (52). – С. 31-34.]:
  7. Дементий, Л. И. Ответственность как ресурс личности: Монография / Л. И. Дементий. – М.: Информ-Знание, 2005. – 188 с.
  8. Дементий, Л. И. Управление и преодоление стресса в управленческой деятельности современной организации / Л. И. Дементий // Экономика и управление. – 2010. - № 10 (71). – С. 98-102.
  9. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
  10. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. – Л.: Ленинградский университет, 1983. – 167 с.
  11. Пономарева, М. А. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания у руководителей / М. А. Пономарева // Последипломное образование: достижения и актуальные направления развития: сб. науч. ст. Вып 7. – Минск: Академия последипломного образования, 2010. – С. 204-213.
  12. Пономарева, М. А. Стресс в деятельности современного руководителя: причины, диагностика и профилактика / М. А. Пономарева // Последипломное образование: достижения и актуальные направления развития: сб. науч. ст. Вып 10. – Минск: Академия последипломного образования, редкол. А. И. Тавгень [и др.]. – 2012. – С. 349-359.
  13. Профилактика профессионального стресса в организации: учеб. пособие / О. Ю. Калмыкова, Д. Б. Штрикова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. – 178 с.
  14. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
  15. Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. тр. / АН СССР: Отв. ред. Л. Г. Дикая. – М.: Ин-т психологии СССР, 1989. – 300 с.
  16. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб / Под ред. Е. А. Климова. – М.: РПО, 1999. – 184 с.
  17. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – 855 с.
  18. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – М.: МедиаСфера, 2002. – 312 с.
  19. Сосульникова, Е. А. Особенности синдрома эмоционального выгорания детских врачей-стоматологов: дис. ... канд. мед. наук: 19.00.04 / Екатерина Александровна Сосульникова. – М., 2011. – 152 с.
  20. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации / Рук. авт. колл. К. Ладензак. – М.: Экономика, 1985. – 280 с.
  21. Терещенко, Н. Г. Профессиональный стресс в управленческой деятельности / Н. Г. Терещенко // Психология состояний. Сборник материалов юбилейной Международной школы. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань), 2016. – С. 217-223.
  22. Ткач, Т. Профессиональное выгорание у менеджеров / Т. Ткач // Nierówności Społeczne a Wzrost Gospodarczy. – 2016. – Nr. 47 (3/2016). – S. 260-272.
  23. Труфанова, Т. А. Управление профессиональными стрессами: совре-менные методы и подходы / Т. А. Труфанова // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – Т. 11, № 8. – С. 72-79.
  24. Шалда, Т. А. Профилактика эмоционального выгорания. Методический сборник / Т. А. Шалда. – Колпашева, 2007. – 42 с.
  25. Шалда, Т. А. Профилактика эмоционального выгорания. Методический сборник / Т. А. Шалда. – Колпашева, 2007. – 42 с.
  26. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика «Оценка профессионального стресса»

Вопросы

никогда

редко

иногда

часто

практически всегда

1. Как часто вам кажется, что вам не хватает полномочий, чтобы справляться со своими обязанностями?

1

2

3

4

5

2. Как часто у вас возникает неприятное чувство по поводу своих служебных обязанностей?

1

2

3

4

5

3.Как часто бывает, что вы не знаете о возможностях своего продвижения по работе?

1

2

3

4

5

4. Как часто вы чувствуете, что слишком перегружены и не можете справиться с работой за рабочий день?

1

2

3

4

5

5. Как часто вам кажется, что вы не сможете удовлетворить противоречивые требования разных людей из вашего окружения?

1

2

3

4

5

6. Как часто вам кажется, что вам не хватает квалификации для выполнения своей работы?

1

2

3

4

5

7. Как часто вы не знаете, что думает о вас ваш начальник и как он оценивает вашу работу?

1

2

3

4

5

8. Как часто вы находитесь в ситуации, когда не можете получить нужную информацию для работы?

1

2

3

4

5

9. Как часто вы беспокоитесь о решениях, которые влияют на жизнь других знакомых вам людей?

1

2

3

4

5

10. Как часто вы чувствуете, что не нравитесь своим коллегам по работе или вас не принимают в коллективе?

1

2

3

4

5

11. Как часто вы не можете повлиять на решения и действия начальника, направленные на вас?

1

2

3

4

5

12. Как часто вы не знаете, чего ожидают от вас ваши коллеги?

1

2

3

4

5

13.Как часто вам кажется, что количество работы, которую вам необходимо сделать, повлияет на качество ее выполнения?

1

2

3

4

5

14. Как часто вам кажется, что вам приходится делать нечто противоречащее вашим суждениям?

1

2

3

4

5

15.Как часто вам кажется, что работа негативно отражается на вашей семейной жизни?

1

2

3

4

5


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Шкала нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин)

1. Наличие физического дискомфорта.

1. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.

3. Наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно не мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений.

1. Полное отсутствие каких-либо болей

2. Периодически появляются, но быстро исчезают, и не мешают работе.

3. Имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения.

1. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

2. Ощущение тепла, повышения температуры тела.

3. Ощущение похолодания тела, конечностей, «озноб».

4. Состояние мышечного тонуса.

1 Обычный, неизмененный мышечный тонус.

2. Умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения.

3. Значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор.

5. Координация движений.

l. Обычная, неизмененная координация движений.

2. Повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма.

3. Ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6. Состояние двигательной активности в целом.

1. Обычная, неизмененная двигательная активность.

2. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений.

3. Резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца.

2. Ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе.

3. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения. Чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце.

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе.

2. Появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе,

3. Выраженные неприятные ощущения в области живота – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.