Файл: Мотивация и ее теории (Понятие мотивации. Потребности и мотивы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда.

Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда Генри Мурреем.

2.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

По теории А. Маслоу все потребности человека можно расположить в виде строгой иерархической структуры (см. рис. 1):

  • физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека (пища, вода, жилье, одежда, отдых и. т.д.);
  • потребность безопасности, стабильности (гарантия найма, страхование, защита, финансовая независимость);
  • социальные потребности (хорошие человеческие отношения, принадлежность какой-либо социальной группе);
  • потребность в уважении (признание со стороны других людей);
  • потребность в самовыражении (самоутверждение как личности, участие в принятии решения, стремление к творчеству, реализация потенциальных возможностей).


Рисунок 1 – Пирамида потребностей Маслоу

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней (первичные потребности) требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологии Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:


Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестнице факторов, определяющих поведение человека".

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность самовыражения никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому процесс мотивации через потребности бесконечен.[6]

Человек, испытывающий голод, будет, сначала стремится, найти пищу, и только после еды, будет стремиться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к удовлетворению потребности в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться, к уважению со стороны окружающих. Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто изменится. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности, и какими, сильными могут быть потребности самых низких ее уровней – показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. – чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей. Однако, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспеченны их потребности в безопасности и полностью удовлетворены их физиологические потребности.

2.2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях.

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он называл «гигиеническими факторами» и «мотивацией».(см. рис. 2)

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации – с самим характерам и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого, отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.[3]



Таблица 1 – Двухфакторная модель Герцберга

Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуютᡃ физиологическимᡃ потребностям, потребностямᡃ в безопасностиᡃ и уверенностиᡃ в будущем. Его мотивацииᡃ сравнимыᡃ с потребностямиᡃ высшихᡃ уровнейᡃ Маслоу. Но в одномᡃ пунктеᡃ эти две теорииᡃ резкоᡃ расходятся. Маслоуᡃ рассматривалᡃ гигиеническиеᡃ факторы, как нечто, что вызываетᡃ ту или иную линиюᡃ поведения. Если менеджерᡃ дает рабочемуᡃ возможностьᡃ удовлетворитьᡃ одну из такихᡃ потребностей, то рабочийᡃ в ответᡃ на это будетᡃ работатьᡃ лучше. Герцбергᡃ же, напротив, считает, что работникᡃ начинаетᡃ обращатьᡃ вниманиеᡃ на гигиеническиеᡃ факторыᡃ толькоᡃ тогда, когдаᡃ сочтетᡃ их реализациюᡃ не адекватнойᡃ или не справедливой.[2]

Согласноᡃ теорииᡃ Герцберга, наличиеᡃ гигиеническихᡃ факторовᡃ не будетᡃ мотивироватьᡃ работников. Оно толькоᡃ предотвратитᡃ возникновенияᡃ чувстваᡃ не удовлетворенностиᡃ работой. Для того чтобыᡃ добитьсяᡃ мотивации, руководительᡃ долженᡃ обеспечитьᡃ наличиеᡃ не толькоᡃ гигиенических, но и мотивирующихᡃ факторов. Многиеᡃ организацииᡃ попыталисьᡃ реализоватьᡃ эти теоретическиеᡃ выводыᡃ посредствомᡃ программᡃ «обогащения»ᡃ труда. В ходе выполненияᡃ программыᡃ «обогащения»ᡃ труда, работаᡃ перестраиваетсяᡃ и расширяетсяᡃ так, чтобыᡃ приноситьᡃ большеᡃ удовлетворенияᡃ и вознагражденийᡃ ее непосредственномуᡃ исполнителю. «Обогащение»ᡃ трудаᡃ направленноᡃ на структурированиеᡃ трудовойᡃ деятельностиᡃ такимᡃ образом, чтобыᡃ дать почувствоватьᡃ исполнителюᡃ сложностьᡃ и значимостьᡃ порученногоᡃ ему дела, независимостьᡃ в выбореᡃ решений, отсутствиеᡃ монотонностиᡃ и рутинныхᡃ операций, ответственностьᡃ за данноеᡃ задание, ощущениеᡃ того, что человекᡃ выполняетᡃ отдельнуюᡃ и полностьюᡃ самостоятельнуюᡃ работу.

Для того чтобыᡃ использоватьᡃ теориюᡃ Герцбергаᡃ эффективно, необходимоᡃ составитьᡃ переченьᡃ гигиеническихᡃ и, в особенности, мотивирующихᡃ факторовᡃ и дать сотрудникамᡃ возможностьᡃ самимᡃ определитьᡃ и указатьᡃ те из них, которыеᡃ они предпочитаютᡃ в большейᡃ степени.[3]


2.3. Теорияᡃ приобретенныхᡃ потребностейᡃ Дэвидаᡃ Мак-Клелландаᡃ

Обобщаяᡃ результатыᡃ исследованийᡃ процессовᡃ мышленияᡃ и реакцииᡃ людейᡃ в различныхᡃ ситуациях, Дэвидᡃ Мак-Клелландᡃ и его коллегиᡃ выделилиᡃ три категорииᡃ человеческихᡃ потребностей:

  • Потребностиᡃ причастности.
  • Потребностьᡃ во власти.
  • Потребностьᡃ в успехе.

Потребностьᡃ причастностиᡃ – потребностьᡃ в установленииᡃ и поддержанииᡃ межличностныхᡃ отношений. Люди с высокойᡃ потребностьюᡃ причастностиᡃ стараютсяᡃ устанавливатьᡃ и поддерживатьᡃ хорошиеᡃ отношения, стремятсяᡃ получитьᡃ одобрениеᡃ и поддержкуᡃ со стороныᡃ окружающих, обеспокоеныᡃ тем, как о них думаютᡃ другие. Для них оченьᡃ важнымᡃ являетсяᡃ тот факт, что они нужныᡃ кому-то, что их друзьяᡃ и коллегиᡃ не безразличныᡃ к ним и их действиям.

Потребностьᡃ во властиᡃ – потребностьᡃ в навыкахᡃ влиянияᡃ и установленияᡃ контроляᡃ за поступкамиᡃ другихᡃ людей, в воздействииᡃ на ход событий. Основнойᡃ направленностьюᡃ даннойᡃ потребностиᡃ являетсяᡃ стремлениеᡃ контролироватьᡃ действияᡃ людей, оказыватьᡃ влияниеᡃ на их поведение, братьᡃ на себя ответственностьᡃ за действияᡃ другихᡃ людей.

Потребностьᡃ в успехеᡃ – потребностьᡃ приниматьᡃ на себя личнуюᡃ ответственностьᡃ и добиватьсяᡃ успешногоᡃ выполненияᡃ заданий. Люди с высокимᡃ уровнемᡃ потребностиᡃ в успехеᡃ предпочитаютᡃ самостоятельноᡃ ставитьᡃ свои цели. При этом они обычноᡃ выбираютᡃ умеренно-сложныеᡃ цели и задачи, исходяᡃ из того, что они могутᡃ достичьᡃ и что они могутᡃ сделать.

Потребностиᡃ в успехе, причастностиᡃ и властиᡃ в концепцииᡃ Мак-Клелландаᡃ не исключаютᡃ друг другаᡃ и не расположеныᡃ иерархически, однако, при сравненииᡃ этой моделиᡃ с модельюᡃ Маслоу, они сопоставимыᡃ с потребностямиᡃ высшегоᡃ уровняᡃ или с факторамиᡃ мотивацииᡃ моделиᡃ Герцберга.

Работаᡃ Мак-Клелландаᡃ показала, что потребностьᡃ в успехеᡃ можноᡃ развитьᡃ в человеке, и в результатеᡃ получитьᡃ болееᡃ эффективнуюᡃ работу. Руководителиᡃ должныᡃ ставитьᡃ для себя и для своихᡃ подчинённыхᡃ трудные, но достижимыеᡃ цели и задачи. Кромеᡃ этого, следуетᡃ помнить, что люди, ориентированныеᡃ на успех, чаще всегоᡃ этогоᡃ успехаᡃ и добиваются, однакоᡃ организацияᡃ можетᡃ извлечьᡃ выгодуᡃ из комбинацииᡃ всех трёх типовᡃ руководителей, описанныхᡃ Мак-Клелландом.[8]


3. Процессуальныеᡃ теорииᡃ мотивацииᡃ

Содержательныеᡃ теорииᡃ мотивацииᡃ базируютсяᡃ на потребностяхᡃ и связанныхᡃ с ними факторах, определяющихᡃ поведениеᡃ людей. Процессуальныеᡃ теорииᡃ рассматриваютᡃ мотивациюᡃ в ином плане. В них анализируетсяᡃ то, как человекᡃ распределяетᡃ усилияᡃ для достиженияᡃ различныхᡃ целейᡃ и как выбираетᡃ конкретныйᡃ вид поведения.

Процессуальныеᡃ теорииᡃ не оспариваютᡃ существованиеᡃ потребностей, но считают, что поведениеᡃ людейᡃ определяетсяᡃ не толькоᡃ ими. Согласноᡃ процессуальнымᡃ теориям, поведениеᡃ личностиᡃ являетсяᡃ такжеᡃ функциейᡃ его восприятияᡃ и ожидания, связанныхᡃ с даннойᡃ ситуацией, и возможныхᡃ последствийᡃ выборногоᡃ им типа поведения.[7]

Имеетсяᡃ три основныеᡃ процессуальныеᡃ теорииᡃ мотивации: теорияᡃ ожиданияᡃ Виктораᡃ Врума, теорияᡃ справедливостиᡃ Джонаᡃ Стейсиᡃ Адамсаᡃ и модельᡃ Портера-Лоулера.

3.1. Теорияᡃ ожиданийᡃ В. Врумаᡃ

Теорияᡃ ожиданий, частоᡃ ассоциирующаясяᡃ с работамиᡃ Виктораᡃ Врума, базируетсяᡃ на положенииᡃ о том, что наличиеᡃ активнойᡃ потребностиᡃ не являетсяᡃ единственнымᡃ необходимымᡃ условиемᡃ мотивацииᡃ человекаᡃ на достижениеᡃ определеннойᡃ цели. Человекᡃ долженᡃ такжеᡃ надеятьсяᡃ на то, что выбранныйᡃ им тип поведенияᡃ действительноᡃ приведетᡃ к удовлетворениюᡃ или приобретениюᡃ желаемого.

Ожиданиеᡃ можноᡃ рассматриватьᡃ как оценкуᡃ индивидуумомᡃ вероятностиᡃ определенногоᡃ события. Большинствоᡃ людейᡃ ожидают, например, что окончаниеᡃ колледжаᡃ позволитᡃ им получитьᡃ лучшуюᡃ работуᡃ и что, если работатьᡃ с полнойᡃ отдачей, можноᡃ продвинутьсяᡃ по службе.[8] При анализеᡃ мотивацииᡃ к трудуᡃ теорияᡃ ожиданияᡃ подчеркиваетᡃ важностьᡃ трех взаимосвязей:

  • Ожиданияᡃ (затратыᡃ трудаᡃ – результаты);
  • Инструментальностьᡃ (результатыᡃ – вознаграждение);
  • Валентностьᡃ (удовлетворенностьᡃ вознаграждением).

Ожиданиеᡃ в отношенииᡃ затратᡃ трудаᡃ – результатовᡃ (З-Р)ᡃ – это соотношениеᡃ междуᡃ затраченнымиᡃ усилиямиᡃ и полученнымиᡃ результатами. Рабочийᡃ на заводеᡃ можетᡃ ожидать, что если он будетᡃ производитьᡃ продукциюᡃ высокогоᡃ качестваᡃ с минимальнымᡃ количествомᡃ отходовᡃ сырья, это позволитᡃ повыситьᡃ ему свой разряд.[5] Конечно, люди могутᡃ и не рассчитыватьᡃ на то, что их усилияᡃ приведутᡃ к желаемымᡃ результатам. Если люди чувствуют, что прямойᡃ связиᡃ междуᡃ затрачиваемымиᡃ усилиямиᡃ и достигаемымиᡃ результатамиᡃ нет, то согласноᡃ теорииᡃ ожидания, мотивацияᡃ будетᡃ ослабевать. Отсутствиеᡃ взаимосвязиᡃ можетᡃ произойтиᡃ из-заᡃ неправильнойᡃ самооценкиᡃ работника, из-заᡃ его плохойᡃ подготовкиᡃ или неправильногоᡃ обучения, или же из-заᡃ того, что работникуᡃ не дали достаточноᡃ прав для выполненияᡃ поставленнойᡃ задачи.