Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок заполнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед составлением отчетности следует:

1. Провести инвентаризацию имущества и задолженностей хозяйствующего субъекта. Инвентаризация имущества – это проверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества на складе, в офисе, которая находится на обособленном подразделении хозяйствующего субъекта.

Инвентаризации посвящена статья 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. В ней говориться, что инвентаризация должна проводиться по всем статьям баланса и по ее результатам должны корректироваться учетные данные. Она должна проводиться по всему имуществу и по всем обязательствам. Сроки, порядок проведения инвентаризации определяет руководитель [6].

В случае обязательного проведения инвентаризации устанавливается отдельными нормативными актами. Обычно обязательно инвентаризацию проводят:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (не ранее 1 октября);
  • при передаче имущества в аренду (выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия).
  • при смене материально ответственного лица;
  • при выявлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи имущества;
  • при экстремальных ситуациях;
  • при реорганизации или ликвидации и др. [12].

Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года, библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет, денежных документов, бланков строгой отчетности – не реже 1 раза в месяц. Расчеты с банком инвентаризируются ежемесячно. Расчеты с дебиторами и кредиторами проверяются не реже 2-х раз в год.

Внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки. Правила по исправлению ошибок прописаны в ПБУ 22/2010 «Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. № 63н. (в ред. от 27. 04. 2012 № 55н). Положением установлено, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности, выявленные в результате получения новой информации, недоступной на момент отражения (не отражения) таких фактов [7]. Порядок исправления ошибок зависит как от периода их обнаружения, так и от характера ошибок. Далее правила предусматривают порядок исправления только существенных ошибок (способных повлиять на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности), причем для ошибок, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности. Положением предусматривается два способа их исправления: записями по счетам учета в корреспонденции со счетом учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также путем пересчета сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды, отраженные в отчетности организации за текущий год. Информация о существенных ошибках прошлых периодов, выявленных в отчетном периоде (в том числе характер ошибки, сумма корректировки), в обязательном порядке должна содержаться в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Ошибки могут быть выявлены до конца финансового года. Исправляют ошибки по результатам инвентаризации, датируя их 31 декабря отчетного года [9].


2. Провести реформацию баланса. Реформация баланса – это закрытие бухгалтерских счетов, списание прибыли (убытка), полученный за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете организации будет отражена последняя хозяйственная операция. Сама операция по реформации баланса состоит из того, что закрывают счет 99 «Прибыли и убытки», на котором в течение года:

  • учитывались финансовые результаты деятельности организации (как по обычной деятельности, так и по прочей);
  • отражались доходы и расходы от чрезвычайных ситуаций;
  • производилось начисление налога на прибыль;
  • собиралась информация о суммах штрафов за налоговые правонарушения.

В бухгалтерском учете доходы и расходы могут быть нескольких видов:

  • по обычным видам деятельности, которые списывают на счет 90 «Продажи»;
  • прочие, которые списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы» [23].

3. Отразить те или иные операции, которые произошли после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты или условные факты хозяйственной деятельности). Если отражение этих операций вновь коснется счета учета прочих доходов и расходов, то внести дополнительные записи для корректировки ранее произведенных записей по реформации баланса.

Согласно ПБУ 7/98 событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной деятельности, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания отчетности. Есть два вида таких событий:

Первый – события, которые подтверждают те или иные факты, возникшие на отчетную дату. К таким событиям, в частности, относят: банкротство крупного должника организации, снижение стоимости ее активов (материалов, товаров, финансовых вложений), изменение суммы страхового возмещения, на которое хозяйствующий субъект имеет право, и т.д. Эти события отражают в балансе, Отчете о прибылях и убытках и других формах бухгалтерской отчетности [19].

Второй – события, которые подтверждают те или иные факты, возникшие после отчетной даты. К таким событиям, относятся: реконструкция или планируемая реконструкция основных средств; крупная сделка по покупке или продаже основных средств и ценных бумаг; пожар, авария, стихийное бедствие или другие чрезвычайные ситуации, и др. Такие события в балансе, отчете о прибылях и убытках и других формах бухгалтерской отчетности прошедшего года не отражают. Поэтому, если они возникли, никаких записей в бухгалтерском учете прошлого года не делают. Эти события отражают в учете той датой, когда они фактически произошли (т. е. уже в будущем году).


Однако на эти события следует указать в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Примерный перечень событий как первого, так и второго вида есть в приложении к ПБУ 7/98 [20].

4. Подготовить информацию об оценочных и условных обязательствах (активах). Порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных) осуществляется в соответствие с ПБУ 8/2010«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Указанное Положение не применяется в отношении:

  • заведомо убыточных договоров, исполнение которых может быть прекращено организацией в одностороннем порядке без существенных санкций;
  • резервного капитала, резервов, формируемых из нераспределенной прибыли организации;
  • оценочных резервов;
  • сумм, которые оказывают влияние на величину налог на прибыль организаций, подлежащего уплате в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах [25].

Оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, которое может возникнуть:

а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;

б) в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности [21].

При признании оценочного обязательства его величина относится в зависимости от его характера: на расходы по обычным видам деятельности; на прочие расходы; включается в стоимость актива при одновременном отражении на счете учета резервов предстоящих расходов [24].

Условное обязательство возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (не наступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией, или если оценочное обязательство не признано таковым в связи с тем, что имеется вероятность уменьшения экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, или величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

5. Подготовить информацию об операциях со связанными сторонами. Порядок раскрытия в отчетности сведений о связанных сторонах регулируется ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Операцией между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной считается любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления) между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной [11].


Операциями со связанной стороной могут быть:

  1. приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
  2. приобретение и продажа основных средств и других активов;
  3. аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
  4. финансовые операции, включая предоставление займов;
  5. передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;
  6. предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств;
  7. другие операции [10].

6. Подготовить информацию по сегментам в соответствии с ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам».

7. Подготовить информацию о природоохранных мероприятиях [28].

Таким образом, можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения о состоянии имущества организации и источников его формирования на отчетную дату, а также о результатах финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Отчетность является завершающим этапом учетных процедур.

2. Финансово-экономическая характеристика АО «Изоплит» по данным годовой бухгалтерской отчетности

2.1. Анализ имущества и источников его формирования

АО «Изоплит» действует с 25 декабря 1992 г., ОГРН присвоен 15 октября 2002 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску.

Руководитель организации: генеральный директор Кудинов Евгений Дмитриевич.

Юридический адрес АО «Изоплит»: 306230, Курская область, Обоянский район, город Обоянь, улица Ленина, 98.

Основные сведения о предприятии представим в таблице 2.

Таблица 2

Основные сведения о предприятии

Наименование предприятия

АО «Изоплит»

Организационно-правовая форма

Акционерное общество

Форма собственности

Частная

Юридический адрес

306230, Курская область, Обоянский район, город Обоянь, улица Ленина, 98

Размер уставного капитала

1371 тыс. руб.

Дата государственной регистрации

15.10.2002 г.

Основной вид экономической деятельности

Производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

4616000358


Основным видом деятельности является «Производство фанеры, деревянных фанерованных панелей и аналогичных слоистых материалов, древесных плит из древесины и других одревесневших материалов», зарегистрировано 8 дополнительных видов деятельности.

АО «Изоплит» присвоены ИНН 4616000358, ОГРН 1024600730604, ОКПО 00257443.

В рамках анализа финансового состояния предприятия выполним оценку имущества АО «Изоплит» (таблица 3) и источников его образования (таблица 4).

Таблица 3

Размер и структура активов организации, в тысячах рублей

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. в % к

2017 г.

Активы всего

160816

161462

165034

2,62

в том числе:

-внеоборотные активы

86151

77192

75017

-12,92

в % к итогу активов

53,57

47,81

45,46

-15,15

-оборотные активы

74665

84270

90017

20,56

в % к итогу активов

46,43

52,19

54,54

17,48

из них:

-запасы

13566

21867

16407

20,94

в % к оборотным активам

18,17

25,95

18,23

0,32

- НДС по приобретённым ценностям

42

0

0

-100,00

в % к оборотным активам

0,06

0,00

0,00

-100,00

- дебиторская задолженность

39690

51314

41531

4,64

в % к оборотным активам

53,16

60,89

46,14

-13,21

- денежные средства

21193

11089

32079

51,37

в % к оборотным активам

28,38

13,16

35,64

25,55

- финансовые вложения

0

0

0

-

в % к оборотным активам

0,00

0,00

0,00

-

- прочие оборотные активы

174

0

0

-100,00

в % к оборотным активам

0,23

0,00

0,00

-100,00