Файл: Инфантильность как социальное явление: факторы возникновения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 665

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Жизненный путь каждого человека – это история формирования и развития личности в определенной социальной среде. Итогом развития является личность, обладающая такими качествами как зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья, высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность – умение жить в социуме, среди людей, решая свои задачи и принося пользу для общества.

На развитие личности оказывают свое влияние большое количество факторов различного характера, при этом характер влияния может быть как благотворным, так и достаточно негативным, вплоть до появления задержки в развитии личности.

Несоответствие образцов поведения хронологическому возрасту индивида называется инфантильностью. В психологии инфантилизм рассматривается как проявление социальной незрелости, детскости взрослого человека: инфант – это взрослый человек с незрелой личностью, который не способен к адекватным реакциям во взрослом мире.

Инфантилизм – одна из важнейших проблем современности, поскольку в настоящее время наблюдается рост количества социально незрелых молодых людей, которые не могут принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Таким образом, в качестве проблемы была обозначена необходимость конкретизации понятия «инфантильность» в современной психологии, так как, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению инфантилизма, относительно мало исследованными остаются содержательные характеристики инфантильности как ключевой особенности незрелости личности. [2]

Идея данной научной работы состоит в выявлении и переосмыслении существующих критериев, на основании которых можно судить об инфантильности как проявлении незрелости личности, а также разграничении феномена инфантильности личности и патологий развития.

В настоящее время понятие инфантилизма не является столь однозначным. Если речь идет о задержке психического развития, то в этом случае есть определенные параметры, внутренние и внешние признаки, судя по которым можно диагностировать отклонение. Что касается инфантильности, как проявления незрелости личности, конечно можно говорить о ряде признаков, по которым можно предположить о ее наличии, однако при этом мы рискуем навесить «ярлык» на человека, не учитывая его индивидуальных особенностей, например, таких как: темперамент, характер, тип и строение нервной системы. Таким образом, в качестве проблемы была обозначена необходимость конкретизации понятий «инфантилизм» и «инфантильность» в современной психологии, так как, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению инфантилизма, относительно мало исследованными остаются содержательные характеристики инфантильности как ключевой особенности незрелости личности.


Цель работы – изучить явление инфантильности в контексте проявления незрелости личности в современном мире и выделить ее содержательные характеристики.

Объект исследования: инфантильность как социальное явление.

Предмет исследования: содержательные характеристики инфантильности как проявления незрелости личности. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: изучить сущность понятия «инфантильность - как социальное явление и факторы её возникновения»

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. изучить сущность понятия «инфантильность» в психологической и клинико-психологической литературе.
  2. рассмотреть историю исследования инфантильности в различной литературе, ознакомиться со статистикой и выводами ученых на счёт данного феномена на сегодняшний день в современном обществе.

Методологические и теоретические основы и эмпирическая база исследования.

В качестве методологической базы работы использовались общенаучные принципы познания психологических явлений. Использовались также анализ, синтез, описание изучаемых процессов, сопоставления, сравнения и др.

Теоретической основой исследования послужили: фундаментальные научные концепции в области современной психологии, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых и в доступных научных материалах.

Информационной базой работы послужили: справочно-статистические материалы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы. В первой главе содержится обзор теоретического материала, посвященного подходам и взглядам на то, что представляет собой инфантилизм и каковы его виды. Вторая глава представляет собой полное ознакомление с факторами и возникновениями социальной инфантильности в современном обществе.

ГЛАВА 1: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИНФАНТИЛЬНОСТЬЮ

Что такое инфантильность?

В академической науке понятие «инфантильность» не используется, поэтому точного определения данного понятия не существует, несмотря на то, что оно представляет собой одно из свойств личности. Однако есть схожее определение «инфантилизм», которое рассматривается с медицинской и социологической точек зрения.


Термин «инфантилизм» ввел Эрнест Ласег в 1864 году. Под ним он понимал сохранение у взрослых психических и физических признаков, свойственных детям. [1]

Психический инфантилизм – личностная незрелость с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности [10, С.55]. Что касается детей, у них психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, свойственных более младшему возрасту. Но, в тоже время признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций в раннем возрасте выявляются с трудом. Поэтому о наличии психического инфантилизма можно говорить только начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие данному феномену черты начинают проявляться более ярко. Для таких детей достаточно типичным будет преобладание игровых интересов над учебными, быстрая пресыщаемость в интеллектуальной деятельности, недостаточная концентрация внимания, а также непонимание и неприятие школьных требований, что может привести к интеллектуальной деятельности, недостаточная концентрация внимания, а также непонимание и неприятие школьных требований, что может привести к дезадаптации.

Психологический инфантилизм характеризуется как черты в поведении, мышлении, эмоциональных реакциях не соответствующие возрастным требованиям. Можно сказать, что психический инфантилизм и психологический одно и тоже, однако в отличие от психического, где эти черты являются следствием задержки психического развития и человек не может самостоятельно и сознательно изменить свое поведение, при психологическом инфантилизме человек имеет вполне здоровую психику и может изменить свое поведение, при появлении соответствующего мотива и желания. [10, C.57]

Такое явление, как «социальный инфантилизм» представляет из себя морально-нравственную незрелость при сохранном интеллекте и отсутствии соматической патологии, что приводит к недостаточно полноценному функционированию в обществе и говорит о нарушении механизма социализации, непринятии общественных норм. [10, С.61]

Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами. [10, С.63]. Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность.


Для инфантильных личностей характерны следующие проявления:

1.боязнь ответственности;

2.застревание в детских переживаниях обидах;

3.склонность обвинять весь мир в своих неудачах;

4.не стремятся к развитию и новым знаниям;

5.неумение ставить цели и реализовывать их;

6.сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им 7.все должны, а они никому;

8.сильная привязанность к родителям;

9.в работе стремятся переложить свои обязанности на других [11]

Инфантилы не хотят искать недостатки в себе, не хотят что-то в своем поведении изменить, чтобы решить какую-то проблему. Такая жизненная позиция лишает их главного – власти над своей собственной жизнью. Если в твоих бедах виноваты другие, тогда именно от них твоя жизнь и зависит, ты отдал им власть над ней, и они будут распоряжаться ею по своему усмотрению. [9] И если для детей это в принципе нормально, когда взрослые, более опытные и знающие люди решают за них их проблемы или помогают им эти проблемы решить, то для взрослого человека такой подход к жизни может быть очень опасным. Взрослым людям в большинстве ситуаций необходимо рассчитывать прежде всего на самих себя, потому что излишнее доверие к окружающим, на чьи плечи они рады переложить свои проблемы, может дорого им обойтись. Дорого не в смысле денег, которые, конечно, тоже нужно принимать во внимание, а прежде всего в смысле последствий, с которыми они могут столкнуться из-за своего слепого доверия другим. Ведь желающих поживиться на чужих проблемах в нашем обществе всегда хватало. Это ни в коем случае не означает, что все свои проблемы нужно решать самому и никому ни в чем вообще не доверять. Просто нужно быть осторожным в этом вопросе, помня о том, что людям свойственно преследовать прежде всего свои интересы, а не чужие. А инфантилы часто об этом забывают, когда полностью доверяются «добрым» людям, веря в их честность и бескорыстность. [9]

Основные признаки инфантильности индивида.

Основные признаки инфантильного индивида

  1. самым важным он считает всегда делать то, что хочется ему (не смотря на интересы других);
  2. брак, дети для него всегда под грифом «пока не готов» (хотя пожить вместе может, но до начала больших проблем, требующих его участия);
  3. обычно в его личной истории достаточно много непродолжительных «отношений»
  4. ухаживания мужчины-ребёнка часто очень сентиментальны, романтичны, но не перерастают в серьёзные;
  5. слово «ответственность» для него вряд ли понятно, иногда им руководит боязнь «наказания» (чаще это может проявляться на работе, а не в личных, домашних отношениях);
  6. самостоятельных хозяйственных действий по дому от него не дождаться;

его отношения с мамой абсолютно «не вырастают»;

  1. даже уже в трудоспособном возрасте живёт при финансовой поддержке родителей или на их полном обеспечении;
  2. обычно эмоциональная поддержка родителей для него также является основной в сложных ситуациях;
  3. может проживать с родителями, даже если есть отдельное жильё или постоянно пользоваться их «услугами»;
  4. не работает либо часто остаётся без работы, не спеша искать новую;
  5. непременно обладает каким-то всепоглощающим увлечением (часто это компьютерные игры), которое не в силах отложить;
  6. часто жалуется на жизнь, ищет виновных, не допуская своей вины и говоря, что весь мир несправедлив. [9, C.15]

Виды инфантильности

На фоне общей акселерации за­держка физического и сексуального развития стала особенно острой проблемой. Инфантильные подростки среди акселерированных сверстников сильнее ощущают свою неполноценность. Инфантилизм не менее, чем акселерация, может служить почвой для нервно-психических расстройств, как эндогенных (шизофрения, некоторые виды конституциональных психопатий и др.), так и психогенных. [8, С.21].

Физический инфантилизм часто соче­тается с психическим, т. е. с незрелостью для данного календар­ного возраста поведения, интересов, с недостаточной самостоя­тельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности и т. п. при вполне удовлетворительном интеллекте и спо­собностях. Инфантилизм довольно распространен в общей популяции — в нерезко выраженной степени его можно встретить по крайней мере у 10% подростков. При нем создается предрасположение к непсихотическим психопатоподобным нарушениям поведения и к психопатоподобным и неврозоподобным картинам при шизоф­рении (Лебединская К. С., 1969; Сосюкало О. Д. и др., 1978, 1980).

Установлены определенные корреляции между инфанти­лизмом и типами акцентуаций характера — чаще встречаются истероидный и лабильно-истероидный, неустойчивый и конформ­ный типы, заметно реже — эпилептоидный (Мельникова В. И., Шишулин В. П., 1979). [5, С.56]

В подростковом возрасте можно видеть следующие типы инфантилизма, сходные с теми, которые были описаны Г. Е. Су­харевой (1959) в детском возрасте. Психофизический, или гармоничный, инфан­тилизм начинает выявляться с первых классов школы, но особенно явным становится именно в подростковом возрасте. Характерно грацильное, тонкое телосложение, мелкие черты лица, его не по возрасту «детское выражение», а также чрез­мерная эмоциональная и вегетативная лабильность. Отставанию в физическом созревании соответствует сохранение интересов и увлечений, а также манеры вести себя, свойственных более младшему возрасту. Не только в среднем, но даже и в старшем подростковом возрасте доминирует интерес к играм. Такие подростки любят компании более младших товарищей и отличаются несамостоятельностью, детской бесцеремонной требователь­ностью, капризностью и некоторой наивностью при достаточном запасе знаний — учатся обычно вполне удовлетворительно. На всем протяжении подросткового возраста — от 13 до 17 лет — у инфантильных мальчиков обнаружено достоверное снижение уровня тестостерона в крови (Коханенко Э. М. и др., 1983; Александров А. А., Стабровский Е. М., 1984) [12, C.121]. Психический инфантилизм на фоне нор­мального или акселерированного физиче­ского развития особенно проявился в последние десяти­летия. Он обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте и касается прежде всего интересов и поведения. Задер­живается развитие чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами дру­гих, гибко учитывать ситуацию. Медленно формируются морально-этические принципы. Несмотря на ускоренное физиче­ское развитие, иногда бросается в глаза детское выражение лица («лицо ребенка на туловище взрослого»). Этот вид инфан­тилизма может служить хорошей иллюстрацией психического дизонтогенеза [Ковалев В. В., 1981] — неравномерного разви­тия различных сторон психики: ускорения одних, задержки других. Дисгармоничный (эндокринопатический) инфантилизм бывает связан с нарушением или некоторой недостаточностью функции эндокринных органов — гипофиза и половых желез прежде всего (гипогенитальный и гипофизарный инфантилизм). Гипогенитальный инфантилизм бывает двух видов — консти­туциональный и церебрально-органический. [12, C.128]