Файл: Страховой стаж его отличие от трудного стажа ( Разновидности страхового стажа ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
Таким образом, непрерывный трудовой стаж в льготном порядке не исчисляется; доказывается он лишь документами. В этом состоит одно из его отличий от общего и специального трудового стажа и несет на себе большое юридическое значение. Трудовой стаж является определенным критерием оценки (измерения) трудового вклада человека, с учетом которого предоставляются конкретные виды социального обеспечения, и устанавливается уровень обеспечения.
Отличие содержания специального трудового стажа по российскому пенсионному закону состоит в том, что в него теперь не включаются многие периоды иной деятельности, которые учитывались ранее: время выборной и ответственной работы в советских и партийных органах и т. д.
2.2 Отличие трудового стажа от страхового стажа
Согласно ранее действовавшему закону о пенсиях, общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсионные выплаты. И если раньше наличие общего трудового стажа было необходимо для возникновения у работника права на пенсию (для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет), то теперь он тоже учитывается, однако роль его при этом совершенно иная.
Продолжительность общего трудового стажа используется сейчас работниками Пенсионного фонда для определения величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера. Из этих накоплений рассчитывается страховая часть пенсии. Существенный момент, так как базовая часть пенсии неизменна, всегда устанавливается в твердых суммах, а страховая составляющая - динамична и непосредственно влияет на размер ожидаемых пенсионных выплат. Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделенной из общего трудового стажа либо по содержанию работы, либо по условиям труда. Он имеет значение для установления досрочной трудовой пенсии или предоставления определенных льгот и гарантий. Условно можно выделить следующие виды специального стажа: для досрочного назначения трудовой пенсии по старости; для установления компенсационных и стимулирующих надбавок к заработной плате; Итак, в ст. ст.27, 28 Закона № 173-ФЗ приведены категории работников, которые имеют право на досрочное назначение трудовых пенсий. К ним относятся лица, работающие на работах с вредными условиями труда, подземных работах, в горячих цехах, в сельском хозяйстве, педагогические и медицинские работники, женщины, родившие пять и более детей, инвалиды вследствие военных травм, работники Крайнего Севера и т.д. Порядок назначения досрочной трудовой пенсии, в том числе за выслугу лет, для отдельных категорий работников (для летчиков, госслужащих и др.) установлен достаточно широким перечнем федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Отдельно выделим Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, которым утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Закона № 173-ФЗ, и правила исчисления периодов таких работ. Также сегодня продолжают действовать списки, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Порядок применения данных списков определен Постановлением Правительства РФ № 537. Отметим, что в стаж, дающий право на назначении досрочной пенсии по старости, не включается отпуск по уходу за ребенком (ст.256 ТК РФ). Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что выплаты компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, ст.317 ТК РФ определена выплата процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Приказом Минздрав соц. развития России от 29.12.2007 № 822 предусмотрены надбавки работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями, со сведениями, составляющими государственную тайну, а также за работу с шифрами. Поскольку на сегодняшний день еще не приняты законодательные акты, устанавливающие размеры процентных надбавок отдельным категориям граждан, применяются законодательные акты СССР. Что касается стимулирующих надбавок, то, как уже было сказано ранее, к надбавкам, установленным для федеральных бюджетных учреждений Приказом № 818 и зависящим от специального стажа, относятся надбавки за стаж непрерывной работы и выслугу лет. Отметим: поскольку Перечень стимулирующих выплат, утвержденный указанным Приказом, является рекомендательным, работодатель вправе выбрать лишь некоторые из них (выплаты за интенсивность и высокие результаты труда, за качество работ, по итогам работ или за непрерывный стаж). Статьей 121 ТК РФ установлены периоды работы, включаемые в стаж, дающий право на предоставление оплачиваемого отпуска (как основного, так и дополнительного). При этом в стаж работы, дающий право на получение ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, также предоставляются дополнительные отпуска. При этом в стаж работы включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути (ст.302 ТК РФ). Дополнительные отпуска другим категориям работников устанавливаются иными федеральными законами и нормативными актами. Так, в силу Постановления Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые трехдневные отпуска за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет.
Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года.
Итак, в трудовой стаж работника (общий трудовой, страховой) помимо времени фактической работы могут входить и другие юридически значимые периоды. Другие периоды представляют интерес только для органов Пенсионного фонда. Именно туда пойдет ваш сотрудник с документами, добавляющими ему необходимый стаж. Правда, в случае утраты (повреждения) трудовой книжки вам придется по требованию будущего пенсионера выдавать недостающие бумаги, например справку об имеющемся стаже, копию трудового договора. Таким образом, главная задача - правильно рассчитывать периоды трудовой деятельности, отраженные в трудовой книжке работника, и помочь работнику сориентироваться при оформлении трудовой пенсии. Назначение страхового стажа
Размер дневного пособия при болезни или травме самого работника, при уходе за больным ребенком (иным членом семьи) составит:
- 60% среднего дневного заработка при стаже от 6 месяцев до 5 лет;
- 80% среднего дневного заработка при стаже от 5 до 8 лет;
- 100% среднего дневного заработка при стаже 8 лет и более.
Пособие по беременности и родам при стаже свыше 6 месяцев рассчитывается исходя из 100% среднего дневного заработка.
Пособие ФСС в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием рассчитывается исходя из 100% среднего заработка независимо от стажа.
Последствия неправильного исчисления страхового стажа
Неверное определение продолжительности стажа может привести к неправильному исчислению пособия и, как следствие, может повлечь претензии со стороны как ФСС, так и работников.
Страховой стаж в больничном листе
Рассчитанный страховой стаж указывается в больничном листе в строке «Страховой стаж» (отражается количество полных лет и полных месяцев без дней).
Размер пособия по временной нетрудоспособности, если работник заболел в течение 30 дней после увольнения, не зависит от продолжительности стажа и выплачивается всем в размере 60% среднего заработка. В этом случае при заполнении больничного листа в строке «Страховой стаж» можно указать количество полных лет и месяцев работы сотрудника на дату увольнения из вашей компании.
Подтверждение страхового стажа
Страховой стаж подтверждается следующим образом:
- работа по трудовому договору, государственная или муниципальная служба - трудовой книжкой или, например, трудовым договором или справкой, выданной предыдущим работодателем
- служба в армии - военным билетом.
Совместители для подтверждения страхового стажа должны принести копию трудовой книжки, заверенной по месту основной работы.
То есть основной документ для расчета страхового стажа - трудовая книжка.
Разъяснения ФСС по порядку исчисления стажа
В конце 2018 года ФСС указал, что исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (Письмо ФСС от 17.12.2018 № 02-08-01/17-04-13323л). Запрос, поданный при этом в ФСС, можно посмотреть здесь.
Однако применять эти разъяснения небезопасно, поскольку они не являются нормативным документом. Кроме того, они противоречат ранее данным разъяснениям, согласно которым перевод 30 дней в полные месяцы и 12 месяцев в полные годы предусмотрен только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет (Письмо ФСС РФ от 09.12.2016 N 02-09-14/15-02-24113). Страховой стаж, рассчитанный в соответствии с новыми разъяснениями ФСС, будет выше, чем по старым правилам. А это чревато разногласиями с конкретным отделением фонда.
Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Из смысла действующих нормативных актов выводим следующее определение.
Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При определении права работника на трудовую пенсию, то есть на пенсию либо по старости, либо по инвалидности, либо по случаю потери кормильца.
Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости (наряду с достижением установленного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет.
Таким образом, если же речь идет о назначении других видов трудовых пенсий - пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, - то здесь важна не сама продолжительность страхового стажа, а его фактическое наличие. При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются так называемые государственные пенсии. В этом и заключаются юридические отличия трудового и страхового стажа.
Заключение
Общий страховой стаж – это продолжительность трудовой деятельности человека, в течение которой уплачивались обязательные страховые взносы, а также иные периоды, указанные в законе. В зачет также могут войти периоды, когда человек не работал по уважительным причинам установленного порядка. Специальный страховой стаж – это продолжительность трудовой деятельности человека на рабочих местах с вредными условиями труда, в особых климатических условиях либо за пределами РФ на территориях с особым статусом уплаты обязательных страховых взносов. При расчете пособий по больничному листу берутся во внимание периоды работы или другой деятельности работника, в течение которых производились страховые выплаты. Величина пособия зависит непосредственно от продолжительности страхового стажа. Чем продолжительнее страховой стаж человека, тем выше будет размер его пособия. Если общая трудовая деятельность застрахованного лица составляет 5 лет, больничное пособие будет начисляться исходя из 60% от среднего месячного оклада. Если длительность страхового стажа насчитывает от 5 до 8 лет, начисляется 80% от среднемесячного оклада, восемь и более лет – 100%. Если длительность страхового стажа не превышает шести месяцев, размер больничного пособия составит не более одного минимального месячного оклада с учетом районного коэффициента. Страховой стаж для больничного листа определяется на дату наступления страхового события и исчисляется в календарном порядке. Так как стаж для больничного рассчитывается исходя из полных месяцев и полных лет, порядок перевода полных месяцев и лет очень важен, поскольку несущественная разница может значительно повлиять на величину пособия. При этом перевод полных месяцев и полных лет осуществляется только для не полностью отработанных месяцев и лет. На правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международно-правовые акты, законодательные акты, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств). Но это больше недостаток, чем достоинство, так как чем больше актов - тем больше противоречий и "несостыковок", большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации было бы хорошо провести кодификацию нормативно-правовых актов для устранения данных недостатков. Нами был проведен анализ нормативно-правовых и литературных источников по данной теме. Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа. различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Законодатель не придерживается строгой классификации видов стажа, предлагаемой пенсионными законами 2001 года. В совокупности виды трудового стажа и составляют соответствующий правовой институт особенной части права социального обеспечения. На правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международно-правовые акты, законодательные акты, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств). Но это больше недостаток, чем достоинство, так как чем больше актов - тем больше противоречий и "несостыковок", большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации было бы хорошо провести кодификацию нормативно-правовых актов для устранения данных недостатков. Нами был проведен анализ нормативно-правовых и литературных источников по данной теме. Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный. Сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Законодатель не придерживается строгой классификации видов стажа, предлагаемой пенсионными законами 2001 года. В совокупности виды трудового стажа и составляют соответствующий правовой институт особенной части права социального обеспечения
Поэтому целью данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.
Неужели столь привычное для нашего слуха понятие «общий трудовой стаж» потеряло свою актуальность и больше не учитывается в пенсионном деле? Не совсем так. Согласно ранее действовавшему закону о пенсиях, общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались пенсионные выплаты. И если раньше наличие общего трудового стажа было необходимо для возникновения у работника права на пенсию (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет), то теперь он тоже учитывается, однако роль его при этом совершенно иная.
Продолжительность общего трудового стажа используется сейчас работниками Пенсионного фонда для определения величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера на момент введения Закона № 173-ФЗ. Из этих накоплений рассчитывается страховая часть пенсии. А это (внимание!) существенный момент, так как базовая часть пенсии неизменна, всегда устанавливается в твердых суммах, а страховая составляющая – динамична и непосредственно влияет на размер ожидаемых пенсионных выплат.
Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.
Итак, в трудовой стаж работника (общий трудовой, страховой) помимо времени фактической работы могут входить и другие юридически значимые периоды. Другие периоды представляют интерес только для органов Пенсионного фонда. Именно туда пойдет ваш сотрудник с документами, добавляющими ему необходимый стаж. Правда, в случае утраты (повреждения) трудовой книжки вам придется по требованию будущего пенсионера выдавать недостающие бумаги, например справку об имеющемся стаже, копию трудового договора. Таким образом, ваша главная задача – правильно рассчитывать периоды трудовой деятельности, отраженные в трудовой книжке работника, и помочь работнику сориентироваться при оформлении трудовой пенсии.
Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Впервые упоминание о нем встречается в тексте Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения» от 01.04.96 № 27-ФЗ.
Из смысла действующих нормативных актов выводим следующее определение. Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.