Файл: Основы и организация управленческого контроля (Функции и задачи управленческого контроля).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации управленческого контроля на предприятии
1.1 Понятие управленческого контроля
1.2 Функции и задачи управленческого контроля
1.3 Виды, способы и формы внутреннего контроля на предприятии
Глава 2. Особенности системы управленческого контроля в ООО «КБ Авиатюнинг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности системы внутреннего контроля
Введение
Успех работы организации обеспечивают его хозяйственная деятельность, менеджмент организации. Поэтому современная теория управления предприятием большое внимание уделяет функциональной сфере организации контроля, который играет существенную роль в эффективном управлении предприятием. Эффективная организация - это прозрачная структура, контролируемая, с четкими перспективами в будущем. Одним из основных инструментов управления этими перспективами является управление экономикой предприятия.
Контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы. В его задачу входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в случае их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонения.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что необходимость управленческого контроля при рыночной экономике определяется потребностями рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. При этом управляющие хозяйствующих субъектов, которым владельцы или собственники доверили управление, сами определяют, насколько выгодно им проведение внутреннего контроля, в какой форме и в каком объеме его необходимо проводить, чтобы лица, доверившие им управление (или возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью.
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию управленческого контроля ООО «КБ Авиатюнинг».
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты форм и методов управленческого контроля;
- изучить основные характеристики предприятия ООО «КБ Авиатюнинг»;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансового контроля предприятия ООО «КБ Авиатюнинг».
Предмет исследования – процесс контроля и его совершенствование
Объект исследования - малое предприятие ООО «КБ Авиатюнинг».
Теория и методология современных особенностей повышения эффективности организации управленческого контроля как антикризисного мероприятия глубоко исследована в национальной и зарубежной школах. Наиболее интересные результаты представлены в работах российских и зарубежных ученых, таких как Бариленко В.И., Бдайциева Л.Ж., Бжахова М.Ю., Блохин Д.В., Гарифуллина Л.К., Дмитриева И.М., Жуков, В.Н., Калиновский, С.А., Касьяненко Т.Г., Клушанцева Г.В., Кондраков Н.П., Крылов Д.Б., Кутайш Л.Н., Мажажихов А.А., Мизиковский, И.Е., Молодкина С.А., Николаева, О.Е., Палеес, И.В., Полковский Л.М., Синицкая, Н.Я., Сысоева Г.Ф., Тарасова Л.С., Хасанов, Ш.М., Чая В.Т., Шляго Н.Н., Щербинина, Ю.Б., Эльмесова З.А., Этрилл, П. и другие.
Вместе с тем, мы видим, что недостаточно обоснованы и применимы как зарубежные, так и отечественные методы повышения эффективности управленческого контроля на предприятиях.
Основные методы исследования, используемые в данной работе, это обобщение, анализ, дедукция, аналогия, системные методы, гипотетический и логический методы, наблюдение, сравнение, системный анализ, синтез, индукция, экспертная оценка, факторный анализ, опрос, метод кейсов и другие.
Информационная база исследования включает в себя: монографии отечественных и зарубежных авторов, статьи, статистические материалы и материалы рейтинговых агентств, данные опросов и интервью, нормативно-правовые документы.
Глава 1. Теоретические основы организации управленческого контроля на предприятии
1.1 Понятие управленческого контроля
Контроль является одной из важнейших функций управления, как правило, которая, подводит итог и оценивает результаты осуществления других функций, таких, например, как планирование, организация и другие. Руководитель любого уровня профессионально обязан осуществлять контрольные функции по отношению к своим подчиненным. На практике, к сожалению, контроль отодвигается на последнее место в системе управления в силу того, что не имеет, как правило, быстрой отдачи [2]. Наверняка бухгалтерские работники не раз наблюдали, как руководитель с удовольствием поддерживает вопросы расширения бизнеса и не проявляет заинтересованности, когда ему предлагают обсудить разного рода контрольные мероприятия. Справедливости ради отметим: вероятность наступления неблагоприятных последствий из-за низкого уровня контроля мала, что и объясняет пренебрежение к данной проблеме. Тем не менее, ненадлежащий контроль обычно является одной из причин таких катастрофических последствий, как банкротство организации.
Финансовый контроль, осуществляемый на уровне хозяйствующего субъекта, называют внутренним контролем. Это значит, что он должен строиться на общих принципах финансового контроля [5, с. 210]. При этом каждый экономический субъект организует его в зависимости от целей деятельности и управленческих задач. Следовательно, применяемые формы контроля методические подходы его осуществления могут быть различны.
Управленческий контроль – это важнейшая часть современной системы управления, позволяющая достичь целей, поставленных собственниками, с минимальными затратами [7, с. 28]. Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов во многом зависит от грамотно организованного контроля, так как он не только призван выявить недостатки и нарушения, но и предупреждать их, а также способствовать их свое- временному устранению.
Изучая публикации за последние годы, можно сделать вывод о том, что у российских ученых нет единого мнения в определении таких понятий, как «управленческий контроль» и «система управленческого контроля». Так Л.В. Сотникова, выражая свою точку о сущности управленческого контроля, утверждает, что управленческий контроль – система мер, которые организовывает руководство предприятия и которые осуществляются на предприятии с целью обеспечения более эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Управленческий контроль обеспечивает законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия [17, с. 28].
Аналогичное мнение о сущности управленческого контроля имеют В.М. Радионова и В.И. Шлейников, считая, что «управленческий контроль – это независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах» [15, с. 85].
В.В. Бурцевым приводится следующее обобщающее определение понятия, утверждая, что управленческий контроль организации – это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты управленческого контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий [1, с. 15]:
а) определения фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
б) сравнения фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;
в) оценки отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявления причин данных отклонений [1 с. 16].
Орлова О.Е. полагает, что управленческий контроль – это деятельность предприятия (его органов управления, подразделений и сотрудников), направленная на достижение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, эффективности управления активами и пассивами, управления рисками [12, с. 34].
Малка Е.В. считает, что в самом узком толковании термин «управленческий контроль» можно определить как сбор информации об объекте контроля. Такого рода контроль осуществляется всеми менеджерами компании в рамках выполняемых ими функций. В широком понимании управленческий контроль – это непрерывный процесс, включающий сбор и анализ информации для принятия управленческих решений, ориентированных на эффективность деятельности компании» [7, с. 28].
Жминько С.И., Швырева О.И. под внутренним контролем понимают процесс, направленный на достижение целей компании и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений [4, с. 105].
Авторы, которые рассматривают управленческий контроль как систему, дают более верное определение. Поскольку «система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей», в свою очередь, «процесс предполагает последовательную смену состояния в развитии» [10], что недостаточно полно характеризует управленческий контроль.
Таким образом, видно, что объем понятия система управленческого контроля различными авторами трактуется по–разному: и как система контрольных мер, и как политика предприятия, и как система структур, методов, процедур, и как система контрольных мер. Неоднозначность трактовок понятия система управленческого контроля затрудняет формирование единообразной трактовки данного понятия и способствует методологической многозначности его толкования.
1.2 Функции и задачи управленческого контроля
Основными функциями управленческого контроля выступают:
1) совокупность управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
2) информационная поддержка принятия решений управления;
3) формирование общей информационной системы.
Основными задачами управленческого контроля в учёте являются:
1) сбор и обработка информации;
2) разработка и ведение внутреннего учёта;
3) унификация методов и критериев оценки деятельности предприятия [13, с. 35].
Основными задачами управленческого контроля в планировании являются:
1) координация различных планов и составление сводного плана предприятия;
2) проверка предлагаемых планов на реализуемость;
3) установление потребности в информации для отдельных процессов планирования [18, с. 83].
Основными задачами управленческого контроля в контроле и регулировании являются:
1) выявление контролируемых величин;
2) сравнение величин по плану и по факту для оценки степени достижения цели;
3) выявление допустимых границ отклонения [19, с. 14].
Управленческий контроль включает в себя два аспекта:
1) стратегический (Рисунок 1)
Рис.1. Процесс стратегического управленческого учета
- ориентированность на внешнюю и внутреннюю среду и своей целью имеет обеспечение выживаемости предприятий;
2) оперативный
- ориентированность на достижение краткосрочных целей, целью считается формирование системы управления и достижение текущих целей [4, с. 36].
В качестве основных причин, с которыми связана необходимость применения управленческого контроля, выступают следующие:
1) увеличение нестабильности внешней среды, что порождает повышенные требования в системе управления предприятия;
2) необходимость повышения скорости реакции предприятия на изменения внешней среды;
3) необходимость присутствия на предприятии механизма действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию ситуаций кризисного характера [8, с. 219].
В качестве конечной цели всякого коммерческого предприятия можно рассматривать получение максимальной прибыли, потому управленческий контроль можно представить как систему управления прибылью предприятия.
Когда цели предприятия иные (завоевание доли рынка), то управленческий контроль позволяет направлять управленческий процесс на достижение таких целей [2, с. 134].
Управленческий контроль – новая область, она, хотя и не имеет пока стратегических чётких концепций развития, развивается на базе различных взглядов на предмет управленческого контроля, его цели.
Широкое использование управленческого контроля на предприятии пока все еще впереди.
Управленческий контроль изучает основные вопросы:
- классический и современный бухгалтерский и управленческий учет;
- оперативное тактическое и стратегическое планирование;
- контроль и анализ бизнес-процессов на предприятии;
- организация потоков ресурсов (материальные, финансовые, организационные) и соответствующих адекватных им бизнес-процессов [5, с. 191].
Управленческий контроль – это система отношений для координации ресурсопотребления [8, с. 212].