Файл: Состав правонарушений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют и более подробные научные выкладки, позволяющие учесть все особенности состава административного правонарушения, под которым понимается «...совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ[7]) или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания». В любом случае, все авторы сходятся в выделении четырех элементов состава административного правонарушения: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Таким образом, в составе административного правонарушения можно выделить объективные элементы состава (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).

Состав правонарушения образуется определенными элементами, признаками:

- объектом;

- объективной стороной;

- субъектом;

- субъективной стороной[8].

В качестве объекта правонарушения выступают общественные отношения, подлежащие правовой защите. В качестве объективной стороны выступают суть и способ совершения деяния. В качестве субъекта правонарушения выступает виновное в совершении правонарушения лицо. Субъективная сторона представляет собой психическую характеристику субъекта правонарушения.

Исходя из определения правонарушения можно отметить, что признаками правонарушения являются:

- общественная опасность или общественная вредность деяния;

- противоправность деяния;

- виновность субъекта правонарушения.

Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

Виды правонарушений, которые регламентируются различными отраслями права:

- преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством, а субъектом правонарушения всегда является физическое лицо);

- административные правонарушения (предусматриваются нормативным актами, формирующими отрасль административного права, а субъектом правонарушения может быть как организация, так и физическое лицо);


- гражданское правонарушение (нарушение имущественных и неимущественных прав третьих лиц, субъектом правонарушения могут выступать как организация, так и физическое лицо);

- дисциплинарные правонарушения (ответственность может наступать в рамках трудового законодательства, нормативных актов, регламентирующих профессиональную деятельность, а субъектом правонарушения выступает физическое лицо)[9].

По общественной опасности правонарушения принято делить на:

1) преступления

2) иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.[10] Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Гражданские правонарушения (деликты) — причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав.

Преступлениями называются виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания.[11]

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая классификация условна. Существует множество классификаций, но самой распространенной считается классификация по общественной опасности правонарушения, которая подразделяется на:

1) преступления;

2) иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

2. ПУТИ ИСКОРЕНЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

2.1. Причины правонарушений

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом, по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка[12].


Одним словом, дефекты в сознании порождаются условиями, т. е. отрицательными обстоятельствами, имеющими место в социальной действительности. Они очень разнообразны. Их устранение — это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними. В числе основных условий правонарушений можно назвать следующие:

- низкий материальный уровень жизни населения;

- плохая обеспеченность жильем;

- вредные привычки (алкоголизм, наркомания);

- низкий уровень культуры и правовой культуры в частности;

- несовершенство законодательства;

- недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и т.д.

Учеными предпринимались попытки так или иначе классифицировать причины и условия правонарушения. Причем предпринимавшиеся попытки были именно попытками построения классификаций, относящихся к эмпирическому уровню познания, и выступали как средство первоначального упорядочения всего многообразия эмпирических данных. Выделяются: «общие причины и условия правонарушений (экономические, политические, идеологические, правовые, организационные, культурно-воспитательные); причины и условия, связанные с определенной служебной ситуацией (недостатки контроля, безнаказанность нарушителей, «давление сверху», попустительство нарушителям со стороны руководителей и т.п.); обстоятельства, связанные с личностью правонарушителя, во-первых, должностного лица (такие, например, как недостатки в служебной квалификации, игнорирование закона, ложное понимание «интересов дела», стремление выполнить план «любой ценой» и т.д.); во-вторых, для гражданина, не являющегося должностным лицом (низкий образовательный и культурным уровень, ценностные ориентации, пренебрежение к закону и т.д.)».

Необходимо обратить внимание на следующие моменты.

1. При исследовании социальных явлений вряд ли стоит искать или выделять, на наш взгляд, какую-то общую «основную» или «главную» причину, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение деликтности.

2. Не имеет перспективы и создание универсального каталога причин правонарушений, поскольку между ситуацией и правонарушением всегда стоит личность во всем ее многообразии. Таким образом, любое правонарушение - это один из возможных вариантов поведения человека.

2.2. Пути искоренения правонарушений

В современных условиях развития общества и государства охрана общественного порядка становится одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти. При этом важную роль в этой сфере играют органы исполнительной власти субъектов РФ, призванные в соответствии с Конституцией РФ защищать права и свободы граждан, обеспечивать законность, общественный порядок, общественную безопасность[13].


Поскольку категория «общественный порядок» является одной из ключевых в юридической и административно-правовой науке и непосредственно связана с практикой применения норм права, она имеет важное значение в обеспечении правильного сочетания мер принуждения и убеждения, совершенствовании форм и методов деятельности правоохранительных органов, разработке мер предупреждения и пресечения правонарушений. Именно этим объясняется повышенный интерес к проблемам общественного порядка.

Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

22 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» .

Данный Закон направлен на установление правовой и организационных основ системы профилактики правонарушений, общих правил ее функционирования, основных принципов, направлений, видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, полномочий, прав и обязанностей субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений.

Основаниями для осуществления профилактики правонарушений согласно Закону о профилактике является применение специальных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).

Согласно ст. 2 Закона определяет, что «профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».

Таким образом, «в нашем государстве создана гибкая система реагирования на различные административные правонарушения с учетом их характера и личности нарушителя»[14].

Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их число можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, либо если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями, должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений ими и иными лицами.


Общество в лице государства обязано вести борьбу за искоренение правонарушений, причин и условий, порождающих их, во имя обеспечения нормального развития, сохранения правопорядка, охраны общественных и личных интересов, защиты справедливости.

Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений.

2.3. Юридическая ответственность как способ снижения правонарушений

Понятийный аппарат юридической науки постоянно пополняется новыми терминами вслед за появляющимися явлениями в этой области.

Разрабатываемый в течение последних десятилетий институт конституционно-правовой (или конституционной) ответственности предполагает формулирование понятий, входящих в данный институт: конституционный деликт или конституционное правонарушение, состав конституционного правонарушения, субъект конституционной ответственности, инстанция применения конституционной ответственности, конституционная деликтоспособность, мера ответственности и ряд других. Одной из важных понятийных категорий применительно к этому институту выступает, конечно же, сама ответственность[15].

Но вместе с тем данное понятие, несмотря на множество работ, посвященных ответственности, чаще всего представляется на основе давно используемых шаблонов в определении ответственности.

Имеются различные концепции юридической ответственности, в каждой акцент делается на каком-то элементе, определяющем, по мнению ее авторов, сущность ответственности.

В частности, под юридической ответственностью понимается:

1) наказание

2) реализация санкции

3) мера государственного принуждения

4) реакция общества на правонарушение

5) обязанность претерпеть лишения

6) обязанность, принудительно исполняемая

7) обязанность дать отчет

8) правоотношение

9) оценка или осуждение

Понятие юридической ответственности чаще всего включает в себя не один, а несколько элементов. Например, согласно позиции, представленной Н.С. Малеиным, юридическая ответственность может характеризоваться тремя признаками: государственным принуждением, осуждением правонарушения и его субъекта, наличием неблагоприятных последствий для правонарушителя. По мнению Б.Т. Базылева, юридическая ответственность - это обязанность субъекта общественной жизни действовать в соответствии с требованиями правовых норм, а также материальное карательное правоотношение