Файл: Формирование группового поведения в организации (исследование группового поведения на примере компании «Мелета».).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки группы. Причины формирования групп
1.2 Групповая динамика. Группообразование
Глава 2 Анализ группового поведения в ООО «Мелета»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Постановка управленческой проблемы
2.4 Мероприятия по повышению эффективности формирования группового поведения
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос организационного поведения, поскольку становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.
По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»[1]. Коллективный характер труда приводит к необходимости учитывать влияние групп на трудовое поведение личности (формальных и неформальных), а также проявления группового поведения в трудовой жизни.
Общение в трудовом коллективе – это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений.
Главная функция общения - это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций.
Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
Целью курсовой работы является исследование группового поведения на примере компании «Мелета».
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- Рассмотреть теоретические основы формирования группового поведения в коллективе;
- Провести анализ группового поведения на примере использования метода мозгового штурма в компании «Мелета»;
- Разработать рекомендации по управлению групповым поведением компании «Мелета»».
Предмет исследования – групповое поведение.
Объект исследования – компания «Мелета».
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки группы. Причины формирования групп
Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности[2].
Независимо от типа группы, того, в какой организации она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении. Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
-
- характеристики членов группы;
- структурные характеристики группы;
- ситуационные характеристики.
Применение четырехмерного брендинга позволяет оценить первые результаты бренда и спланировать его поведение в будущем. В современной экономике брендинг - это мощный инструмент повышения эффективности компании, потому что именно бренд в условиях, когда конкурирующие товары почти не отличаются друг от друга, очень часто является единственным средством, которое позволяет компании выделиться среди конкурентов. Структура группы — это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.
Западная концепция брендинга привязывает бренд к товару, имя производителя при этом скрывается. Это позволяет добиться дифференциации и диверсификации товара. В этом случае бренды товаров можно подразделить на непосредственно бренд товара; бренд ассортиментной группы; бренд товарного семейства.[3]
Бренд товара - это товарный знак и исключительная позиция одного товара.[4] Этот подход дает полную самостоятельность каждой торговой марке, которая существует или исчезает благодаря своему собственному качеству.
Бренд ассортиментной группы характеризуется тем, что что товарный знак одного, базисного продукта дополняется товарами или услугами той же торговой марки. Бренд товарного семейства - это товарный знак, позиционирующий много разнообразных товаров.
Азиатская концепция брендинга делает упор на продвижении корпоративного бренда - присутствии фирменного наименования компании или ее товарного знака в названиях ее товарных знаков. Такая концепция повышает доверие потребителей к предлагаемому товару уже на этапе его выхода на рынок. Сущность данной концепции заключается в единении и централизации усилий компании и ее брендов.[5]
Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемой, как правило, всеми ее членами.
Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.
Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.
Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:
- способный руководитель;
- сильный генератор идей;
- интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
- «математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.
Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.
Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.
Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.
Размер группы. Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам группы не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. В группах из 2-3 человек возникает напряжение между ее членами, они обеспокоены слишком очевидной персональной ответственностью за принимаемые решения.
Пространственное расположение. Характеризует размещение людей во время работы по отношению друг к другу: сидят лицом или спиной друг к другу. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой:
- наличие постоянного места или территории;
- личное пространство, в котором находится только данный человек;
- взаимное расположение рабочих мест.
Задачи, решаемые группой. Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.
Система вознаграждений должна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как засуженное и побуждать к выполнению общих задач.
Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса. Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Кроме того, принадлежность к определенной группе, например к профессиональной ассоциации, может обеспечивать ее члену престижное положение в обществе, в коллективе, среди родственников и знакомых. При этом одновременно будет удовлетворяться и потребность в самоуважении. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего нередко трудно добиться одному, вместе, оказывается, добиться намного проще. Обычно, объединяясь в группы, люди удовлетворяют не одну, а сразу несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные ассоциации, союзы и др. общественные организации, люди одновременно стремятся удовлетворить свои потребности в защите прав и социальных гарантий, общении, самоуважении, усилении своей власти для достижения конкретных целей[6]. Классификация групп приведена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация групп
Признак классификации |
Виды групп |
Размер группы |
Большие Малые |
Сфера совместной деятельности |
Управленческие Производственные |
Уровень развития |
Высокоразвитые Слаборазвитые |
Реальности существования |
Реальные Условные |
Степень формализации (принцип создания) |
Формальные Неформальные |
Цели существования |
Целевые (проектные) Функциональные По интересам Дружеские ' |
Период функционирования |
Постоянные Временные |
Характер вхождения индивида в группу |
Референтные Нереферентные (группы принадлежности) |
1.2 Групповая динамика. Группообразование
Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.
1) Разрешение внутригрупповых противоречий. Существует несколько типов внутригрупповых противоречий, а именно противоречия:
- между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
- между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.
Исходя из описанной информации, следующим этапом анализа отрасли является определение движущих сил в отрасли, то есть направлений и тенденций изменения отрасли с целью выявления наиболее важных и второстепенных причин изменений. Данная техника способствует вырабатывать наиболее успешные стратегии развития организации в условиях конкурентного рынка. Таким образом, для того, чтобы разработать эффективную стратегию развития бренда, следует определить наиболее существенные движущие силы в отрасли и степень их влияния на нее.
Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением “фазы гармонии”, характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия между лидером и последователями.
2) «Идиосинкразический кредит» (термин введен Е. Холландером) связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведения (в более узком смысле – конформности) и величины статуса субъекта в группе. Такой “кредит” представляет своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. “Идиосинкразический кредит” является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы элементов нового (инноваций).
3) Психологический обмен – один из механизмов групповой динамики. Разновидностью психологического обмена является ценностный обмен. При этом психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами (участницами взаимодействия) определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них соответствующих ценностей другой стороне. Участники группы могут обмениваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностей могут выступать, например, поступки учащихся, их личностные качества, существенные для продуктивности групповой деятельности и др.