Файл: Финансы коммерческих организаций (проведение теоретических и аналитических исследований механизма финансовых отношений предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Общее понятие об управлении финансами

В условиях рыночной экономики управление финансовыми ресурсами коммерческой организации - одна из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед руководством коммерческих организаций независимо от сфер и масштабов их деятельности .

Поскольку управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления коммерческой организации, рассмотрение особенностей функционирования данной системы представляется весьма актуальным научным вопросом. В общем смысле под управлением понимают процесс поддержания функционирования или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния.

Процесс управления определяется как взаимодействие сотрудников при решении задач внутри организации, которая разрабатывает и достигает свои цели.

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления коммерческой организации.

Управление финансами организаций как наука появилась и получила развитие в ХХ веке в западных странах, в связи с развитием корпоративной формы собственности, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка .

По нашему мнению управление финансами следует определять как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией финансовых ресурсов коммерческой организации направленных на максимизацию прибыли компании при допустимом уровне финансового риска.

Если рассматривать управление финансами на уровне государства то это определяется финансовыми органами федерального, регионального уровней, а также крупными коммерческими организациями преследующих в качестве основной цели достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Рассмотрев сущность управления финансами, построим логическую модель системы управления финансовыми ресурсами коммерческой организации с применением основных принципов общей теории управления. В системе управления финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).

Объектами управления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники. В научной литературе выделяют различные функции управления финансами.


Отметим, что в управлении финансами выделяются несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление и контроль. Для крупной коммерческой организации наиболее характерно обособление специальной финансовой службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором). В остальных структурных подразделениях организации функции финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер структурного подразделения.

По нашему мнению к функциям управления финансами следует относить: анализ ситуаций возможного возникновения рисков, комплекс мер по финансовому мониторингу (прогнозирование), планирование финансовых ресурсов, финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль и учет финансовых ресурсов. Вышеназванные функции всегда взаимосвязаны между собой в процессе функционирования системы управления финансовыми ресурсами. Следовательно, мы не можем рассматривать отдельно взятую функцию без учета влияния остальных функций на какую-либо составляющую общей системы управления. Например, высокие темпы инвестиций во внеоборотные активы в коммерческих организациях могут привести к дефициту собственных оборотных средств, снижению платежеспособности и снижению эффективности основной деятельности (снижение объемов, увеличение затрат) .

С другой стороны, отказ от инвестиций может привести к остановке производства (значительный износ оборудования), снижения качества продукции и потери конкурентоспособности.

2.2 Принципы финансовых ресурсов в коммерческих организаций

Несмотря на то, что на организацию финансов влияют отраслевые особенности и организационно-правовая форма коммерческой организации, по своей социально-экономической природе финансы едины. Это обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы и определенным единством форм финансовой документации. Поэтому можно говорить об общих принципах организации финансов коммерческих организаций.

К таким принципам относятся.

1. Финансовая самостоятельность. Она проявляется в том, что хозяйствующий субъект сам определяет свои доходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью формирования финансовых ресурсов. Это не абсолютная самостоятельность. Ограничения существуют со стороны государства и других субъектов рыночных отношений (поставщиков, покупателей, конкурентов и др.).


2. Финансовое самообеспечение. Это один из основных принципов организации финансов и функционирования финансового механизма коммерческой организации. Это совокупность условий, созданных хозяйствующим субъектом, и мер (методов, приемов), используемых им для обеспечения финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Включает три элемента:

  1. - самофинансирование;
  2. - самокредитование;
  3. - самострахование.

Самофинансирование

Это финансирование хозяйствующего субъекта прежде всего за счет собственных источников финансовых средств.

К этим источникам относятся: амортизационные отчисления и прибыль, направленная в фонд накопления. Следует различать собственные и внутренние источники финансовых средств.

Внутренние источники – понятие более широкое. Помимо собственных они могут включать и привлеченные источники.

К внутренним источникам кроме амортизационных отчислений и прибыли относятся отчисления в ремонтный фонд, неиспользованные остатки фондов специального и целевого назначения, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия, увеличение стоимости в результате переоценки основных средств.

Самокредитование

Означает участие работников данной коммерческой организации в развитии её производственно-торговой деятельности и строительстве объектов социально-культурного назначения путем передачи ей взаймы своих собственных средств.

Реализуется через выпуск акций трудового коллектива и инвестиционный взнос.

Самострахование

Означает, что хозяйствующий субъект сам себя защищает от возможных потерь и убытков.

Самострахование включает:

1. Создание резервов.

2. Самострахование на финансовом рынке.

3. Обеспечение компенсации возможных потерь за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

Внутри коммерческой организации самострахование осуществляется путем формирования резервов. Резервы могут быть созданы или должны быть созданы. Все зависит от того, является ли создание резервов законодательно обязательным или оно просто разрешается.

К финансовым резервам относятся:

1) резервный капитал создается за счет чистой прибыли. Для ОАО создание резервного капитала является обязательным, для остальных – при включении в учредительные документы и Устав. Размер – 15 % от Уставного капитала.

Используется:

- на покрытие убытков;

- на выплату дивидендов по привилегированным акциям и погашение облигаций (при недостаточности или отсутствии прибыли на эти цели);


2) резерв по сомнительным долгам (сомнительная дебиторская задолженность). Сомнительная дебиторская задолженность – это задолженность, не оплаченная в течение 3 месяцев со дня наступления срока оплаты. Можно инвентаризировать всю задолженность и рассчитать величину сомнительной и под нее сформировать резерв. Обычно резерв формируется в процентах от величины дебиторской задолженности, исходя их сложившейся за ряд лет сомнительной дебиторской задолженности.

В первом случае мы исходим из предполагаемой величины сомнительных долгов, во втором – из уже сложившейся практики. Резерв не может быть больше 10 % выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

3) резерв под обесценение вложений в ценные бумаги;

4) резервы, обеспечивающие равномерность списания затрат на себестоимость (резервы предстоящих расходов):

- резерв на предстоящую оплату отпусков при неравномерном из предоставлении в течение года;

- резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год и вознаграждения за выслугу лет (2 резерва);

- ремонтный фонд;

- резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.

Самострахование на финансовом рынке осуществляется путем заключения срочных сделок, т. е. сделок с поставкой в будущем.

Коммерческая организация в этом случае выступает в качестве хеджера, т. е. субъекта, страхующего свои активы. Хеджер стремится переложить риск на других, чтобы застраховать себя. Для этого на рынке должны быть субъекты, готовые этот риск принять. В качестве таких субъектов выступают спекулянты и арбитражеры.

Предметом контракта могут быть: акции, облигации, вексели, банковские депозиты, валюта, товары и сами срочные контракты.

В ходе купли-продажи коммерческая организация может ставить своей целью получение дополнительного дохода за счет разницы в цене во времени и на разных рынках. Но в этом случае она выступает как спекулянт или арбитражер, а не хеджер.

Отношения между сторонами в срочных сделках оформляются форвардными, фьючерсными или опционными контрактами, свопами.

Самострахование путем обеспечения компенсации возможных финансовых потерь за счет предусматриваемой системы штрафных санкций осуществляется путем включения в условия контрактов, заключенных с контрагентами, штрафов, пени, неустоек и других форм штрафных санкций в случае нарушения партнерами своих обязательств.


Кроме того, в контрактах должна оговариваться обязанность контрагентов возместить убытки (упущенную выгоду), которые возникают у коммерческой организации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

3. Материальная заинтересованность в результатах финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления.

4. Материальная ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Финансовые методы реализации этого принципа различны для собственников, руководителей и отдельных работников.

Пример.

Для собственников:

- пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, нарушение законодательства, прав потребителей, а также в случае неудовлетворительной структуры баланса;

- применение процедуры банкротства.

Для руководителей:

- штрафы за нарушение законодательства.

Для работников (в т. ч. и руководителей):

- лишение премий, штрафы за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение своих служебных обязанностей, допущение брака, нанесение другого денежного ущерба коммерческой организации.

2.3 Финансовые политики и стратегии

Финансовая политика – это программа обеспечения коммерческой организации необходимыми денежными средствами и, следовательно, нормальной финансовой устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли.

Оптимизация получаемой прибыли – это главная стратегическая цель финансовой политики коммерческой организации, ведь получение прибыли говорит об эффективном использовании капитала собственников и о наличии возможности его наращивания.

Реализация финансовой политики должна осуществляться путем сочетания жесткого стратегического руководства и гибкого своевременного реагирования на изменяющиеся условия (финансовая тактика).

Рисунок 2 - стратегическое управление ресурсов и финансов

Задачи финансовой стратегии.

1. Определение финансового состояния коммерческой организации на основе анализа её деятельности.

2. Оптимизация оборотного капитала коммерческой организации.