Файл: Финансовая политика ( Теоретические аспекты функционирования финансовой политики Российской Федерации)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования финансовой политики Российской Федерации
1.2 Финансовая политика России: сущность, задачи и цели
Глава 2. Стратегия и тактика финансовой политики РФ на современном этапе
2.1 Задачи и направления финансовой политики
2.2 Проблемы и пути решения функционирования финансовой политики РФ
Таким образом, к главным задачам государственной финансовой политики следует отнести:
- повышение объемов привлечения и эффективности использования финансовых ресурсов;
- оздоровление и структурная перестройка национальной экономики;
- достижение более высокого уровня благосостояния населения за счет повышения социальной направленности государственной финансовой политики и т.п.
1.3 Виды финансовой политики
Финансовая политика государства, может быть рассмотрена с точки зрения ее составляющих: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и инвестиционная политика.
Бюджетная политика – представляет собой направление деятельности, реализуемое с помощью определенного комплекса мероприятий и направленное на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов государственного бюджета[6].
Налоговая политика – представляет собой направление деятельности, реализуемое путем определения комплекса мероприятий и направленного на мобилизацию финансовых ресурсов в доходную часть государственного бюджета, местных бюджетов, государственных целевых фондов в форме налогов, собрания, обязательного платежей.
Фискальная политика - это бюджетная и налоговая политики, которые являются составляющими финансовой политики государства в сфере налогообложения, государственных затрат и государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и сдерживание инфляционных процессов. Выступает инструментом перераспределения ВВП с помощью системы налогообложения, бюджетных затрат и социальных трансфертов[7].
К задачам фискальной политики относят: перераспределение национального дохода с помощью налоговых и неналоговых методов, финансирование мероприятий экономической и социальной политики, стимулирование научно-технического прогресса, создание общественных благ (охрана, здравоохранение, образование), преодоление отрицательных внешних эффектов (вследствие частного потребления).
Денежно-кредитная политика - представляет собой направление деятельности, реализуемое с помощью определенного комплекса мероприятий центрального банка и направлено на регулирование движения кредитных ресурсов, поддержку стабильности национальной денежной единицы, упорядочивание темпов инфляции, управление объемами кредитования, установление необходимых объемов денежной массы в обращении и т.п.[8].
Инвестиционная политика - представляет собой направление деятельности, реализуемое с помощью определенного комплекса мероприятий, направленных на аккумулирование внутренних и внешних инвестиций в приоритетные направления экономической деятельности, на развитие тех областей и предприятий, которые имеют важнейшее значение и определяют научно-технический прогресс.
Исследование подходов к раскрытию содержания финансовой политики показало, что она рассматривается как совокупность мероприятий государства относительно организации и использования финансов, финансовых ресурсов, финансовых отношений для осуществления своих функций и задач, выявленных в системе форм и методов управления ими.
Общим в определенные содержанию финансовой политики является то, что она включает такие основные элементы: концепцию развития финансов; главные направления использования финансовых ресурсов; осуществление практических действий по достижению целей финансовой политики.
Поэтому следует признать, что финансовая политика непосредственно связана с государственным регулированием финансовых ресурсов с целью повышения реального уровня жизни граждан. При этом, финансовую политику необходимо рассматривать не только как науку или систему научных знаний о финансах, но, как и искусство управления.
Глава 2. Стратегия и тактика финансовой политики РФ на современном этапе
2.1 Задачи и направления финансовой политики
Управление финансами в России строится на основе финансовой политики. Представим наглядно систему управления финансами в РФ на рисунке 4.
Система управления государственными финансами
Финансовый институт
Финансовая политика
Система финансов
Финансовая устойчивость
Президент РФ
Парламент РФ
Правительство РФ
Министерство финансов РФ
Министерство экономического развития и торговли РФ
Центральный банк РФ
Счетная палата РФ
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ
Принципы управления
Финансовое прогнозирование
Финансовое планирование
Финансовое программирование
Финансовое регулирование
Финансовый контроль
Финансовое законодательство
Финансовый мониторинг и анализ
Отношения по образованию и использованию бюджетных фондов
Отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов
Отношения по образованию и использованию страховых фондов
Обеспечение условий эффективного использования капитала и ресурсов государственного и частного секторов экономики
Макроэкономическая сбалансированность
Профицит бюджетного плана
Отсутствие государственного долга
Повышение финансовой значимости в международном сообществе
Рисунок 4. Система управления государственными финансами РФ
Таким образом, система управления финансами в РФ представляет собой виды финансовых отношений государственный и муниципальных финансов с одной стороны, и субъектов управления, с другой, которыми являются организационные структуры управления финансами.
Такая система управления обеспечивает эффективный контроль в процессе расходования средств бюджета РФ. Управление единым казначейским счетом позволяет сконцентрировать бюджетные средства в Банке России.
Процесс управления финансами - это прежде всего деятельность, связанная с разработкой финансовой политики и законодательства, а также деятельность, связанная с эффективным использованием финансовых ресурсов для регулирования социально-экономических отношений в стране.
В процессе управления финансами можно выделить следующие взаимосвязанные элементы, характерные как для централизованных, так и для децентрализованных финансов:
- финансовое прогнозирование;
- финансовое планирование;
- оперативное финансовое управление;
- финансовый контроль.
Что касается оценки развития финансовой системы России на современном этапе, то нельзя не отметить влияние серии масштабных экономических шоков: введенные санкции, шоки цен на нефть отразились на финансовом состоянии практически каждого члена общества и участника финансовой системы. Так результатом стал спад ВВП в 2014 году на 1,4%, сократилось потребление домашних хозяйств сократилось на 3,9%, в 015 году спад продолжился.
В связи с серьезными шоками экономики правительству РФ пришлось перестраивать и некоторые макроэкономические параметры финансовой системы страны. Наиболее серьезные из них:
- Переход к плавающему валютному курсу.
- Повышение ключевой ставки ЦБ РФ и ее длительное сохранение на высоком уровне.
- Действия по бюджетной консолидации.
Формирование длительных дисбалансов снижает стимулы для инвестиций и сбережений.
В 2014-2015 гг., несмотря на высокие цены на нефть, бюджет был исполнен с дефицитом (0,5% ВВП для федерального, 1,3% ВВП – для расширенного), размеры золотовалютного резерва снизились с 568 млрд.долл. в 2008 году до 478 млрд.долл. в 2018 г.).
Для наглядности сформируем в таблицы основные макроэкономические показатели, отражающие состояние как финансовой системы России, так и экономики в целом на настоящий момент.
Таблица 1
Изменение ВВП по элементам использования в периоды экономических шоков 2009 и 2018 гг.
2009 |
2018 |
|
ВВП |
-7,8% |
-3,7% |
Внутренний спрос |
-14,2% |
-10,3% |
Потребление домашних хозяйств |
-5,1% |
-10,1% |
Валовое накопление |
-41% |
-18,3% |
Экспорт |
-4,7% |
3,1% |
Импорт |
-30,4% |
-25,6% |
Следуя данным таблицы 1, текущий экономический кризис в большей степени отразился на финансах домохозяйств, снизив потребление на 10,1%, соответственно, и доходы домохозяйств снизились в большей степени, чем в 2009 г.
В ходе текущих кризисных явлений финансовая политика государства направлена не на удержание основных макроэкономических показателей, а на переход к новому равновесию, соответствующему изменяющимся условиям.
Подытожим в таблице 2 основные изменения в управлении финансами государством в условиях кризиса 2018 г в сравнении с аналогичными событиями 2009 года.
Таблица 2
Характеристика эволюции финансовой политики РФ в ходе кризиса 2009 и 2018 гг.
Среднесрочная политика |
Обменный курс |
Приоритеты |
|
2008-2009 гг. |
Компромисс между сдерживанием инфляции и предотвращением чрезмерного укрепления рубля |
Управляемый обменный курс |
Поддержание стабильности за счет продажи валютных резервов |
2014-2018 гг. по настоящее время |
Переход к инфляционному таргетированию |
Плавающий обменный курс |
Стабилизация внутренних цен, адаптация платежного баланса к шоку условий торговли |
Поддержание Банком России высоких процентных ставок подвергается критике со стороны оппонентов, которые считают, что финансовая и экономическая политика в целом в кризисный период должны смягчаться, а не ужесточаться. Но такие умозаключения не подтверждаются конкретным анализом, а основаны лишь на общих рассуждениях, потому в данной работе уделять внимание данному мнению мы не будем.
Однако имеющиеся прогнозы говорят о том, что российская финансовая система и экономика в целом перешла от одного состояния – с ценами на нефть от 100 долл./барр, в другое, с ценами около 50 долл./бар.
В современной финансовой системе необходимо выделить роль нормативно-правового регулирования государственных и муниципальных финансов. Регулирование бюджетных и внебюджетных фондов. Ведь именно с помощью них обеспечивается функционирование органов государственной власти и местного самоуправления]. С помощью денежных средств местного самоуправления, муниципальные органы решают самые важные поставленные задачи на местах. На сегодняшний день, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно распоряжаться своей частью денежных поступлений, а также имеют право составлять собственные бюджеты. Под нормативным регулированием бюджета понимается закрепление формы образования и расходования денежных ресурсов, которые необходимы для финансового обеспечения государственных функций и задач . Одним из самых основных на сегодняшний день способов пополнения финансовых средств государства является налогообложение. С помощью установления налогов государство пополняет бюджет страны .
Несмотря на то, что законодательство России, регулирующее финансовую систему и ее элементы, регулярно совершенствуются, финансовая система страны испытывает кризис из-за внешнеэкономических санкций против России, из-за роста курса доллара, снижения цен на нефть, инфляционных процессов, дефиците бюджета, ужесточения пенсионного законодательства. Стоит также отметить, что негативно сказывается на финансовой системе России и тот факт, что ежегодно за рубеж вывозится значительная часть финансовых ресурсов страны, которые затем хранятся в иностранных банках. Процесс производства общественного продукта в России, обеспечение непрерывности воспроизводства невозможно без отлаженной финансовой системы государства.
На основе наличных и безналичных расчетов функционируют финансы. Финансовая система отражает экономические отношения по образованию, распределению и использованию денежных средств. Исходя из изложенного, представляется необходимым: