Файл: Финансовая политика ( Теоретические аспекты функционирования финансовой политики Российской Федерации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В каждом государстве реализуется определенная экономическая политика, которая влияет на все стадии общественного воспроизводства.

Важной составляющей экономической политики государства является финансовая политика, которая представляет собой совокупность распределительных и перераспределительных мероприятий, которые государство осуществляет с помощью финансовой системы, относительно организации и использования финансовых отношений с целью обеспечения роста валового внутреннего продукта и повышение благосостояния всех членов общества.

Актуальность выбора темы состоит в том, что довольно небольшое количество работ посвящено финансовой политике РФ, поэтому необходимо не только с точки зрения теории, но и практического анализа рассмотреть и проанализировать финансовую политику РФ.

Основательные исследования финансовой политики государства, формирование и использование финансовых ресурсов, реализации бюджетной политики нашли отображение в работах экономистов Е.Ф. Авдокушин, И.Т. Балабанов, А.И. Евдокимов, Л.Н. Красавина, А.Л. Лившиц, Б.Г. Федоров, а также зарубежных авторов: Т.П. Барбьера, С.Л. Брю, П. Кругман, П.Л. Силкос, Б. Солник, Г. Стерн и других.

Целью работы является рассмотрение финансовой политики Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:

Объектом данной работы выступает финансовая политика РФ.

Предметом - функционирование финансовой политики РФ на современном этапе.

Методы, которые были использованы при написании работы, являются общенаучными методами, среди которых можно назвать метод описания, сравнения, метод графического представления данных, метод обобщения и метод дедукции, индукции и анализа литературы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты функционирования финансовой политики Российской Федерации

Понятие, сущность и функции финансов

Понятию «финансы» как экономической категории уделяется много внимания в научной и учебной литературе, авторы по-разному акцентируют внимание на начальную основу, так Дробозина Л.А., Поляк Г.В., Родионова В.М. и др. ставят в приоритет распределительный и перераспределительный характер финансов; Александров А.М. сосредотачивается на воспроизводственной концепции финансов; ряд зарубежных исследователей, в частности Паркер Р., Гитман Л., а также отечественные финансисты, как например, Ковалев В.В. отдают предпочтение рассмотрению финансов как финансовых ресурсов, механизмов их производства и использования.

Все вышеперечисленные подходы к понятию «финансы» непротиворечивы меду собой, а отражают многогранность и системность рассматриваемой категории.

Историческое появление категории «финансы» имеет свои стадии развития, так сам термин имеет латинское происхождение и изначально данный термин отождествлялся с денежным потоком и в современной трактовке в учебниках часто можно встретить трактовку через призму денежных отношений.

Появление термина «финансы» связывают с появлением государственности, с необходимостью финансирования войск, вложений в инфраструктуру и т.п. Так французский экономист 17 века Ж. Боден указывает на такие источники финансирования государства:

  • домены;
  • военная добыча;
  • подарки дружественных государств;
  • доходы от торговли;
  • пошлины на ввоз и вывоз;
  • сборы с союзников;
  • дань с покоренных народов.

На наш взгляд, неправомерно отожествлять рассматриваемую категорию только с денежным потоком, потому что в данном случае использование неденежных инструментов субъектами государственной власти и домохозяйствами финансовыми ресурсами получается, что не являются.

Таким образом, отметим, что до начала 20 века большинство авторов оценивало категорию «финансы» как средства, находящиеся в распоряжении государства для собственных целей.

В 20 веке рассматриваемая категория трансформировалась из способов и методов формирования капитала государства и муниципалитета стало применяться и для хозяйствующих субъектов.

В связи с появлением среднего класса предпринимательства в 60 г. 20 века возникла необходимость регламентации процесса перераспределения благ и ресурсов.


Во второй половине 20 века ускорились процессы развития межгосударственных отношений, в том числе и экономического характера, создания межгосударственных групп и организаций для преодоления сложных интеграционных процессов, социальных проблем.

Глобализационные процессы сделали регламентационный порядок финансов необходимым, так как распределительные и перераспределительные отношения характеризуют основу самого понятия «финансы».

Таким образом, финансы представляют собой сложную, многогранную, системную категорию, не только экономического, но и исторического, материального, правового характера.

Как экономическая категория финансы – это наиболее общее понятие, в котором отражены взаимосвязи между субъектами финансовых отношений.

Можно сказать, что на современном этапе финансы можно определить, как регламентированную систему, которая связана с использованием, формированием и перераспределением финансовых ресурсов государствами, хозяйствующими субъектами и домохозяйствами для достижения преследуемых ими целей.

Как историческая категория финансы трансформируются в сторону изменения характера регламентации, использования все большего количества инструментов финансового характера.

В качестве материальной категории финансы – определенная система ценностей, находящихся в распоряжении различных субъектов хозяйствования.

Исходя из описанных выше подходов к понятию финансы, мы можем сформулировать сущность финансов, заключающуюся в том, что они служат своего рода кровеносной системой экономических отношений, институтов, финансовых инструментов, способствующей нормальному функционированию деятельности общества и его развитию.

Но наиболее полно отразить сущность финансов можно, исходя из их базовых функций. Отразим их наглядно на рисунке 1.

Рисунок 1. Базовые функции финансов

Накопительная функция финансов заключается в процессе мобилизации денежных средств или других финансовых инструментов.

Распределительная функция заключается с воссозданием вновь создаваемой стоимости, в том, что через распределение ВВП обеспечиваются интересы государства, формируются источники финансирования домохозяйств и коммерческого сектора. Для наглядности представим на рисунке 2 схему распределения ВВП.

Вторичные доходы


Вторая стадия распределения

НД (перераспределение)

Первичные доходы

Первая стадия распределения НД

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Фонд возмещения израсходованных средств производства

Национальный доход (НД)

Зарплата (доходы) всех категорий работников, занятых в сфере материального производства

Доходы предприятий сферы материального производства, а также косвенные налоги

Фонд накопления

Фонд капитальных вложений (инвестиций)

Фонд общественных резервов

Фонд страховых запасов

Фонд производственного накопления

Фонд потребления

Фонд оплаты по труду в производстве

Фонд оплаты работников государственного управления и обороны

Фонды социального страхования

Затраты на науку, образование, здравоохранение, культуру, искусство, другие затраты в непроизводственной сфере

Рисунок 2. Распределение ВВП и НД

Таким образом, распределительный процесс многообразен и сложен, конечной целью которого является развитие производственных сил, создании рыночных структур, поддержании определенного уровня качества жизни общества.

Таким образом, финансы являются многогранной категорией, которую можно представить в качестве в системы функций, базовыми из которых являются распределительная, накопительная и инвестиционная. В настоящее время финансы претерпевают новую стадию развития, на данном этапе государственные финансы выступают важнейшим звеном финансовой системы нашей страны.

1.2 Финансовая политика России: сущность, задачи и цели

Финансовая политика выступает составным элементом финансовой системы, которая является частью экономической системы государства. Соответственно финансовая политика является частью экономической политики государства[1].

В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика».

Что касается западной финансовой науки, то следует отметить, что известные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политике. Так, например, Р. Кемпбел, Макконнел, Стенли, Л. Брю объединяют понятие финансово-бюджетной и фискальной политики, а С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отождествляют финансовую политику с фискальной политикой.


Однако, финансовая политика является комплексной экономической категорией, которая включает разнообразные действия органов государственного управления, как независимо друг от друга, так и в тесном взаимодействии для достижения запланированных целей социально-экономического развития страны.

По мнению профессора Васильева М. - финансовая политика в широком смысле отображает все стороны функционирования финансов и охватывает монетарную (денежно-кредитную) и фискальную политику[2].

Левчук И. В. под финансовой политикой понимает налогово-бюджетную политику использования государственных расходов и доходов в бюджет (налогов) с целью влияния на основные макроэкономические параметры[3].

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым[4], который определяет финансовую политику как комплекс действий и мероприятий государства в пределах предоставленных ей функций и полномочий в сфере финансов.

Анализируя вышеуказанные определения понятия «финансовой политики», можно указать постепенное изменение точки зрения относительно отождествления финансовой политики не только со сферой функционирования государственных финансов, но и бюджетной политикой.

Таким образом, можем утверждать, что финансовая политика - это одна из сторон финансовой науки.

Государственная финансовая политика - это совокупность финансовых (распределительных и перераспределительных) мероприятий, которые осуществляет государство с помощью бюджетного, налогового и долгового механизма с целью обеспечения экономического и социального развития государства.

Главной целью государственной финансовой политики является обеспечение стабильного финансового развития страны. Ее реализацию достигают путем решения задач, которые возникают в ходе развития финансовой системы (рис.3).

Создание условий для максимизации объемов финансовых ресурсов, формируемые государством

Реализация механизмов рационального распределения и использование сформированных финансовых ресурсов

Обеспечение надлежащего регулирования, стимулирования и контроля за экономическими и социальными процессами, используя финансовые методы

Формулирование, развитие и поддержка Функционирования финансового механизма исходя из целей и стратегий финансовой политики

Рисунок 3. Основные задачи финансовой политики[5]