Файл: Финансовая политика ( Теоретические аспекты функционирования финансовой политики Российской Федерации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Ужесточить контроль над операциями на финансовом рынке страны.
  2. Внести изменения в законодательство, регулирующее деятельность Центрального банка и банковской системы, расширить полномочия Центрального банка в отношении контроля над коммерческими банками.
  3. Повысить долю сбережений, аккумулируемых национальной финансовой системой. Для привлечения сбережений в финансовую систему страны, необходимо повысить уверенность граждан в ее долгосрочной макроэкономической устойчивости.
  4. Ориентироваться на поддержание социальной сферы общества.
  5. Ужесточить проверку работодателей на наличие «черных» зарплат и ухода от налогообложения.
  6. Обеспечить поддержку и стимулировать развитие пенсионного сегмента и страхования жизни, как источников долгосрочного финансового ресурса.
  7. Закрепить льготы в налоговом законодательстве для организаций приоритетных отраслей и поддержать их деятельность с помощью других льгот, ведь от развития таких организаций зависит уровень развития экономики страны и состояние финансовой системы.
  8. Пересмотреть расходы бюджетов страны.

2.2 Проблемы и пути решения функционирования финансовой политики РФ

К основным проблемам функционирования финансовой политики на современном этапе являются[9]:

а) техническая неплатежеспособность государства (дефолт), что предопределяется отсутствием или недостаточностью имеющихся финансовых ресурсов для выполнения таких обязательств;

б) скрытый дефицит бюджета или рост задолженности государства перед получателями бюджетных средств и поставщиками товаров и услуг для государственного потребления[10].

Исходя из актуальных вызовов, которые стоят перед экономикой России, в среднесрочной перспективе приоритетными задачами в бюджетной сфере должны стать следующие:

  • продолжение реформ в системе государственных финансов;
  • повышение эффективности бюджетной политики и просмотр ее отдельных приоритетов;
  • внедрение стимулирующих мероприятий, направленных на оживление экономической деятельности.

Необходима разработка специальной программы по развитию доходного потенциала бюджетной системы РФ в объемах, позволяющих преодолеть ее дефицит и обеспечить устойчивое финансирование государственных расходов.


Основными направлениями усовершенствования государственной финансовой политики являются следующие:

1. Мероприятия государственной политики в финансово-экономической сфере, т.е. создание благоприятных условий для экономической деятельности, формирование полноценной рыночной среды, реформирование отношений собственности, а именно:

  • государственная защита прав частной собственности, интересов деловых партнеров, инвесторов и кредиторов;
  • внедрение рыночных механизмов земельно-арендных и ипотечных отношений в аграрном секторе, а также функционирование полноценного земельного рынка;
  • укрепление и усиление надежности кредитной системы;
  • развитие и укрепление фондового рынка и его инфраструктуры, институтов общего инвестирования, страховых и пенсионных фондов;
  • формирование полноценной конкурентной среды;
  • создание эффективной систему защиты интеллектуальной собственности;
  • адаптация и приближения к европейским стандартам системы стандартизации и сертификации;
  • усиление контроля за установлением и соблюдением цен и тарифов на рынках естественных монополий, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, железнодорожного транспорта и связи;
  • усовершенствование национального конкурентного законодательства;
  • эффективное применение процедур банкротства, санации и реструктуризации предприятий-должников, усовершенствование действующего законодательства по этим вопросам;
  • снижение уровня тенизации российской экономики путем легализации теневых капиталов и расширение таким образом объемов и темпов роста национального богатства.

2. Мероприятия бюджетной политики, которые предусматривают стабилизацию и укрепление финансовой системы, эффективную реализацию бюджетными средствами определенных приоритетов государственной политики, а именно:

  • обеспечение надежной сбалансированности и реалистичности местных бюджетов;
  • усовершенствование межбюджетных отношений и укрепление местных финансов;
  • подотчетность и подконтрольность со стороны общественности всех бюджетных и внебюджетных средств бюджетных учреждений;
  • предоставление на кредитной и конкурсной основе всех бюджетных и внебюджетных ресурсов в реальный сектор экономики и т.п..

3. Мероприятия налоговой политики, которые направлены на обеспечение:

  • стабильности налоговой системы, ее справедливости путем сокращения льгот асоциального характера; усиление защиты прав налогоплательщиков;
  • доходчивости норм и процедур налогообложения для налогоплательщиков;
  • снижение общей налоговой нагрузки путем сокращения количества налогов и уменьшение их ставок;
  • постепенного увеличения удельного веса прямых налогов в общих налоговых поступлениях;
  • освобождение от налогообложения доходов, ниже, чем прожиточный минимум;
  • применение упрощенных (альтернативных) систем налогообложения для субъектов малого предпринимательства и т.п..

4. Мероприятия денежно-кредитной и долговой политики, а именно:

  • поддержка стабильности национальной денежной единицы;
  • обеспечение приоритета национальной валюты как платежного средства путем дедоларизации российской экономики;
  • постепенное снижение уровня инфляции;
  • уменьшение стоимости кредитных ресурсов, государственного внутреннего и особенно внешнего долга РФ, а также недопущение использования внешних заимствований государства для финансирования текущих бюджетных затрат;
  • обеспечение максимальной прозрачности сферы управления государственным долгом.

5. Мероприятия по эффективному формированию, использованию и управлению финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования:

  • оптимизация структуры активов предприятий;
  • ресурсное сбалансирование процесса формирования и
  • восстановление основных фондов;
  • увеличение величины и доли собственных средств в обороте;
  • переход на эффективные методы ценообразования и т.п..

В 2013 – 2016 годах решение задач социально-экономического развития осуществлялось в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В период с 1999-2016 гг. финансовая политика была неэффективной, о чем свидетельствует колебания сальдо прибылей и убытков, увеличение убыточных организаций, результатом чего послужило нестабильное развитие экономики, несбалансированное развитие всех отраслей экономики, несбалансированность доходов и расходов бюджетов всех уровней и прочее.

В 2020-2021 гг. будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2020 года.

Таким образом, наряду с долговыми проблемами Евросоюза существуют и другие сценарии негативного развития мировой экономики, обуславливающие высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета.

Современная финансовая политика должна учитывать всю многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения поставленной цели и выполнение задач относительно эффективного развития отечественных предприятий.


В современных кризисных условиях финансовая система России проходит серьезную проверку, потому актуален вопрос проработки мер и проектов в области бюджетной дисциплины, создания системы своевременного реагирования на изменения системы.

Первое предложение по стабилизации расходной части бюджета в соответствии с доходной основано на важности реструктуризировать расходы, усилить контроль над целевым использованием средств.

Снижение уровня доходов хозяйствующих субъектов и домохозяйств говорит об усилении социальной напряженности в обществе, потому государству потребуется уделить серьезное внимание социальной сфере.

Важнейшим направлением совершенствования современной бюджетной политики России и бюджетных инструментов регулирования является обеспечение информационной прозрачности государственных финансов. Информационная прозрачность включает распространение надежной и достоверной информации, дающей всему социуму возможность корректно интерпретировать результаты управления государственными финансами, структуру рисков и приемы бюджетного риск-менеджмента. Принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ, создание рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое Правительство» в соответствии с Указом Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150, присоединение России к международной инициативе по повышению прозрачности и подотчетности власти «Ореn Government Partnership» в апреле 2012 г., внедрение проектов «Открытое правительство» на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, утверждение и реализация государственных программ («Управление государственными финансами», «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года», «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков») обеспечили нормативно-правовое и законодательное регулирование открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Оценка обеспечения информационной прозрачности государственных финансов проводится по следующим направлениям:

– оценка качества и эффективности государственного управления, включая управление бюджетными средствами;

– оценка обеспечения открытости деятельности государственных органов;

– оценка используемых современных технологий, способствующих достижению скоординированной работы всех пользователей информационных систем, обеспечивающих функционирование государственных финансов.


Кроме того, Министерство финансов России в целях повышения открытости и прозрачности управления общественными финансами реализует следующие мероприятия:

– стандартизация бизнес-процессов и создание единых формуляров документов;

– систематизация информации с обеспечением ее однократного ввода; – автоматизация всех видов учета;

– внедрение юридически значимого электронного документооборота;

– переход на облачные технологии;

– создание информационной среды, обеспечивающей взаимосвязь финансовых данных с результатами деятельности;

– специализация функций;

– внедрение форматов открытых данных.

Вместе с тем вопрос развития государственных программ в системе управления государственными финансами в части совершенствования правовой и методологической базы, принципов и методов целеполагания, а также разработки новых методик оценки их эффективности исследовался в целом недостаточно. Перестройка бюджетной системы с затратного метода управления на ориентированно-целевой потребовала характерных изменений в бюджетном законодательстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, финансовая политика - это поиск баланса, оптимального на это время соотношения нескольких направлений развития национальной экономики и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.

Государственная финансовая политика - это совокупность финансовых (распределительных и перераспределительных) мероприятий, которые осуществляет государство с помощью бюджетного, налогового и долгового механизма с целью обеспечения экономического и социального развития государства.

Финансовая политика не только структуризована, но и системная, т.е. должна быть связанная со всеми элементами общей экономической политики и рационально взаимосвязана по своим структурным элементам.

Именно этим обусловлена необходимость комплексного, системного подхода к построению и реализации финансовой политики.

Комплексность финансовой политики предусматривает, что внесение поправок в показатели и механизмы реализации финансовой политики нуждается в сценарной оценке вариантов с учетом прямых и косвенных последствий их влияния на экономику страны.

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.