Файл: Жизненный цикл организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации – период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок. В 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости… Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Такое сравнение, как: «Подобно людям, организации имеют свой «взгляд» на смысл жизни, на то, чем для них являются люди, персонал…», наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. Уместно привести еще одно сравнение: «…смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок - дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо…». Также, по мнению Мильнера, жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени1. Жизненным циклом организации можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Необходимо также отметить, что изменения в организации происходят не по схемам формальной логики, они зависят от множества внешних факторов. Так, организация может быть уподоблена живому организму.

Концепция жизненных циклов организаций предполагает, что организации проходят предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы: Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными. . Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован. Основные этапы жизненного цикла организации. При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.

1.2 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла

1.3 Подходы к анализу жизненного цикла организации в методологии

2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СЕТЬ СВЯЗНОЙ»

2.1 Общая характеристика ООО «Сеть Связной»

2.2. Анализ развития ООО «Сеть Связной»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Критерии определения стадии развития предприятия

Стадии развития

Критерии

Рождение

Возраст предприятия младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократические предприятия

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает

Вышеприведенные подходы сегодня широко описаны и проанализированы в периодических изданиях. Наибольший интерес представляет работа, где предпринята попытка эмпирическим путем установить количество стадий жизненного цикла для российских организаций. Таким образом, рассмотрев различные модели жизненного цикла предприятия, можно сделать вывод, что в каждой модели лежит особая уникальная идея, т.е. все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции предприятия. Специалисты разработали и представили довольно большое количество моделей жизненного цикла предприятия, однако, нет единого мнения относительно количества, названия и содержания модели жизненного цикла предприятия. Различные видения жизненного цикла предприятия при всей противоречивости, тем не менее, позволяют выделить некоторые общие характеристики развития предприятия. Несмотря на продолжающиеся дискуссии, можно сказать, что полный жизненный цикл предприятия включает в себя следующие стадии: создание (рождение), развитие (рост), зрелость и спад (упадок). В результате рассмотрения разнообразных моделей, предложена обобщённая (базовая) модель жизненного цикла предприятия, основана на концепции спирального представления жизненного цикла предприятия (см. рис. 6). Модель жизненного цикла предприятия описывает то, что происходит на предприятии тем самым помогает обнаружить закономерные, естественные явления и отклонения, т.е. руководитель может сосредоточиться на решении реальных проблем. Следовательно, модель жизненного цикла предприятия, может служить важным и эффективным инструментом, чтобы устранить текущие трудности предприятия и позволяет своевременно осуществлять стратегические меры для долгосрочного развития предприятия. Рост начинается с зарождения и заканчивается с расцветом, после чего наступает старение, идущее от стабилизации к смерти организации. Согласно модели, развитие организации происходит определенные стадии, на которых изменяются приоритеты четырех видов деятельности - достижения результатов, предпринимательской деятельности, управления с помощью формальных правил и процедур и интеграции индивидов в организации. Продвижение от одной стадии к другой происходит, прежде всего, благодаря разрешению важнейших проблем последовательных стадий. Рост и старение организации наиболее очевидны, если рассматривать взаимосвязь двух важнейших факторов жизнедеятельности организации - гибкости и контроля. При правильной стратегии и тактике развития компании, она может достичь расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии бесконечно долго.


Рис. 5. Модель жизненного цикла предприятия

1.3 Подходы к анализу жизненного цикла организации в методологии

Концепция жизненного цикла организации (ЖЦО) активно используется в теории менеджмента уже более 50 лет. С помощью данной концепции можно получить объяснение причин организационных изменений и источников роста современных организаций. В последние 10 лет актуальность выработки единого подхода к методологии исследования и создания обобщенной модели ЖЦО резко возросла, о чем свидетельствует целый ряд публикаций в зарубежных научных журналах по менеджменту и бизнесу. Недавно появились и первые работы российских ученых в русле этого направления исследований. Основная причина всплеска интереса к проблематике ЖЦО связана с тем, что в условиях глобализации рынков и возросшей конкуренции необходимо глубокое осмысление двигателей организационного развития и причин выживания или упадка современной организации. К настоящему времени ученые разработали и представили более двадцати моделей ЖЦО - как теоретических, так и эмпирических, - однако между исследователями нет единого мнения относительно механизма перехода организации с одной стадии на другую. Такое разнообразие моделей обусловлено большим количеством подходов к концепции ЖЦО. Представляется, что причины подобного многообразия заключаются в разнообразии подходок к ЖЦО. В данной статье автором выдвигается следующая рабочая гипотеза: все подходы к ЖЦО можно разделить на индуктивные и дедуктивные. К индуктивным подходам относятся обобщающие подходы к ЖЦО (теоретические и эмпирические). К дедуктивным подходам относятся более узкие подходы к ЖЦО (эволюционный и революционный подход, стратегический, экологический и др.). Сначала рассмотрим два основных подхода к формированию концепции ЖЦО: теоретический и эмпирический. Активный интерес к концепции ЖЦО среди исследователей и практиков. Исследователи пытались найти универсальную процессную модель управления. Множество моделей, нет единого мнения о количестве стадий (этапов) жизненного цикла организации. Сторонники подхода утверждали, что изменениями можно и нужно управлять. Акцент на содержательную составляющую изменений в теории организационных изменений, направленные на выявление специфики развития компаний. Общее: последовательность стадий является закономерной, каждая стадия - следствие предыдущей, и вернуться назад не очень просто, широкой спектр организационных характеристик и переменных. К настоящему времени можно четко выделить два других подхода к исследованиям жизненных циклов организаций. Первый подход носит исключительно эмпирический характер и включает в себя исследования с применением количественных методов, изучение конкретных кейсов или лонгитюдные исследования. В большинстве своем эти исследования отличаются друг от друга объектами изучения, или типами организаций. Второй подход, менее многочисленный, предполагает применение концепции ЖЦО с целью ее интеграции с другими областями исследований организаций и менеджмента. В данном случае концепция жизненного цикла используется для объяснения изменений того или иного явления по мере становления и развития организации. В свою очередь можно также выделить дедуктивные подходы к ЖЦО: эволюционный и революционный подходы, стратегический, ресурсный, подход, основанный на знаниях, экологический, ситуационный подходы. Далее рассмотрим эти подходы подробнее. Влияние на развитие концепции ЖЦО оказали становление и развитие эволюционной теории экономических изменений и работы Р. Нельсона и С. Уинтера (1990 г.), которые сегодня признаны классиками данного направления. Согласно эволюционному подходу, механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором. Эволюционный подход фокусируется на изменениях организации во времени, характеристиках организации на различных этапах развития. С точки зрения эволюционного подхода, необходимым условием развития является разнообразие (однообразие исключает эволюцию). Реализация экономических идей применительно к экономике означает, в частности, что организации в любой период времени обладают разнообразными потенциальными возможностями, процедурами и правилами принятия решений, которые определяют их действия в зависимости от внешних условий. Однако при разработке эволюционных подходов принцип системности не реализуется в полной мере. Революционный подход предполагает переход организации в иное качественное состояние посредством революционных преобразований во внутренней среде, направленных на преодоление кризисных точек. Рекомендуется сочетать эволюционный и революционный подходы к анализу ЖЦО. В рамках концепции ЖЦО предлагаются как эволюционная трактовка развития фирмы, так и наличие революционных этапов, которые характеризуют кризисное состояние фирмы, и через преодоление которых возможен переход на следующую стадию развития. Стратегический подход к ЖЦО - своеобразное противопоставление эволюционном подходу к изучению реальных мотивов и механизмов поведения фирмы и рыночной экономики. Сторонники стратегического подхода считают, что фирма не только подчиняются доминирующим экономическим отношениям, но и стремятся сами их формировать. Основу фирмы согласно данному подходу, составляют стратегия. Факторы стратегического поведения фирмы (цена, качество и количество выпускаемого товара, выпуск ценных бумаг и т.д.) изменяются не столько под воздействием внешней среды, сколько представляет собой результат деятельности самой фирмы. В теории стратегического управления выделяет еще два отдельных подхода: ресурсный подход и подход, основанный на знаниях (knowledge based view - KBV). В первом варианте ЖЦО может рассматриваться как выстраивание определенных типов взаимоотношений с внешней средой на разных стадиях развития фирмы, что, в свою очередь, может вести к дальнейшему развитию фирмы либо к ее смерти - в случае неудачно выстроенных отношений фирмы и ее внешней среды. Вместе с тем движение организации по стадиям ЖЦО также зависит от наличия определенных ресурсов или доступа к этим ресурсам. Обновление и развитие компетенций и ресурсов есть источник конкурентного преимущества и условие развития организации. Подход, основанный на знаниях - дальнейшее развитие ресурсного подхода. Организация - это уже организм, который способен обучаться и реализовывать и раскрывать свой потенциал в процессе обучения. На каждом новом этапе имеющиеся ресурсы фирмы используются на более высоком уровне. В целом стратегический подход имеет прикладной характер и дает конкретные рекомендации относительно стратегий функционирования фирмы на разных стадиях жизненного цикла с учетом ключевых компетенций и наличия определенного набора ресурсов и знаний, необходимых для реализации стратегий. В рамках экологического подхода развитие фирмы объясняется воздействием внешних сил, находящихся вне контроля топ-менеджеров, и поэтому фирма представляется как пассивная структура экономики, как объект воздействия внешней среды, за которым признается лишь возможность реагирования на те или иные события, например, в виде меняющихся технологий или контрактных отношений, господствующих в отрасли. Ситуационный подход к ЖЦО предполагает использование разных моделей управления в зависимости от ситуации, в которой в конкретный момент времени находится фирма. Традиционный вариант опирается на системную парадигму, в рамках которой фирма рассматривается как открытая система. Ситуационный подход демонстрирует важность смены бизнес-моделей на разных стадиях ЖЦО. Дедуктивные подходы к жизненному циклу организации более узкие и рассматривают развитие организации под определенным углом. Изучив подробнее эти подходы, можно сделать вывод, что в каждом подходе есть свое представление об организации и собственные механизмы перехода организации (фирмы) на следующую стадию жизненного цикла. По мнению автора, имеющееся разнообразие моделей ЖЦО объясняется именно наличием разных подходов к концепции ЖЦО. Развитие и изменение организации происходит под воздействием и изменением факторов окружающей среды. Результаты эволюции: - повышение приспособленности организаций к условиям среды; - повышение уровня сложности организаций; увеличение многообразия организаций. Член делового сообщества («популяции»), как объект, обладающий собственными традициями в принятии решений и определении направлений деятельности; пассивный субъект рыночной экономики. Поиск новых возможностей. Источник перехода - влияние внешних сил, в том числе изменения в отрасли, которые вынуждают организации искать новые, более подходящие рутины. Механизм изменений в организации связан с изменчивостью, наследованием и отбором. Революционный переход организации в иное качественное состояние посредством революционных преобразований во внутренней среде, направленных на преодоление кризисных точек. Активный субъект рыночной экономики. Преодоление кризисных точек стратегический. Развитие организации происходит как под воздействием внешней среда, так и за счет деятельности самой организации. Активный субъект рыночной экономики. Изменение или дальнейшая реализация стратегии фирмы ресурсный. Развитие организации происходит за счет постоянного обновления компетенций и ресурсов фирмы «Пучок» ресурсов и компетенций в изменяющейся среде. Наличие и обновление определенных ресурсов или доступ к этим ресурсам; усложнение организационных форм и бизнес-моделей. Экологическое развитие организации объясняется с точки зрения воздействия внешних сил, находящихся вне контроля топ менеджеров. Пассивная структура экономики, как объект воздействия внешней среды, за которым признается лишь возможность реагирования на те или иные события. Реагирование на события внешней среды. Подход основанный на знаниях. Развитие организации происходит за счет обучения на базе своих знаний. Организация воспринимается как организм, который способен обучаться и развиваться на базе своих знаний. Реализация процесса обучения, в котором открываются новые возможности использования знаний и навыков на более высоком уровне. Ситуационный. Использование разных моделей управления в зависимости от ситуации, в которой в конкретный момент времени находится фирма. Открытая система смена бизнес – моделей.


2. АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СЕТЬ СВЯЗНОЙ»

2.1 Общая характеристика ООО «Сеть Связной»

«Связной» — российская компания, федеральная розничная сеть, специализирующаяся на продаже смартфонов, персональных средств связи, портативной цифровой аудио- и фототехники, аксессуаров, финансовых услугах и услугах сотовых операторов и провайдеров проводного доступа в интернет. Также в её состав входит Интернет-магазин Svyaznoy.ru, проект «Связной Трэвел» и Cstore. Действует на рынке сотовой связи РФ более 13 лет с 1995 года. Основное юридическое лицо — ООО «Сеть Связной», кроме того, в контур ретейлера также входит программа лояльности «Кукуруза». По состоянию на 2019 год розничная сеть объединенной компании составляет почти 5 тысяч торговых точек в 1300 городах России, более 25 тысяч продавцов-консультантов, которые обслуживают более двух миллионов покупателей в день. Штаб-квартира находится в Москве. Во всех каналах продаж «Связного» представлены смартфоны и планшетные компьютеры, фото- и аудио/видео аппаратура, smart wearables, аксессуары. Спектр услуг «Связного» составляют платежные сервисы (оплата Интернета, цифрового ТВ, платежей ЖКХ), а также финансовые и трэвел-услуги, продажи SIM-карт операторов связи. Ключевой фокус работы «Связного» — стать проводником в мир технологий для самой широкой аудитории. Достичь этой цели позволяет собственная платформа онлайн-продаж, тесное взаимодействие с вендорами и разработчиками сервисов, а также развитие собственных нишевых продуктов. Компания является лидером е-commerce в своем сегменте, продолжает активное развитие собственной платформы онлайн-продаж и реализацию стратегии омниканального развития. Глубокая интеграция с производителями высоких технологий и разработчиками различных сервисов позволяет компании создавать уникальные и совершенно неожиданные возможности для клиентов. Миссия компании – сделать позитивным опыт взаимодействия человека с технологиями. Компания предоставляет расширенный спектр услуг, включая дополнительные гарантии на устройства.

В  салонах сотовой связи  ООО «Сеть Связной»  сегодня  покупатель может:


- приобрести мобильные телефоны, расходные материалы, персональные компьютеры, портативную  технику и прочее;

- приобрести билеты для железнодорожных поездок;

- оформить пенсионный или страховой договор;

- оформить кредит;

- сделать моментальный денежный перевод;

- оплатить штрафы ГИБДД;

- пополнить баланс мобильного телефона;

- оформить карту «Кукуруза»;

- оплатить коммунальные услуги.

- настройку и установку приложений

- сделать денежный перевод и многое другое.

Объединенная компания Связной | Евросеть также оказывает финансовые услуги. Также в компанию входит сеть Apple Premium Reseller под брендом Cstore, которая насчитывает 32 магазина в 22 городах России. В Cstore представлена вся техника Apple, доступная в России: iPhone, iPad, MacBook, Apple Watch, iMac, а также аксессуары для устройств Apple.

Организация ООО «Сеть Связной» является одним самых крупных в России работодателей: на сегодняшний день она обеспечивает работой более пятидесяти тысяч человек. Система управления ООО «Сеть Связной» имеет линейно-функциональную структуру. Линейно-функциональная структура ООО «Сеть Связной» обеспечивает разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ.

2.2. Анализ развития ООО «Сеть Связной»

В целях анализа развития компании и определения ее местоположения на кривой развития предприятия воспользуемся моделью жизненного цикла И.Адизеса и разработанными им же критериями перехода предприятия с одной стадии жизненного цикла и на другую. Вначале определим стадии, которые предприятие прошло с момента своего возникновения в 1995г. по 2019 г.

Первая стадия относится к периоду возникновения предприятия — к 1995 г. Основана компания «Максус», основным видом деятельности которой являлись оптовые поставки телефонов стандарта DECT и персональной аудиотехники в Москве. В этотпериод времени в компании работали всего пять сотрудников.

Начало второй стадии- детства- относится к периоду становления компании. За период с 1995 по 2001 год произошел рост розничной торговой сети компании. Руководство компании приняло стратегическое решение о концентрации усилий в области развития розничных продаж. «Связной» приобрел сеть магазинов «Артэкс», которая занималась продажей мобильных телефонов, и активно начал открывать новые магазины.


Третий этап жизненного цикла компании начался с 2002 года, Компания начала экспансию в регионы, открывая новые салоны сотовой связи по всей России, от Калининграда до Владивостока, открыла несколько учебных центров по всей России. В 2007 году компания вышла на рынок мобильной розницы Белоруссии.

Периодом расцвета предприятия по праву можно считать период с 2008 по настоящее время. Стартовала программа лояльности «Связной-Клуб», которая к концу 2011 года стала крупнейшей бонусной программой по числу участников (15,5 млн. клиентов). «Связной» получил звание «Привлекательный работодатель – 2008» по итогам исследования, проведенного исследовательским центром портала SuperJob.ru. «Связной» получил премию в номинации «Самые динамичные» на основании рейтинга российских розничных сетей, составленного журналом Retailer Magazine. 2009–2010 г Реализован масштабный проект ребрендинга. Победа в номинации «Сотовая связь и цифровая техника» по результатам конкурса «Белый список» в 2009 году, организованного обществом защиты прав потребителей «Общественный контроль».«Связной» занимает 20-е место среди лучших брендов России (по оценке консалтингового агентства Interbrand) в 2010 году. Отдельно был отмечен быстрый рост ценности бренда.«Связной» получил премию в номинации «Услуги» в конкурсе «Выдающиеся достижения в области маркетинга и ретейла» в 2010 году. В Москве открылся первый в России shop-in-shop с широким ассортиментом устройств на базе операционной системы Android. Произошел запуск мультимедийного портала, предлагающего широкий выбор цифрового контента, представленного контент-провайдером «Связной Загрузка». «Связной» получил три награды премии «CCG Call Center Awards – Хрустальная Гарнитура – 2011». Центр поддержки клиентов «Связного Банка» был назван лучшим проектом создания нового контактного центра. Контактный центр «Связного» занял первое место в номинациях «Лучшая стратегия/программа усовершенствования/модернизации кол-центра» и «Тренер года». Потребители выбрали «Связной» брендом № 1 в России. «Связной» назван победителем премии, организованной журналом CEO, в номинации «Лучшая диверсификация бизнеса». 2012г «Связной» заключил прямой договор поставки с Apple, став единственным независимым ретейлером, имеющим подобный контракт. «Связной» вывел на рынок услугу получения кредита наличными совместно со своими партнерами. 12 февраля 2013 года – старт сотрудничества с НПФ Сбербанка, у клиентов появилась возможность приобретать пенсионные продукты в «Связном». 15 февраля 2013 года в Новосибирске открылся первый монобрендовый магазин «Связного» и компании Apple под брендом Cstore. За 2013 год сеть магазинов Apple Premium Reseller под брендом Cstore выросла до 15 салонов. Суммарный оборот всей сети Cstore в 2013 году составил 603 млн рублей. «Связной» получил награду «Клиентоориентированный бизнес – 2013», учрежденную Ассоциацией клиентской лояльности и клиентоцентричности (КЛИК) на 1-м съезде профессионалов клиентоориентированного бизнеса. Контактный центр «Связного» получил награду «Хрустальная гарнитура» сразу в трех номинациях: «Лучшая маленькая смена – группа контроля качества», «Тренер года», «Лучший большой контактный центр». «Связной» стал лауреатом премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Розничная торговля: специализированная сеть магазинов». Группа «Связной» завершила юридическое и операционное слияние с «Евросетью». В результате объединения компаний сформирована единая ИТ-инфраструктура, осуществлён переход на единую логистическую систему, произведено слияние юридических лиц операционных компаний. Оборот компании 158,4 млрд рублей (2017 год). Число сотрудников 30 тыс. человек (данные на 2019 год)