Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность ценообразования, функции, задачи и факторы на него влияющие
1.1 Сущность и функции цены. Задачи ценообразования
1.2. Стратегии ценообразования
Глава 2. Ценообразование в общественном питании на примере ресторана «ПАЛЬМА»
2.1. Процесс ценообразования в общественном питании
2.2. Цены и система наценок на продукты, поступающие на предприятие
2.3. Порядок включения в калькуляцию кондиционного сырья
2.4. Обоснование и выбор рационального метода ценообразования на предприятии
2.5. Правила взаимозаменяемости сырья и продуктов. Правила проведения контрольных проработок
Введение
Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль” очевидна. Чем выше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги.
Особенно актуальной эта проблема становится в условиях рыночной экономики, что предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены. Ни для кого не секрет, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.
Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий общественного питания. Они связаны, прежде всего, с углублением финансовой самостоятельности предприятия, совершенствованием методов хозяйствования, в том числе и ценовой политики, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.
Цель курсовой работы - исследовать механизм ценообразования на предприятиях общественного питания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать теоретическое обоснование ценообразования на предприятиях питания, рассмотреть сущность, структуру, функции и значение цены на предприятиях питания;
- проанализировать механизм ценообразования на предприятии питания;
- предложить рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Сущность ценообразования, функции, задачи и факторы на него влияющие
1.1 Сущность и функции цены. Задачи ценообразования
Цена является важным инструментом рыночной экономики. Цена может определяться как количество денег, которое затрачивает продавец за произведённый или реализуемый им продукт или услугу. При этом цена должна удовлетворять и интересы продавца, и интересы покупателя. Поэтому экономические отношения между продавцом и покупателем предполагают согласие, при котором продавец согласен продать, а покупатель согласен купить. Поэтому цена всегда имеет две границы: 1) максимальная (верхняя), 2) минимальная (нижняя). Максимальная граница количественно определяется спросом, а минимальная граница определяется издержками производства и обращения.
Для производителя цена товара – это стоимость всех его затрат. Поэтому очень часто в экономической литературе цена определяется как денежное выражение стоимости товара или услуги. В практике хозяйствования цена может не совпадать со стоимостью затрат и это отклонение используется для управления ценами на предприятии.
Значение цены для предприятия определяется её функцией. К основным функциям относят:
- Учётная или измерительная функция. Означает, что цена должна отражать затраты предприятия на производство продукции или услуг. С помощью данной функции осуществляется оценка результатов хозяйственной деятельности, измеряется объем производимой продукции или услуги, оцениваются издержки производства и обращения, прибыль предприятия.
- Распределительная функция. Обеспечивает распределение и перераспределение продукта, доходы и прибыли между предприятиями и государством, между предприятиями и их работниками, между предприятиями.
- Стимулирующая функция. Призвана обеспечить заинтересованность предприятия в увеличении объема производства, в повышении качества продукции и услуг, в снижении затрат, в повышении прибыли.
В экономической литературе существует мнение, что кроме названных функций цена ещё имеет балансирующую функцию и функцию размещения. Однако, ряд авторов утверждают, что эти функции в большей степени связаны с ролью цены, а не с самим содержанием цены.
В хозяйственной практике ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма перед ценообразованием стоят следующие задачи:
- Возмещение затрат и получение прибыли.
- Адаптация к рынку, конкуренция и обеспечение выживаемости.
- Повышение рентабельности предприятия и цены капитала предприятия или цены предприятия на рынке.
Эти задачи могут рассматриваться как необходимые. К желательным задачам могут относиться:
- Возрастание своего лидерства на рынке (по показателю «доли на рынке»).
- Укрепление своего положения на рынке по показателям, например, качества продукции и услуги или рентабельность того или иного направления.
К факторам, влияющим на цены относят:
- Внутренние (субъективные)
- Внешние (объективные)
Абстрагируясь от специфики предприятий, к числу общих внутренних факторов можно отнести:
- Тип, категория и класс предприятия.
- Себестоимость продукции или услуги.
- Наличие и организация деятельности маркетинговой службы или маркетолога.
- Организация и профессионализм менеджерской службы на предприятии.
- Стратегия и тактика поведения предприятия на рынке.
К объективным факторам относятся факторы, не зависящие от деятельности предприятия (например, месторасположение, цены на тарифы и услуги, цены на сырьё и товары, политическая ситуация в стране и т.п.).
1.2. Стратегии ценообразования
Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Этим определяется планирование выручки и прибыли предприятия от продажи товара. Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи.
Отсутствие четко определенной ценовой стратегии способствует неопределенности в принятии решений в этой области различными службами предприятия (если оно имеет сложную структуру), может привести к несогласованности этих решений и иметь последствием ослабление позиций предприятия на рынке, потери в выручке и прибыли.
Практика деятельности предприятий в условиях рыночной экономики выработала определенные стратегии в области установления цен. Наиболее распространенные из них: