Файл: Понятие и классификация функций государства(Понятие функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что теория государства и права является динамично развивающейся отраслью знания. Для современного этапа развития характерно существенное влияние условий и проблем жизнедеятельности общества на функции и социальную сущность государства. Факторы демографических изменений, глобальные финансовые и сырьевые проблемы, экологические и социальные сложности расширяют круг государственных функций, формируют непрерывный механизм развития и становления государственности. Меняющиеся условия и проблемы деятельности общества отражаются на понятии «функций государства» и социальной роли государства.

Вопросы государственных функций, и социальном назначении государства относятся к числу не только основополагающих, но и во многом дискуссионных как в обществе, так и в теории государства и права, что обусловлено тем, что вопросы социального назначения государства затрагивают непосредственные интересы широких слоев населения. Наиболее актуальным является данный вопрос для Российской Федерации в современных условиях нарастания социальной напряженности, внешнего давления за счет антироссийских санкций, обострения ситуации на внешнеполитической арене и влияния всех выше обозначенных факторов на внутреннюю жизнь государства и граждан.

Необходимость анализа и отслеживания изменений, вызванных внешними и внутренними условиями развития формируют актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является исследование функций государства в текущих политических и социальных условиях.

Задачи данной курсовой работы, сформированные исходя из ее цели:

  • Проанализировать понятие «функций государства»;
  • Рассмотреть классификацию функций государства;
  • Исследовать внешние функции государства;
  • Проанализировать внутренние функции государства;
  • Исследовать социальную функцию государства в современных условиях в РФ.

Предметом данного исследования выступают общественные отношения в части реализации функций государства, его деятельность в осуществлении данных функций, а также общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования проявления социального назначения государства.

Объект исследования представленной работы – функции государства в современный период времени, их значение, а также непосредственно социальное назначение современного государства.


Методологическую основу исследования составляют такие научные методы как: анализ, синтез, системный, исторический, логический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.

Теоретическую базу данной курсовой работы составляют труды ученых в области теории и истории государства и права, в частности: Керимова Д.А., Любащиц В.А., Малахова В.П., Ковальченко И.Д., Гринина Л.Е., Иванова С.А., Захаровой М.В., Марченко М.Н., Рузавина Г.И. и других.

Настоящая курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, включающие в себя пять параграфов, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

1.1.Понятие функций государства

В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия «функция государства». Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства.

Так, например, С.А. Комаров отмечает, что под функциями государства «подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер»[1].

Однако предлагаемое Л.И. Каском понимание функции государства даже более сближает данную категорию с понятием «деятельность государства», чем это имеет место при определении функции государства как направления его деятельности. Ведь направление деятельности – это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.

Обращаясь к двум приведенным мнениям, можно сформулировать следующую проблему: под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках определенного направления (то же, что и элементы содержания всей деятельности государства). Однако здесь возможен и третий вариант. К примеру, А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются «рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении»[2].


В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат в функциях государства выражения и сама категория «функция государства» потеряет теоретический и практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной)»[3]. Если согласиться с данным утверждением, то придется признать, что существуют неосновные, неглавные направления деятельности государства, не являющиеся его функциями.

Так А.Ф. Черданцев, трактуя функцию государства как главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение, затем справедливо отмечает: «Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства»[4].

функции государства зависят от реальных условий его существования, ибо государство – это динамическая система, осуществляющая управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. «В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования»[5].

1.2.Классификация функций государства

Классификация функций государства имеет особое значение, т.к. она служит не только средством систематизации, но и предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. До настоящего времени в юридической литературе вопрос о классификации функций государства остается дискуссионным[6].

По мнению профессора Л.И. Спиридонова, «существует генеральная функция государства (реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования), которая реализуется в его внешних и внутренних функциях»[9].


Рассматривая это положение, можно прийти к выводу, что подобное выделение недостаточно обосновано, так как неясно, что такое «функция реализуемая в функциях» или «функция функции». Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации.

Поэтому далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции.

Классификация функций государства на внутренние и внешние, по нашему мнению, является научно-обоснованным и позволяет выявить связь указанных функций любого государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появлением новых целей и задач государства. Подобная классификация не только дань традиционному подходу, но и возможность научного анализа и познания предмета и содержания деятельности государства как внутри страны, так и за ее пределами.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

2.1. Внешние функций государства

Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых:

1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими;

2) свобода выбора форм интеграционных связей;

3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер[11].

Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации.

Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач:

а) защиты независимости и территориальной целостности государства;

б) выполнения международных обязательств.

Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности. Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно.

Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.


Функция данные поддержания данные мирового данные порядка данные охватывает, данные во-первых, данные деятельность данные по данные разоружению, данные ликвидации данные ядерного данные оружия, данные запрещение данные его данные применения; данные во-вторых, данные обеспечение данные сотрудничества данные государств данные в данные таких данные сферах, данные как данные борьба данные с данные организованной данные преступностью, данные в данные том данные числе данные контрабандой, данные наркобизнесом, данные международным данные терроризмом; данные в-третьих, данные участие данные мирового данные сообщества данные в данные регулировании данные межнациональных данные конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства[12].

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами.

Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К данные числу данные глобальных данные относится, данные например, данные всеобщая данные заинтересованность данные мирового данные сообщества данные в данные предотвращении данные крупных данные экологических данные катастроф, данные которые данные перерастают данные территориальные данные пределы данные одного данные государства. данные

Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:

1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;

2) рациональное использование природных ресурсов[13].

Такое данные сотрудничество данные позволяет: данные предупреждать данные промышленные данные аварии, данные обеспечивать данные готовность данные к данные чрезвычайным данные ситуациям данные и данные раннее данные оповещение данные о данные них; данные снижать данные серьезные данные последствия данные катастроф. данные Мировое данные сообщество данные заинтересовано данные также данные во данные всеобщей данные охране данные природных данные ресурсов данные и данные окружающей данные среды данные от данные крупномасштабного данные вреда, данные причиненного данные токсичными данные выбросами данные промышленного данные производства, данные утечкой данные нефти данные из данные танкеров данные и данные нефтепроводов, данные загрязнением данные радиоактивными данные отходами, данные угрозы данные так данные называемого данные парникового данные эффекта данные (изменение данные озонового данные слоя данные планеты) данные и данные др. данные