Файл: Основные функции в системе менеджмента (Управление и менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Управление и менеджмент: эволюция и взаимосвязь понятий, основные функции

1.1. Менеджмент: понятие, развитие, связь с процессом управления

1.2. Функции менеджмента современных организаций

2. Анализ процесса управления ремонтным хозяйством АО «РОСДЕТАЛЬ»

2.1. Общая характеристика АО «РОСДЕТАЛЬ»

2.2. Анализ организации работы ремонтного хозяйства АО «РОСДЕТАЛЬ»

2.3. Анализ управления деятельностью ремонтного хозяйства АО «РОСДЕТАЛЬ»

3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления деятельностью ремонтного хозяйства на предприятии АО «РОСДЕТАЛЬ»

3.1. Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала ремонтного хозяйства АО «РОСДЕТАЛЬ»

3.2. Расчет социально-экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Введение

Менеджмент представляет собой способ использования и моделирования систем социально-экономической сферы, при котором главенствующим звеном выступает эффективность ресурсораспределения. Главной задачей менеджера является формирование системы, способной к самоорганизации, которая сможет развиваться и воспроизводиться при любых обстоятельствах. Для данной цели применяются прогрессивные управленческие подходы и передовые технологии. Главным критерием качества выступает эффективность, иными словами возможность достигать целей, используя минимальное количество ресурсов.

Управление представляет собой целенаправленную человеческую деятельность, которая направлена на упорядоченность производства и трудовых процессов. Осуществлять управление можно различными объектами и субъектами: людьми, автомобилями, проектами, базами данных, юридическими лицами. Современная наука противопоставляет управление менеджменту, как систему отживших инструментов. Когда проект успешно функционирует, то это свидетельствует об отлично отлаженном менеджменте. В случае, если отмечаются сбои в осуществлении решений и надобности их продавливания, то заявляют о наличии «ручного управления».

Для эффективного корпоративного управления необходимо сочетание основ управления и менеджмента на основе функций и принципов менеджмента, чем и обоснована актуальность темы исследования.

Основам управления, менеджмента, его функциям и принципам посвящено уже довольно значительное количество работ.

Эволюцию управления и менеджмента рассматривали такие исследователи, как Э.В. Алехин, П. Друкер. Г. Кунц, В.И. Курбатов и др.

Сущность менеджмента организаций исследовали И.И. Мазур, М. Мескон, Е.С. Машошина, А.А. Решетникова и др.

Принципы и функции менеджмента изучены М. Гордеевым, Н.В. Деминой, В.В. Захарченко, П.В. Ореховским и др.

В то же время, современные тенденции в системе менеджмента организаций выявляют необходимость определения новых функций, что обусловило дальнейшее исследование темы.

Объект исследования - система менеджмента и управления организациями.

Предмет исследования - функции в системе менеджмента.

Цель - изучение функций и принципов менеджмента.

Задачи исследования:

- охарактеризовать сущность и развитие понятия «управление»;

- описать развитие менеджмента и его связь с процессом управления;

- изучить функции менеджмента современных организаций;


- исследовать основные принципы менеджмента организаций.

Методы исследования: классификация, описание, исторический, системный подход, табличный, графический и др.

Структура исследования: введение, 3 главы, заключение, список используемых источников.

1. Управление и менеджмент: эволюция и взаимосвязь понятий, основные функции

1.1. Менеджмент: понятие, развитие, связь с процессом управления

Менеджмент – процесс эволюционный, существовал всегда там, где люди работали группами. В переводе с английского дословно «to manage» означает «управлять в сфере хозяйства», а «management» – управление, ведение, заведование организацией, группой людей[1]. Значит, менеджмент – это управление организацией, которая хозяйствует (функционирует) в условиях рынка.

Существует огромное множество трактовок понятия «менеджмент». Н. М. Мартыненко в своей книге «основы менеджмента» определяет менеджмент как совокупность видов управленческой деятельности (не труда), направленных на эффективное использование ресурсов для достижения определенных совместных целей[2].

В учебнике Семенова А. К., Набокова В. И. «Основы менеджмента» дается такое определение менеджмента: «Менеджмент – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, которая преследует цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; современная практика позиционирует также как руководящий состав организации»[3].

Комаров М. А. отмечает, что менеджмент в упрощенном понимании – это способность руководящего достигать поставленных целей благодаря планированию, организации, мотивации и контроля деятельности других работников[4].

Мескон М. менеджментом называет управление коммерческими, хозяйственными организациями[5]. Советует применять этот термин к любым типам организаций, если речь не идет о государственных органах.


Уткин Э. А. определяет менеджмент как систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции с целью получения прибыли[6].

Гордеев М. отождествляет понятия «менеджмент» и «управление». Менеджмент (или управление) – процесс достижения намеченных целей благодаря использованию труда людей. Подчеркивает, что менеджмент состоит из организации, руководства, искусства общения с рабочими, способности определять цели и находить возможности для их достижения[7].

Однако, не стоит ассоциировать понятие «менеджмент» с понятием «управление». Словари русского языка трактуют управление как: действие по управлению различными техническими средствами, направлять деятельность кого-либо, руководить, орган администрации внутри какого-либо учреждения, административное учреждение[8]. Следовательно, мы можем определить, что термин «управление» имеет более широкое значение, чем термин «менеджмент», который подразумевает управление лишь социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, организации или компании. Основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, а, значит, и термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью[9]. Для других целей используются другие термины: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. Так или иначе, если какие-либо организации хотят достичь поставленных целей при минимуме затрат, им также стоит использовать методы и принципы менеджмента[10].

Дать точное определение менеджмента достаточно сложно и, наверное, невозможно. В наше время термин «менеджмент» применяется и в сфере социальных и политических отношений, его можно применять к любому типу организаций, главное, необходимо помнить, что термин «менеджмент» применим только в том случае, если объект управления – это отдельный человек, коллектив людей, которые работают в организации.

Питер Ф. Друкер утверждал, что в общем понимании суть менеджмента – превосходное управление людьми без принуждения и манипулирования благодаря созданию таких условий, где каждый работник будет чувствовать свою значимость и действовать на достижение общих целей организации добровольно[11].


Для современных подходов к управлению характерно рассмотрение его в качестве многопланового, комплексного и изменяющегося явления, которое тесно связано связанно с внутренним и внешним окружением организации. Современный менеджмент условно разделяется на системный, ситуационный и процессный подходы[12]. Рассмотрим их более подробно.

В рамках системного подхода организацию рассматривают как систему, состоящую из связанных между собой частей, каждая из которых является неотъемлемой частью целого. Начало применения этого подхода относится к 50-м годам XX в.[13]. Свойствами организации как системы является ее сложность, связанная с воздействием внутренних факторов, открытость, основанная на воздействии внешних факторов, социально-техническая взаимосвязь людей, работающих в компании и техники, участвующей в рабочем процессе. Системный подход является своего рода особым способом мышления по отношению к организации и требует комплексного решения ее проблем.

Ситуационный подход к системам управления был разработан в 60-х годах XX в, многие аспекты этого подхода вытекают из положений системного подхода. Этот подход рекомендует рассматривать определенный набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на организацию в то или иное время. Важным является предположение о том, что результаты от одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях часто существенно различаются, поэтому перед реализацией необходимых управленческих действий необходимо, прежде всего, исходить из ситуации, в которой они осуществляются. Реализация ситуационного подхода основана на нескольких аспектах[14]:

- способность персонала организации к анализу текущей ситуации, основываясь на факторах, оказывающих влияние на предприятие в определенный момент времени;

- умение выбрать в условиях жесткой необходимости тот вариант действий, который будет наиболее соответствовать рассматриваемой ситуации;

- наличии плана действий для изменения организации и приспособлении ее к сложившему состоянию дел.

Процессный подход рассматривает функции управления как одно целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных действий, или функций управления. Каждую функцию управления рассматривают, в свою очередь, как процесс, состоящий из определенного количества взаимосвязанных действий.

В случае, когда руководством предприятия не выстраивается система менеджмента, а все возникающие проблемы решаются по мере их поступления и способы решения зависят от конкретной ситуации, в организации руководящие процессы строятся по принципам стихийного, ситуативного или нерегулярного менеджмента.


Противоположностью ситуативного менеджмента является менеджмент регулярный, который представляет собой особую систему руководства предприятием. При этом подходе каждому сотруднику предписываются четко определенные обязанности. А системе менеджмента - определенные функции и принципы. О функциях менеджмента пойдет речь далее.

1.2. Функции менеджмента современных организаций

Управление фирмой призвано обеспечить эффективное применение всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения поставленных целей[15]. Такое можно достигнуть при помощи многих установленных функций менеджмента.

Слово функция (от латинского funcitio – исполнение, осуществление) означает обязанность, вид деятельности, назначение, роль.

Под функцией менеджмента понимается абсолютно изолированные направления управленческой деятельности, по которым исполняется управленческое влияние на объекты управления для достижения определенных целей[16]. Они характеризуются однородностью, стабильностью содержания, определенной целевой направленностью, объективностью, повторяемостью операций при их исполнении, взаимосвязью и взаимодействием с другими.

У функции должны иметься четко установленный смысл, сформированный механизм исполнения и установленную структуру, в пределах которой оканчивается ее организационное выделение. Под содержанием подразумевают действия, производимые в пределах определенной функции.

Содержание функций и действий, которые осуществляются в управленческом процессе зависит от организационного типа (общественная, административная), сферы и размеров ее деятельности (образование, производство, бытовые услуги, торговля), уровня руководства в иерархии управления (средний, высший или низший), установленной роли внутри предприятия (маркетинг, производство, кадры, финансы) и целого перечня прочих факторов.

При изменении типа и размера производства управленческие функции не меняются, происходит только изменение объемов работ по их реализации. К примеру, на любом предприятии независимо от его масштабов, осуществляется функция по планированию. В крупной компании для ее исполнения может быть организован плановый отдел, в небольшой фирме эта функция может выполняться одним экономистом, а в малых предприятиях эти обязанности исполняются одним из работников по совместительству. По мере движения вверх от одного уровня управления к следующему повышается объем работ по функции, в связи с чем растет и количество выполняющих ее сотрудников. Таким образом, формируется целостная система органов по осуществлению всех функции менеджмента.