Файл: Показатели (Оценка) эффективности организационных структур (Сущность и элементы организационной структуры предприятия).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационная структура управления предприятием
1.1 Сущность и элементы организационной структуры предприятия
1.2 Основные виды организационных структур управления и их характеристика
1.3 Значение принципов формирования организационной структуры управления при оценке эффективности
Глава 2. Анализ эффективности организационной структуры «Элит-Галанд»
2.1 Краткая характеристика «Элит-Галанд»
2.2 Описание организационной структуры «Элит-Галанд»
2.3 Анализ существующей организационной структуры управления «Элит-Галанд»
2.4 Предложения по совершенствованию организационной структуры
Введение
Актуальность темы. В период перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются растущей конкуренцией, постоянным снижением норм прибыли, а также неопределенностью и переменчивостью политических, экономических и социальных факторов, главным заданием для отечественных предприятий становится финансовое оздоровление, которое будет предупреждать их банкротство. Для достижения этой цели важно использовать на практике новые направления и методы управления предприятий, ориентированные на долговременное и эффективное их функционирование. По нашему мнению, именно таким инструментом управления должны стать функции организации и контроля, это и обусловливает актуальность данной работы.
Анализ последних исследований, в которых основано решение проблемы. Проблемы эффективной организационной деятельности предприятий рассматривали в своих трудах достаточно много исследователей, в частности: Л. Г. Дидковская, П.Л. Гордиенко, М. Хаммер, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, А. Хоскинг, Т. Коно, Д. Бодди, Р. Пейтон.
Объект исследования – организационная структура предприятия.
Предмет исследования – процесс совершенствования организационной структуры предприятия.
Цель исследования – оценка эффективности и совершенствование организационной структуры предприятия, основываясь на цели и стратегическую политику предприятия.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность организационной структуры предприятия; изучить элементы организационной структуры;
- показать основные виды организационных структур управления и их характеристика; проанализировать принципы формирования организационной структуры управления при оценке эффективности;
- изучить качественные и количественные показатели эффективности организационной структуры; изучить критерии эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры;
- проанализировать действующую структуру управления на предприятии;
- дать оценку эффективности организационной структуры и кадрового состава предприятия;
- разработать основные направления совершенствования организационной структуры предприятия.
Методы исследования: описательный, аналитический, расчетный, сравнение, экспертных оценок.
Информационную базу исследования представляют законодательство РФ, труды отечественных на зарубежных ученых, статьи периодических изданий и научных сборников, финансовые и статистические данные предприятия.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из содержания, введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Организационная структура управления предприятием
1.1 Сущность и элементы организационной структуры предприятия
Некоторые предприятия на современном этапе развития экономических отношений имеют низкую эффективность хозяйственной деятельности. Процесс создания основных элементов рыночной инфраструктуры в начале ХХI ст. сопровождался нестабильным уровнем производства во многих отраслях экономики Российской Федерации.
Для правильного обеспечения управления предприятием, нужно понимать, что представляет собой организационная структура.
Многие авторы дают свое понятие организационной структуре. Следует обобщить это понятие.
В таблице 1 приведенные некоторые интерпретации организационной структуры.
Таблица 1
Определение понятия «организационная структура»[1]
Автор |
Трактовка термина «организационная структура» |
М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури |
Структура организации (организационная структура) - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации |
Хаммер М. |
Организационная структура - это целостная система, специально разработана таким образом, чтобы, работая в ее рамках, люди могли наиболее эффективно достичь поставленной перед ними цели |
Т. Коно |
Организационная структура - это способ группирования работ и проведения линии подчинения, которое объединяет работы |
Д. Бодди, Р. Пейтон |
Структура организации - это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения |
Каждый автор понимает понятие «организационная структура» по-своему: это и логические взаимоотношения, и целостная система, и способ группирования работ, и совокупность методов - всеми этими словами можно охарактеризовать организационную структуру. Все эти понятия являются правильными, но они не охватывают того объема, что представляет организационная структура предприятия.
Учитывая это, автором статьи была разработана новая трактовка термина «организационная структура», который позволит яснее понять, что такое организационная структура предприятия.
Организационная структура - это целостная система взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, что разработана для эффективной деятельности организации и позволяет наиболее эффективно достигать целей организации[2].
Организация, как функция управления, обеспечивает упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности всех предприятий торговой сферы, поскольку позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание и которые для этого будут примененные средства. Через организационную деятельность, то есть через разделение и объединение заданий и компетенции работников, происходит управление отношениями на каждом предприятии[3].
Организационная структура в предприятиях зависит от их размеров и типа. В больших организациях она разветвлена и обеспечивает возможность оптимального управления разными функциональными направлениями. В организациях низкой и средней вместимости предвиден минимальный набор служб, которые гарантируют предложение основных услуг.
Организационная схема управления должна постоянно изменяться, в частности при динамической внешней среде организации и структуры управления. В соответствии с изменениями в структуре управления, которые вызывают изменения в численности персонала, важно, чтобы эти изменения существенно не отражались на качестве обслуживания.
В организационной структуре организаций выделяют основные службы, вспомогательные и дополнительные. Через специфические признаки услуг организация является функцией с достаточно высоким уровнем неопределенности, поскольку трудно проанализировать объем детализированных заданий и ответственности. Ввода четко определенных заданий и полномочий в сочетании с высокой формализацией может повлечь организационный хаос и беспомощность в случаях нестандартных потребностей клиента[4].
Эффективность функционирования предприятий зависит прежде всего от места соответствующего подразделения в организационной структуре, поскольку от этого и зависит эффективность выполнения положенных на функций подразделений.
Кроме того, на эффективность функционирования служб влияет вид организационной структуры, который используется в торговой сети. Поскольку организационная структура как иерархическая совокупность подразделений, которая отображает их административную, функциональную и оперативную подчиненность, соподчинения и координацию, имеет определяющее влияние на распределение, целевое и эффективное использования материальных, часовых, энергетических, трудовых, финансовых, информационных ресурсов, их движение между подразделениями и эффективность вертикальных и горизонтальных коммуникаций в торговой сети[5].
Количество людей, подчиненных одному менеджеру, называет нормой управляемости. Если одному руководителю подчиняется много работников, то норма управляемости большая, что в результате дает некачественную структуру организации. В бизнесе высшие руководители управляют не больше, чем десятью подчиненными, тогда как менеджеры низового уровня управления могут руководить намного большим числом сотрудников. Это во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых заданий, интереса и привлечения к трудовому процессу.
Определение оптимальной позиции служб в организационной структуре торговой сети предусматривает оптимизацию ее организационной структуры в целом. Предшествовать этому процессу должно исследование существующих научных разработок из проблем построения оптимальной организационной структуры и ведущего опыта отечественных и зарубежных предприятий в этой сфере[6].
По мнению исследователей[7], организационные структуры субъектов ведения хозяйства подлежат эволюционному развитию, основными движущими факторами которого являются: интенсификация входных потоков товаров, работ, услуг, информации, увеличения объемов материальных ресурсов, документов, не документируемой информации, осложнения коммуникационных связей вследствие увеличения количества сотрудников и другие.
Труд в организации должен быть рационально разделен. Прежде всего, анализируется характер задания, выясняется, что надо сделать и которые для этого использовать способы. Вся совокупность действий, делящаяся на этапы, определенные рабочие места, а на определенные должности назначаются соответствующие работники. Не менее важным является оптимальный отбор внутренних элементов организации, и соответствующее их распределение во времени. Для нормального функционирования организации нужно осуществлять специализацию и группирование труда[8].
Для облегчения и оптимизации действий нужно осуществлять систематическое делегирование части обязанностей и полномочий менеджера высшего уровня в пределах организационной структуры менеджерам среднего и низового уровня. Для эффективной работы организации необходима четко и правильно построена организационная структура. Она показывает расположение каждой службы и должности в общей организации и иллюстрирует распределение полномочий и обязанностей. Схема организационной структуры может изменяться. Ее стоит периодически пересматривать, особенно при значительных изменениях в структуре управления организации. Обязанности разных работников могут изменяться в зависимости от их квалификации и численного состава.
1.2 Основные виды организационных структур управления и их характеристика
Критическая оценка приведенного перечня видов организационных структур позволяет определить их преимущества и недостатки, которые в обобщенном виде приведены в таблице 2.
На основе изучения ведущего научного опыта на сегодня возможно определить семь основных этапов эволюционного развития типов организационных структур субъектов ведения хозяйства:
Команда единомышленников – характерная для предприятий, в штате которых работает не больше 10 лиц, объединенных единственными целями, все сотрудники работают как единомышленники на принципах взаимопомощи и поддержки, функции контролера может выполнять один из лидеров команды.
Линейная структура – появление второго этапа развития организационной структуры предприятий связана с переходом от команды единомышленников к четкому административному управлению на основе объединение и концентрации функций и их исполнителей на определенных направлениях деятельности, линейная структура строится по иерархическому принципу подчиненности, все коммуникации происходят через вышестоящего руководителя, функции контроля может выполнять сам руководитель или один из его заместителей.
Таблица 2.
Преимущества и недостатки основных видов организационных структур управления[9]
Вид организационной структуры |
Преимущества |
Недостатки |
«Команда едино-мышленников» |
Творческое сотрудничество, согласованность действий и единство мыслей |
Возможно применять для коллектива энтузиастов и порядочных людей, численность сотрудников не больше 10 лиц. |
Линейная |
Ответственность за конечный результат, концентрация власти в одних руках |
Длинные информационные каналы, что приводит к увеличению длительности реализации хозяйственных операций. Слабая специализация деятельности и ориентация на качество. |
Функциональная |
Равномерное распределение полномочий между менеджерами, специализация управленческой деятельности, значительное внимание уделяется качествам реализации хозяйственной деятельности |
Значительное количество руководителей, которые влияют на деятельность окончательного исполнителя, несогласованность действий менеджеров. |
Линейно - функциональная |
Большая согласованность деятельности функциональных и линейных руководителей, большая функциональная специализация, высшее качество реализации хозяйственной деятельности |
Значительное количество контролированных параметров и критериев, сложности согласования деятельности во времени и по содержанию. |
Централизована линейно - функциональная |
Разделение административного, функционального и оперативного управления. Возможность согласования хозяйственной деятельности во времени и за другими ресурсами. Большая упорядоченность и организованность управления |
Значительная регламентация деятельности, которая приводит к снижению творческого характера деятельности руководителей. |
Дивизионная |
Приближение административного, функционального и оперативного управления к непосредственным покупателям, что позволяет в большей степени ориентироваться на их потребности. Большая вероятность исполнения системы стратегических, тактических и оперативных целей дивизионного подразделения |
Высокие расходы на содержание менеджеров дивизионных подразделений, высокая самостоятельность менеджеров может привести к несоответствию их деятельности стратегии торговой сети в целом. |
Матричная |
Органическое сочетание административного, функционального и оперативного управления с позитивными качествами создания команд единодумцев при реализации отдельных проектов |
Значительные расходы на содержание организационной структуры управления и ее равновесия, необходим значительный опыт менеджеров. |