Файл: Частные деньги: проблемы, перспективы, теоретические и практические аспекты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от кредитных денег, объем выпуска большинства криптовалют ограничен, хотя ихколичество может быть безграничным. При этом следует иметь в виду, что денежная оценкавыпуска цифровых валют происходит в национальных денежных единицах (обычно вдолларах или евро), а капитализация рынка криптовалюта, которая на конец 2019 превысила 400млрд. долл. США, происходит чрезвычайно высокими темпами.

По мнению многихисследователей, высокие темпы капитализации криптовалют являются угрозой для стабильности мировоговалютно-финансового рынка и могут вызвать очередной финансовый кризис.

Становление и развитие рынка криптовалюта стали вызовом для существующихнациональных денежных систем. Почти шесть лет понадобилось официальным государственныморганам разных стран, чтобы определить свое отношение к криптовалютам, которые уже сформировалисвою нишу на рынке. В разные периоды выдвигались предложения признать цифровые валюты:деньгами, платежными и финансовыми инструментами, биржевыми товарами, финансовымиактивами, цифровыми активами, ценными бумагами и т.п. В 2015 Комиссия США поторговле товарными фьючерсами (CFTC) признала Bitcoin и другие виртуальные валюты биржевымитоварами, а Казначейство США - средством предоставления финансовых услуг (по сути – виртуальнымсредством платежа), обязав налоговые органы контролировать операции с ними. Поэтому вбольшинстве стран доминирует ориентация именно на такой подход. Однако отдельные страны проводятсобственную политику в отношении использования криптовалюта. Так, в Швеции при осуществлении платежейцифровые валюты принимаются наравне с официальными денежными знаками.

В большинстве странЕС физические и юридические лица используют криптовалюту как средство обмена и платежа,происходит их свободную продажу и покупка. Денежно-кредитное управление Сингапураприравняло цифровые валюты к обычным ценных бумаг. В Японии криптовалюту признали ценностью (цифровыми активами), что приравнена к активам, разрешено осуществлятьразличные расчеты и платить налоги, а функции по регулированию рынка цифровыхвалют постепенно передаются неправительственным организациям.

Криптовалюта активно используется как средство платежа и в других странах, хотя следуетпризнать, что большинство таких операций являются спекулятивными, и они осуществляются в целяхполучение дохода на курсовой разнице. Кроме того, в большинстве случаев при проведенииплатежных операций происходит двойная конвертация - цена цифровой валюты выражаетсяв долларах или в евро, а затем переводится в национальную валюту. Во многих странахуже создана биржа, осуществляющая торговлю криптовалютой, сформирована сетьбанкоматов и терминалов, в которых можно пополнить крипто-кошелек за национальную валюту.


Одной из ключевых проблем, на решении которой сегодня сосредоточено вниманиецентральных банков многих стран мира, является разработка механизмов регулирования обращения ииспользование цифровых валют на основе определения правил осуществления платежных операций,условий и порядка их налогообложения, предупреждение использования для легализации доходов,полученных преступным путем, и финансирования терроризма и т.д. (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Особенности регулирования рынка криптовалюта в отдельных странах мира в 2018-2019 гг.

Страна

Сфера применения и особенности нормативно-правового регулирования

ЕС

European Banking Authority (EBA) не признает криптовалюту законным платежнымсредством Директивой 2009/110 / ЕС о начале и осуществлениядеятельности учреждениями-эмитентами электронных денег

Япония

Парламент Японии по инициативе Агентства финансовых услуг (FSA) 01.04.2017 г. принял законодательство по криптовалюте, согласно которому криптовалюта получила статус фиатных денег, обращение которых осуществляется рядом с йеной. Разрешеноиспользование криптовалюты для оплаты товаров и услуг. В перспективе -отмена 8% налога на операции по обмену цифровых валют на национальную.Деятельность операторов цифровых валют подлежит лицензированию с уплатой взносав сумме 300 тыс. долл. США.

США

На федеральном уровне отсутствует единый закон, регулирующий оборот цифровыхвалют. Bitcoin рассматривается как имущество, владельцы которого получают прибыль отприроста капитала, а не от курсовых разниц, и освобождаются от налогообложения.Компаниям, которые работают с цифровыми валютами, необходимо иметь резервныесредства в сумме не меньше 100 тыс. долл. США; регулярно отчитываться передрегуляторами, проходить внешний аудит в налоговой службе и тому подобное.

Канада

Банк Канады совместно с консорциумом R3 и Канадской ассоциацией платежей (CPA)начал реализацию собственного проекта - Майнинг цифровой валюты.

Великобритания

Изучение возможностей выпуска собственных цифровых валют, не зависящих отбиткоинов на основе применения технологии блокчейн для межбанковскихпроектов. Операции с криптовалютой не облагаются налогом.

Германия

Использование криптовалюты не получило законодательного урегулирования. DeutscheBank AG, UBS Group AG и Banco Santander SA на основе партнерских отношенийс другими фирмами создали компанию Clearmatics для разработки цифровойвалюты и ее использование в межбанковских расчетах. Создание особыхфинансовых инструментов и бирж требует специального разрешения.

Италия

Использование криптовалюты не получило законодательного урегулирования.Законопроект (2014) о предоставлении разрешения на использование цифровых валютюридическим лицам - финансовым учреждениям.

Польша

Оборот и продажа криптовалюты рассматривается как операции с ценными бумагами иобязательствами. Предложено налогообложение таких операций по ставке 23%.

КНР

После стремительного роста операций и пользователей торговлю Bitcoin запрещено,а деятельность криптобирж прекращена.


В Китае, где расположено более 60% всех майнингових мощностей мира, с 2017владеть крипто-кошельками и использовать цифровые валюты разрешено только физическимлицам, поскольку правительство считает, что их использование нарушает финансовый порядок. Аналогичныеправила действуют и в Тайване. Аргентина, Бразилия, Пакистан заняли выжидательную позицию, а вБоливии использование и распространение биткоинов запрещено.

Несмотря на то, что появление цифровых валют можно охарактеризовать какреволюционное изменение, созданные на сегодняшний день криптовалюта не могут быть признаныполноценными деньгами. Пока речь идет только о потенциально возможном изменении формыденег в виде электронных записей, сформированных на основе математических алгоритмов иразработанных в соответствии со специальными криптографических технологий, тогда как сущность денегостается неизменной. [16]

2.2 Основные проблемы функционирования частных денег

Поскольку в большинстве стран криптовалюта официально признана товаром,то можно утверждать, что мы имеем дело с последующим развитием эволюционной концепциипроисхождения денег. На рынке появился новый высокотехнологичный виртуальный товар,потребительская стоимость которого заключается в особом способе накопления, хранения и передачиопределенной информации, а меновая стоимость определяется общественными затратами труда на его«добычу». А это значит, что такой товар потенциально может претендовать на рольобщего эквивалента.

Изучение преимуществ и ограничений в использовании цифровых валют свидетельствует, чтоформально они имеют много общих признаков, которыми характеризуются деньги: компактность,универсальность, удобная форма хранения, делимость, анонимность, защищенность, что длясторонников криптовалюта является весомым аргументом в научных дискуссиях. к преимуществамиспользование цифровых валют, как одной из возможных форм денег, можно отнестичетко определенный объем выпуска в течение длительного времени, невозможность изъятия изсистемы, надежность и скорость перевода, низкую стоимость транзакций и тому подобное.

Вместе с тем к существенным недостаткам цифровых валют следует отнести невозможностьполноценного выполнения ими основных функций денег, сложность их восприятия ипрактического использования для большинства пользователей, спекулятивная направленностьопераций, необходимость конвертации в национальные валюты, высокая волатильность курса,зависимость от компьютерных систем, возможность технических сбоев, регуляторнаянеопределенность и т.д.


В соответствии с принципами построения современных денежных систем для признаниякриптовалюты деньгами недостаточно того факта, что определенная совокупность субъектов рынкаосуществляет взаимные платежи и расчеты с их использованием. необходимо перестроитьсистему формирования доходов и расходов государственного бюджета, заработной платы, социальнойпомощи, кредитования, инвестирования, накопления и сбережений. Поэтому скептикиназывают криптовалюту исключительно инструментом спекуляций, финансовой пирамидой или«мыльными пузырями».

На наш взгляд, появление криптовалюты только интенсифицировала дискуссии офункционирования денежных систем в условиях цифровой экономики, в частности относительно возникновенияи использования новых платежных средств и поиска новых институциональных основ регулированияденежного обращения. Изменение формы денег, как более динамичной иххарактеристики, не может повлиять на изменение их сущности: в пределах современных экономическихотношений сущность и функции денег остаются неизменными.

Повышенный интерес к цифровым валют также связан и с экономическими ифинансовыми кризисами, снижением готовности финансовых посредников к покрытиюнеожиданных потерь от системных рисков, а также усилением регуляторных требований иконтроля за финансовыми потоками. Так, деятельность консорциума R3 – глобальноймеждународной организации, которая охватывает такие финансовые институты как Goldman Sachs, J.P. Morgan& Co., Bank of Аmerica, BNY Mellon, Citigroup, Commerzbank, Deutsche Bank и другие,направлена ​​на разработку приложений для блокчейну для использования в сфере финансовыхуслуг, а именно: денежных переводов, ведение документооборота и тому подобное.

В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с гарантиями надежностииспользование цифровых валют, например, заменой одних валют другими в случае банкротстваих «эмитентов», страхованием рисков платежных систем и т.п., которые можно решить только при условиях институционализации доверия к ним. Кроме того, следует иметь в виду, что в случаеденационализации денег государство снимает с себя ответственность за стабильность ихпокупательной способности, а риски осуществления финансовых операций становятся частными, чтоможет привести к дестабилизации всей финансово-кредитной системы.[17]

Целесообразно также обратить внимание на последствия, связанные с реализацией предложенийпо использованию отдельных криптовалюта как наднациональных денежных единиц. При такихусловиях государства должны будут отказаться от монетарного суверенитета, который, по сути, являетсясоставляющей государственного суверенитета. Сегодня это практически невозможно, даже в условияхсуществование коллективных валют. Наоборот, наряду с процессами глобализации, мы наблюдаемпроцессы дальнейшей «суверенизации» национальных государств.


Во всяком случае, даже встранах, которые используют коллективные валюты, организация государственных финансовосуществляется в соответствии с национальным законодательством, и правительства надежно защищают их от«денационализации». А потому сегодня отсутствуют веские аргументы для отказа государств отмонетарного суверенитета и перехода на использование криптовалюты как наднациональныхденежных единиц.

Главная проблема денежного суррогата в том, что это - инструмент, ничем не обеспеченный, и в случае возникновения проблем в использовании (хозяйствующие субъекты будут отказываться принимать инструмент в расчетах) его стоимость минимизируется, да и вероятность возмещения хотя бы какого-то эквивалента тоже. Можно предположить, что близкие проблемы возможны и при использовании законных средств расчетов, эмитированных государством. Неэффективная политика государства может привести к снижению покупательной способности национальной денежной единицы - вплоть до восстановления бартера или полного отказа от ее использования и замены иностранной валютой, что в мировой экономике известно как валютное замещение. Но государство обязано функционировать с целью обеспечения благополучия и развития хозяйствующих субъектов и граждан, проживающих на его территории, что делает его банкротство маловероятным событием (государство максимально стремится его не допустить) и является главной защитой его обязательств, в том числе денег.

Другой существенной опасностью криптовалют является их анонимность. Этим криптовалюты схожи с наличными деньгами. Однако, в отличие от последних, виртуальные деньги весьма ликвидны и способны перемещаться по миру практически без ограничений, что делает их прекрасным орудием в руках террористов и иных лиц, занятых противоправной деятельностью. Кроме того, анонимный характер криптовалют позволяет им быть прекрасным средством ухода от налогообложения, что является главной угрозой современной цивилизационной модели существования человечества. Такая опасность уже рассматривается отдельными государственными органами, хотя ответа на вызовы, рожденные виртуальными деньгами, пока нет.

В текущей ситуации отсутствие правового регулирования криптовалют является также одной из острейших проблем. Объем «денежной массы» выпущенных биткойнов уже составляет по текущему курсу 5 триллионов 90 миллиарда рублей – около трети российского бюджета на 2019 год. При этом без нормативного регулирования криптовалюты ее не могут использовать добросовестные предприниматели: невозможно обосновать доходы, полученные от продажи криптовалют, невозможно заплатить с них налоги, невозможно пройти валютный контроль, невозможно легально осуществлять майнинг. Более того: пока правовой режим криптовалюты не определен, операция с ней может признаваться односторонней сделкой, дарением товара, либо вообще сделкой, противоречащей закону. Урегулирование криптовалют позволит также чаще использовать их как средство обмена, что снизит спекулятивную составляющую в их использовании и, соответственно, рынок криптовалют станет менее волантильным. [18]