Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Формирование и распределение прибыли).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1824
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1. Прибыль предприятия, ее основные виды
1.2. Формирование и распределение прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАДЖЕНТА»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ прибыли предприятия
2.3. Анализ рентабельности предприятия
Полученная сумма нераспределенной прибыли - источник финансового обеспечения деятельности компании; оставшаяся в компании не использованной на потребление часть суммы прибыли [4].
Так часть прибыли, которая остается после уплаты нужны платежей, называется чистой прибылью. Направление ее идет, прежде всего, на образование резервного (страхового) фонда – не меньше 5% от величины уставного капитала (согласно закона РФ «Об акционерных обществах»). Рост величины резервного фонда должен допускаться только собственниками данной компании. Это может быть сделано даже в таком случае, когда размер его еще не достиг 5%-ной величины от уставного капитала компании. В данном случае акционерами на собрание в АО принимается решение по поводу его увеличения, по поводу ежегодных отчислениях средств, об этом вносят соответствующие изменения в устав компании.
Процесс распределения суммы чистой прибыли представлен на (Рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Распределение прибыли предприятия
Соблюдение указанных выше принципов предоставит возможность субъекту хозяйствования в условиях развития рыночных отношений достичь высокого уровня конкурентоспособности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАДЖЕНТА»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Маджента» оказывает профессиональные услуги в BTL- и TTL- сегментах рынка маркетинговых коммуникаций. К технологиям BTL относятся различные формы стимулирования сбыта: Tradepromotion, Consumerpromotion, все направления Directmarketing, создание горячих телефонных линий, использование интернет-рекламы, электронные рассылки, событийный маркетинг, выставки, конференции, мерчандайзинг, упаковка, создание рекламных материалов и носителей, маркетинг в социальных сетях, скрытый маркетинг, управление базами CRM и лояльностью и прочие непосредственные контакты и способы взаимодействия с потребителями.
Компания ООО «Маджента» зарегистрирована в октябре 2008 г. Агентство самостоятельно осуществляют деятельность по обслуживанию клиентов, имеет отдельную структуру клиентских команд с подчинением Генеральному директору, располагает собственными креативными ресурсами. Определением стратегии и взаимодействием внутри компании занимается единый центр, который также объединяет все вспомогательные службы.
Рисунок 2.1. Логотип ООО «Маджента»
Такая структура позволяет, с одной стороны, объединять усилия и экспертизу в различных областях BTL-рынка, но с другой стороны, быть более гибкой, достаточно мобильно / быстро реагировать на потребности и запросы существующих и потенциальных клиентов и партнеров. Компания обладает своей индивидуальностью и уникальной экспертизой на рынке, у нее есть свой основной фокус и вид активности на рынке.
ООО «Маджента» сфокусирована как на традиционные формы продвижения товаров и услуг: креативные решения, промо-активности в торговых точках, региональные программы, события в клубах, проведение конференций и воркшопов, трейд направление; так и продает услуги в направлении диджитал и CRM. Построение агентством бутиковой схемы этого направления позволяет привлекать персонал с сильной экспертизой в данном направлении. Компания успешно осуществляет стратегические разработки по продвижению брендов с их реализацией в виртуальной среде с интеграцией с другими каналами.
Таким образом, компания объединяет традиционные и инновационные, развивающиеся направления маркетинговых коммуникаций и представляет собой устойчивый бизнес на рынке услуг.
2.2. Анализ прибыли предприятия
Проанализируем уровень и динамику прибыли ООО «Маджента» на основе «Отчета о финансовых результатах» (Приложение 2).
В качестве примера приведем аналитическую таблицу горизонтального анализа отчета о финансовых результатах (табл. 2.1), где сгруппируем показатели предприятия, и таблицу вертикального анализа отчета о финансовых результатах (табл. 2.2), которая покажет изменения в структуре прибыли.
Из таблицы 2.1 следует, что прибыль до налогообложения по отношению к предшествующему периоду выросла на 13,3%,что привело к увеличению чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации (15,9%).
Объем реализуемой продукции за данный период увеличился, соответственно, возросли показатели себестоимости и выручки, а следовательно, возросла и прибыль от продаж.
Таблица 2.1
Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Маджента» за период 2017 – 2018 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2017г. |
2018г. |
Отчетный период в % к данным предыдущего года |
Выручка от продаж |
81601 |
127078 |
155,7 |
Себестоимость реализованных услуг |
76923 |
115739 |
150,5 |
Прибыль от продаж |
4678 |
11339 |
242,4 |
Прибыль до налогообложения |
4436 |
5027 |
113,3 |
Изменение отложенных налоговых активов |
83 |
81 |
102,5 |
Текущий налог на прибыль |
873 |
913 |
104,6 |
Чистая прибыль отчетного периода |
3480 |
4033 |
115,9 |
Как видно из представленной диаграммы в период с 2017 - 2018гг. наблюдается устойчивый рост прибыли. Это положительный момент, он показывает, что предприятие динамично развивается, увеличивает объем производства и реализации работ, услуг.
Рисунок 2.2. Динамика прибыли ООО «Маджента» за 2017-2018гг.
В динамике финансовых результатов можно диагностировать следующие положительные изменения.
Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации товаров (продукции, работ, услуг), что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство.
Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль до налогообложения. Это свидетельствует об использовании организацией рационального механизма налогообложения.
В таблице 2.2 приведены изменения в структуре прибыли ООО «Маджента», выявленные методом вертикального анализа.
Таблица 2.2
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах ООО «Маджента» за период 2017-2018гг., %
Наименования показателей |
2017г. |
2018г. |
Отклонения 2018г.к 2017г. |
Прибыль до налогообложения |
100 |
100 |
х |
в том числе: текущий налог на прибыль |
19,7 |
18,2 |
1,5 |
Чистая прибыль |
80,3 |
81,8 |
1,5 |
Значимость финансовых результатов отчетного периода может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчетном периоде составила 8,9% (11339/127078*100%), что выше, чем за предшествующий период (5,7%).
Используя данные, представленные в табл. 2.1, определим влияние факторов на массу прибыли от продаж.
1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:
Формула:
ΔПрп1 = Прп0 × Jр – Прпо, или ΔПрп1 = Прп0 × (Jр – 1) (2.1)
где ΔПрп1 – прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продажи продукции, руб.;
Прп0 – прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, тыс. руб.;
Jр – индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи отчетного периода (Вр1) к выручке от продажи предыдущего периода (Вр0) по формуле:
Jр = Вр1 : Вр0 (2.2)
Расчет:
Итак, Jр = 127078 : 81601 = 1,55731.
Соответственно,
ΔПр1 = 4678 × (1,55731– 1) = 2607,1 тыс. руб.
2. Влияние изменения материальных затрат на прибыль от продаж:
Формула:
ΔПрп2 = С0 × Jр – С1 (2.3)
где ΔПрп2 – прирост (уменьшение) прибыли за счет снижения материальных затрат продукции, руб.;
С0, С1 – материальные затраты продукции базисного (предыдущего) и отчетного периодов, тыс. руб.
Расчет:
ΔПрп2 = 76923 × 1,55731– 115739 = 4053,9 тыс. руб.
- Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж:
Формула
ΔПрп3 = Рк0 × Jр – Рк1 (2.4)
где ΔПрп3 – прирост (уменьшение) прибыли за счет коммерческих расходов, руб.;
Рк0, Рк1 – коммерческие расходы базисного (предыдущего) и отчетного периодов, руб.
Расчет
ΔПрп3 = 0 (у ООО «Мажента» в 2018 году нет коммерческих расходов поэтому этот показатель =0)
4. Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж:
Формула
ΔПрп4 = Ру0 × Jр – Ру1 (2.5)
где ΔПрп4 – прирост (уменьшение) прибыли за счет управленческих расходов, руб.;
Ру0, Руу11 – управленческие расходы базисного (предыдущего) и отчетного периодов, руб.
Расчет
ΔПрп4 = 0 (У ООО «Маджента в 2018 году нет управленческих расходов, поэтому это показатель =0)
3. Сумма факторных отклонений:
Формула:
ΔПрп = ΔПрп1 + ΔПрп2 + ΔПрп3 + ΔПрп4 (2.6)
где ΔПрп – прирост (уменьшение) прибыли от продаж, руб.;
ΔПрп1, ΔПрп2, ΔПрп3, ΔПрп4 – прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет определенных факторов, руб.
Расчет:
ΔПрп = 2607,1 + 4053,9= 6661 тыс. руб.
Таблица 2.3
Оценка влияния факторов на изменение суммы прибыли ООО «Маджента», в 2018г., тыс. руб.
№ п/п |
Наименование фактора изменения прибыли от продаж |
Сумма изменений прибыли, |
1 |
Изменение выручки от продажи продукции |
2607,1 |
2 |
Изменение суммы материальных затрат |
4053,9 |
3 |
Изменение коммерческих расходов |
0 |
4 |
Изменение управленческих расходов |
0 |
5 |
Изменение прибыли от продажи |
6661 |
Таким образом, факторный анализ позволяет нам заключить, что самое сильное воздействие на сумму прибыли ООО «Маджента» оказал рост материальных расходов.
2.3. Анализ рентабельности предприятия
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность ООО «Маджента», они комплексно отражают степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также исчисляются отношением полученной прибыли к используемым источникам средств. К таким коэффициентам можно отности: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность вложений, рентабельность продаж, экономическая рентабельность.
Рентабельность продаж (Rрп) отражает доходность вложений в основное производство, то есть долю прибыли в рубле продаж. Предприятие считается низкорентабельным, если Rрп находится в пределах 1÷5%, среднерентабельным при Rрп 5÷20% и высокорентабельным при Rрп 20÷30%.
Rрп = Прп / В×100%, (2.7)
где Прп – прибыль от продаж;
В– выручка от оказанных услуг.
Rрп 2017г. =4678 /81601 ×100% = 5,73
Rрп 2018г. =11339 /127078 ×100% = 8,92
2. Рентабельность капитала (Rк) характеризует эффективность использования активов предприятия для инвесторов и находится по формуле:
Rк = ЧП / Б×100%, (2.8)
где ЧП – чистая прибыль предприятия;
Б – валюта или итог баланса.
Rк 2017г. =3480/66763×100% =5,21
Rк 2103г. =4033/77203×100% =5,22
Рентабельность основных средств (Rос) показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия
Rос = (ЧП×100%)/ОС
Rк 2017г. =(3480×100%) /6166 =56,4
Rк 2103г. =(4033×100%)/8073 =49,96
где ОС – основные средства предприятия.
Рентабельность собственного капитала (Rск) показывает количество единиц прибыли, приходящихся на единицу собственного капитала предприятия.
Rск = ЧП / СК×100%, (2.9)
где СК – собственный капитал предприятия.
Rск 2017г. = 3480/47826×100% =7,2
Rск 2018г.= 4033/43793×100% =9,2
Основные показатели рентабельности ООО «Маджента» представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Основные показатели рентабельности ООО «Маджента» за 2017-2018гг., %
Показатели рентабельности |
Назначение |
2017г. |
2018г. |
Изме-нения |
Рентабельность реализации (продаж) |
Показывает какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
5,73 |
8,92 |
3,19 |
Рентабельность активов (капитала) |
Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб. соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. |
5,21 |
5,22 |
0,01 |
Рентабельность основных средств |
Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб. стоимости основных средств. Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия |
56,4 |
49,96 |
-6,44 |
Рентабельность собственного капитала |
Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб.собственного капитала. Показывает эффективность использования собственного капитала |
7,2 |
9,2 |
5 |