Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Субъекты оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие понятия, виды и система правовой основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность оперативно- розыскной деятельности
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Практические аспекты осуществления оперативно-розыскной деятельности
2.1 Субъекты оперативно-розыскной деятельности
2.2 Правовая основа защиты граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Введение
Проводимые в Российской Федерации реформы, направленные на создание рыночной экономики, верховенства права и формирование гражданского общества, сопровождаются обострением криминогенной ситуации. На этом фоне наметилась устойчивая тенденция к росту коррупции и распространению организованных форм преступности. В сложившихся обстоятельствах органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать надлежащие меры для эффективного выполнения правоохранительной функции государства.
Как особый вид правовой деятельности в течение всего периода развития Советского Союза, а затем и Российского государства осуществлялась с целью борьбы с преступностью, обеспечения законности и правопорядка специально сформированными государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными должностными лицами.
Эта деятельность подчинена интересам успешной реализации задач по борьбе с преступностью. Его основной целью была и остается эффективная защита прав и интересов государства, общественных организаций и граждан с помощью ОРД.
Таковы исходные положения, определяющие государственный характер ОРД органов внутренних дел, его место в системе государственных мер по борьбе с преступностью.
Современную организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОРД, невозможно представить себе как простой набор конкретных действий по предупреждению и раскрытию преступных проявлений.
Борьба с преступностью в современном обществе представляет собой комплексный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, специальных и иных мер, осуществляемых всеми государственными органами и общественными организациями. К таким специальным мерам относятся те, которые осуществляются оперативно-розыскными средствами и методами. Они тесно связаны с другими мерами, применяемыми государственными и общественными организациями, и определяют направление развития ОРД в целом. Изложенная совокупность обстоятельств свидетельствует о несомненной актуальности предпринятого исследования в й работе.
Обозначенной проблеме уделяли внимание такие ученые-процессуалисты, как Ю.Н. Белозеров, В.В. Николюк, В.А. Панкратов, В.Я. Рыбальская, В.Т. Очередин, Д.П. Письменный, Г.П. Саркисянц, А.А. Чувилев, В.В. Шимановский, А.Е. Якубов и др.
Цель настоящего исследования - изучить правовые основы оперативно-розыскной деятельности.
Цель исследования обусловила постановку и решение ряда задач, основными из которых являются:
– изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность оперативно- розыскной деятельности;
- исследовать принципы оперативно-розыскной деятельности;
- охарактеризовать субъекты оперативно-розыскной деятельности ;
- обозначить правовые основы защиты граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- провести анализ проблем организации оперативно-розыскной деятельности;
- обозничить пути решения проблем организации оперативно-розыскной деятельности.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, складывающие в сфере борьбы с преступностью.
Предметом исследования является оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности.
Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общие понятия, виды и система правовой основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Понятие и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность оперативно- розыскной деятельности
Правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней, имеющих свои подуровни[1]:
- конституционный, который составляют нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм;
- международно-правовой;
- законодательный, который составляют собственно Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», УК, УПК, УИК и иные законы, содержащие нормы, регулирующие ОРД;
- подзаконный, включающий указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, как непосредственно по вопросам ОРД, так и регулирующие определенные правоотношения в сфере ОРД, акты Генеральной прокуратуры РФ, касающиеся ОРД, а также межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере ОРД.
Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления.
Конституция РФ является главной правовой основой ОРД, которая имеет прямое отношение к защите законных прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
На конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина базируются все нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и основывается содержание ОРД, что подтверждено рядом решений Конституционного Суда РФ.
Значимость решений Конституционного Суда РФ для всей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД, трудно переоценить. Фактически в этих решениях сформулированы правовые позиции Конституционного Суда РФ, подтверждающие конституционность всех основных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а значит, и самой ОРД.
В условиях строительства демократии в нашей стране отношение к ОРД, особенно в первые годы демократических реформ, у значительной части общества, СМИ, части судейских и прокурорских работников, адвокатов было, мягко говоря, неоднозначным, а в ряде случаев — крайне отрицательным. Многие граждане, которые обращались в Конституционный Суд РФ, полагали, что проведенные в отношении их ОРМ, постановка их на оперативный учет грубо нарушают их конституционные права, а сами нормы ФЗ об ОРД, по их мнению, не соответствуют Конституции РФ.
Но Конституционный Суд РФ не принял ни одного решения, которое ставило бы под сомнение конституционность норм ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных ФЗ, регулирующих ОРД. К международно-правовому уровню правовых основ ОРД относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью ее правовой системы. Установлено, что Российская Федерация, призывая к соблюдению договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестности в выполнении международных обязательств.
Ведомственные законы, находящиеся в подчинении, принимаются на основании законов, актов Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации. Это акты управления органов специальной компетенции, юридическая сила которых во многом зависит от функций органа, выдавшего документ. Эти законы представляют собой самую большую группу подзаконных нормативных правовых актов, которые детально регулируют организацию и тактику реализации ОРД.
Несмотря на принцип публикации законов прямого действия для регулирования различных сфер общественных отношений, в полной мере применить его в сфере ОРД невозможно.
Структурные и содержательные особенности ОРД подтверждают, что большая часть положений данной деятельности реализуется на уровне ведомственных и межведомственных административных регламентов.
Система министерских и межведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы, отличные от ОРД или косвенно влияющие на уровень ее организации и тактики, может быть разделена на три группы[2]:
- регламентирующие деятельность отдельных оперативных подразделений и служб органов, осуществляющих ОРД (например, приказы, инструкции МВД России, ФСБ России);
- регламентирующие процессы раскрытия и расследования отдельных видов преступлений;
- регламентирующие вопросы взаимодействия служб между субъектами ОРД и другими правоохранительными органами (данные нормативные акты имеют межведомственный характер).
В порядке реализации нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять ОРД (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСО России и др.), издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний.
Содержание этих актов полностью соответствует требованиям Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.
Подзаконный уровень ведомственного правового регулирования включает ряд элементов, составляющих государственную тайну, а их организационная форма, методика и тактика применения носят конспиративный характер.
Поэтому закон делегирует ограниченному кругу субъектов право ведомственного регулирования многообразных организационно-тактических и методических вопросов этой деятельности. Подобное положение обусловлено и тем, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» сведения в области разведывательной, контрразведывательной деятельности и ОРД относятся к государственной тайне. В связи с этим подавляющее большинство ведомственных приказов и наставлений имеют грифы «Секретно», «Совершенно секретно», и с ними может знакомиться и использовать в своей служебной деятельности ограниченный законодательными актами строго определенный круг лиц, имеющих соответствующий допуск.
Данные лица при работе с документами ограниченного пользования соблюдают режим секретности, который регламентируется нормативно-правовым и предписаниями в каждом органе, осуществляющем ОРД. Ведомственные нормативные акты, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте России.
Это положение имеет важное практическое значение для деятельности оперативно-розыскных органов по обеспечению и защите прав и свобод личности.
Для ведомственного и межведомственного регулирования характерно не только многочисленное количество нормативных правовых актов, но и систематическое их изменение в зависимости от совершенствования оперативно-тактических основ ОРД в различных оперативно-розыскных органах.
1.2 Принципы оперативно-розыскной деятельности
Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. «Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД».
Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение[3].
Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании. В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию. Система принципов ОРД. Система вообще — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов). Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия. Во-первых, широту распространения того или иного принципа. Во-вторых, непосредственное указание законодателя в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» на те или иные принципы ОРД. В-третьих, содержание и характер принципов.