Файл: Программа маркетингового исследования (Теоретические основы управления маркетинговой программы)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления маркетинговой программы
1.1. Маркетинговый подход в деятельности организации
1.2. Методологические основы формирования маркетинговой программы
Глава 2. Анализ маркетинговой программы ООО «Цифроград»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Цифроград»
2.2. Анализ управления маркетингом и маркетинговой программы ООО «Цифроград»
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой программы ООО «Цифроград»
3.1. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой программы ООО «Цифроград»
3.2. Анализ экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Введение
Современной экономической ситуации в Российской Федерации присущи ужесточение и изменение характера конкуренции на рынке, а также высокая степень глобализации и информатизации бизнеса. За счет принятия управленческих решений в области маркетинга, производства, финансов, персоналом предприятия пытаются приспособиться к достаточно нестабильной и агрессивной среде. В этой деятельности значительную роль играет маркетинговый подход к управлению предприятием, ориентирующий хозяйственную деятельность предприятий на максимальное удовлетворение потребностей рынка.
Многофункциональность рыночной деятельности создало много различных подходов к устойчивому управлению предприятием в нестабильной рыночной среде, позволяющих быстро и адекватно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Поэтому существует реальная необходимость внедрения механизмов маркетинга, позволяющих воспринимать и распознавать колебания рыночной среды и обеспечивать соответствующую адаптацию производственно-коммерческой деятельности предприятия к изменившимся условиям.
Маркетинговая программа предприятия является совокупностью анализа, планирования, претворения в жизнь и контроля за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями для достижения таких задач хозяйствующего субъекта, таких как получение прибыли, увеличение объема сбыта, расширение занимаемой доли рынка.
Маркетинговая программа предприятия позволяет оптимизировать взаимный поиск продавца и покупателя, стимулировать спрос, использовать в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, тем самым снижая степень стихийности развития рынка за счет формирования системы изучения и прогнозирования рынка, обеспечивая его прозрачность и предсказуемость развития, что и обусловило актуальность темы данного исследования.
Проблемы исследования маркетинговых процессов входят в число наиболее актуальных и глобальных научных проблем и становятся предметом комплексного изучения как стороны отечественных, так и зарубежных ученых: И.В. Алешина, X. Ани, А.В. Арланцева. ГЛ. Багиева, Дж. Барнегг, A. Бушуева, Е.П. Герасимчук, Е.А. Гудилиной, Ю. Давыдов, Т.П. Данько. Р. Даймари, С. Дибб, П. Друкера, А.В. Завгородней, П.С. Завьялова, В.В. Кеворкова, А.И. Ковалева. И.В. Крыловой, С.В. Леонтьева, Д.Б. Минаева, С. Мориарти, А.М. Немчинова, Дж. О'Шонесси, Т.М. Орлова, А.В. Попова, Г.Г. Почепцова, И.И. Скоробогатых, В.М. Тарасевич, Дж. Траут, Н.Г. и др.
Цель данной курсовой работы – изучение вопроса формирования маркетинговой программы на примере предприятия малого бизнеса ООО «Цифроград».
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования маркетинговой программы;
- дать организационно-экономическая характеристику ООО «Цифроград»;
- провести анализ системы управления маркетингом и маркетинговой программы предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой программы ООО «Цифроград».
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Цифроград».
Предметом исследования является маркетинговая программа предприятия.
При обосновании темы курсовой работы были использованы следующие приемы и методы: абстрактно-логический, статистический, сравнительного анализа. Информационной базой исследования стали нормативные и законодательные акты, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати, Справочно-правовая система «Консультант Плюс», а также ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы управления маркетинговой программы
1.1. Маркетинговый подход в деятельности организации
При рыночной системе хозяйствования регулятором производства и распределения выступает обмен, возникающий вследствие общественного разделения труда, а также индивидуальных потребностей каждого члена общества. Ограниченность материальных и финансовых ресурсов в условиях товарно-денежных отношений определяет решающую роль спроса, как потребности, подкрепленной покупательной способностью. Совокупность всех субъектов, выступающих в качестве существующих и потенциальных участников обмена, образует рынок.
По мнению большинства зарубежных и отечественных ученых -маркетологов, маркетинг выступает как опосредующее звено объективных противоречий современного мира, представляющее собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В ХХ веке управление рыночными отношениями претерпели существенные изменения за счет влияния следующих факторов. Рынок продавца постепенно трансформируется в рынок покупателя, по мере насыщения рынка товарами и услугами власть перешла от продавцов к покупателям, и продавцам приходится теперь быть наиболее активными «деятелями рынка»[1].
Другой причиной изменения рынка стал информационный взрыв, в сотни раз увеличилось доступное распоряжению количество информации о рынке, значительное развитие претерпели методы обработки информации, поэтому стало возможным более полно учитывать потребности и запросы покупателей.
Третьей причиной можно считать ускорение развития технологий, которое привело к значительному сокращению длительностей всех стадий процесса воспроизводства.
Таким образом, возникли предпосылки для дальнейшего развития маркетинга как науки и практики. Современные достижения и возможности глобальных телекоммуникационных сетей и информационно-компьютерных технологий создали принципиально новые условия экономической деятельности - обеспечили возможность быстрого взаимного получения информации: о запросах и потребностях покупателей, о продукции и возможностях различных производителей, создали возможности для формирования глобальной электронной среды мирового рынка.[2]
Основные принципы маркетинга заключаются в:
- нацеленности на конечный практический результат производственно-сбытовой деятельности предприятия;
- ориентации предприятия на долговременные результаты, проведении прогнозных исследований, разработке товаров-новинок, обеспечивающих высококонкурентную деятельность и превосходство над конкурентами;
- применении стратегии и тактики активного приспособления производства к требованиям актуальных и потенциальных потребителей при одновременном целенаправленном и активном воздействии на их вкусы и индивидуальные предпочтения[3].
На практике маркетинговый подход в деятельности предприятия сводится к:
- овладению определенной долей рынка с последующим удержанием или расширением этой доли с учетом долгосрочной стратегии;
- учету потребностей покупателя, условий предпринимательской деятельности, состояния и динамики спроса;
- активному воздействию на спрос различными методами;
- принятию стратегических решений по мере возникновения сбытовых проблем;
- решению возникающих сбытовых проблем путем многовариантных комбинаций;
- ориентации на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха;
- проявлению маркетинговой инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.
В основе маркетингового подхода в деятельности предприятия заложена философия эффективной и социально ответственной деятельности предпринимателей. Определяя для себя пути достижения желаемых уровней сбыта продукции, каждое предприятие должно определить, какой концепции маркетинга следовать.[4]
Концепции маркетинга представляют собой ряд определяющих положений, описывающих оптимальную ориентацию рыночной деятельности хозяйствующего субъекта на различных этапах его развития. Экономистами выделены следующие маркетинговые концепции: производственную, товарную, сбытовую, маркетинговую, социально-ответственную, социально-экономическую.
В рамках предприятий и их деятельности на рынке, особое значение приобретают две основные концепции: социально-экономическая и социально-этическая, усиливающие социальную ответственность перед обществом и перед персоналом предприятия (рисунок 1).
Под организационно-экономическим механизмом маркетинга подразумевается целостный комплекс инструментов маркетинга, направленный на повышение эффективности работы предприятия, его устойчивой конкурентоспособности и максимальное удовлетворение нужд потребителей.[5]
Оценка эффективности маркетинга базируется на методах системного подхода к деятельности предприятия на рынке, направленной на удовлетворение потребностей общества, обеспечения рентабельности всей производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта[6]
Рис. 1. Концепция маркетинговой деятельности предприятия
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам.
Цели управления маркетингом на предприятии реализуются посредством функций управления, которые обособлены в следующие виды управленческой деятельности (рисунок 2).
Функции маркетинговой деятельности предприятия
Аналитическая функция
Производственная (созида-тельная) функция
Сбытовая функция (функция продаж)
Функция управления и контроля
Рис. 2. Функции маркетинговой деятельности предприятия
Аналитическая функция маркетинга заключается в проведении постоянной аналитической работы с целью выбора из множества потенциальных рынков наиболее интересных и приоритетных для предприятия и его товаров, на которых достижение коммерческого успеха сопровождается наименьшими усилиями и затратами.
Производственная (созидательная) функция маркетинга обусловлена необходимостью определения потребности, которую должен удовлетворять товар (услуга), что приводит производителя к необходимости комплексного исследования предполагаемых рынков сбыта, их ранжирования и сегментации потребителей.[7]
Сбытовая функция (функция продаж) – является системой товародвижения, обеспечивающей предприятию и потребителю создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в том объеме, в которых он востребован, и того качества, которое ожидает покупатель.
Функция управления и контроля состоит в том, чтобы снизить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Контроль является заключительной стадией цикла управления маркетингом, завершающим звеном процесса принятия и реализации решения и обеспечивает не только выявление, но и предупреждение различных отклонений, ошибок и недостатков, поиск новых резервов и возможностей развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
1.2. Методологические основы формирования маркетинговой программы
Маркетинговая программа представляет собой разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований стратегический план-рекомендация относительно производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы на определенный период времени, призванный обеспечить оптимальный вариант ее будущего развития с учетом запросов потребителей и согласно выдвинутым целям и стратегии.[8]
В процессе разработки маркетинговых программ учитываются множественные условия, перспективы и ограничения, как в развитии рынка, так и во внутрифирменном развитии, а также действие прямых и обратных связей с рынком, необходимость приспособления к меняющимся запросам рынка и активного влияния на формирование и расширение рыночного спроса.