Файл: Теории происхождения государства (Принципы формирования государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты происхождения государства
1.1 Предпосылки возникновения государства
1.2 Принципы формирования государства
Глава 2. Анализ происхождения государства
2.1 Основные теории происхождения государства
2.2 Марксисткая теория происхождения государства
Представители органической : Г. Спенсер, .Э. Вормс др.
Таким , исследовав данный , мы можем о разнообразии происхождения государства, различными учёными.
2.2 Марксисткая теория происхождения государства
В своих работах один ведущих специалистов юриспруденции в изучения политогенеза правогенеза профессор .Н. Тимонин ряд обобщений эволюции марксистского о происхождении . В частности, отмечает сложносоставной марксистской теории, в отечественной , по его , нельзя свести лишь к подходу с в юридической термина «классовой происхождения государства» [2].
сложный состав неизбежная вариативность зрения авторов направления в различных аспектов -ленинского учения происхождении государства ( права), безусловно, с противоречивостью и неопределенностью положений марксистской . Вместе с разноречивость точек на этот связана с новых исторических, , археологических фактов, не были известны во основоположников учения . Маркса, возникшего полутора сотни тому назад.
это стимулировало отечественных, так зарубежных исследователей, этого направления, развитию политической правовой мысли . Соответственно, не сам марксизм «три источника три составных », но и, , марксистская теория государства (и ), основанная на материализме, имеет состав. Впрочем, сложносоставности присуще любому политико- учению, так той или теории происхождения .
Например, постулаты теории происхождения , основанной на доктрине догосударственного « состояния», смыкаются доктриной божественного государственности, а подход не и так теории насилия [4]. другие теории государства носят характер [6].
Следует внимание на обстоятельство, что свойство «сложносоставности» с комплексом основных идей или иного -правового учения, вариативность, в числе и марксисткой теории государства, основывается различных трактовках или иного этой концепции различных авторов, на вооружение методологию научного .
В формате идейного направления явление также является редкостью. с тем, сравнению с теориями происхождения , марксистская классовая достаточно структурирована логична в идейных принципов , о которых и сам А.Н. Тимонин, она опирается ядро единых марксистского учения. марксистских принципов отметить прежде базиснонадстроечный детерминизм идею классовой , где под () имущественными классами социально-экономические людей, занимающие положение по к средствам .
Исходя из А. Н. , с учетом классовой борьбы выделить три варианта марксистской происхождения государства:
1. теория, объясняющая как производное борьбы между социальных групп , разделенными противоположными интересами, впрочем, базе расширенного имущественного класса ( называемые «общественные »).
2. Доклассовая теория государства. Эта вариантов марксистсколенинской политогенеза утверждает появления государства, классы образуются государственном обществе. версия представлена, первую очередь, работах отечественных , в частности, разработанной считается властисобственности Л.. Васильева.
3. Раннеклассовая происхождения государства, которой посвятили работы А.. Першиц с синхронного появления развития классов государства («параллельная» ) [2] и А.. Венгеров, с независимости процессов и классогенеза. А.Б. иногда называют «» [7] теорией происхождения . Сюда же отнести и концепции отечественных с такими как «дофеодальный », «варварское государство», « общество» и . Кстати, в последней работе .Н. Тимонин отказывает теории .Б. Венгерова марксистской принадлежности, эту концепцию -экологической теорией [8].
многообразия вариантов, происхождения государства ученыхмарксистов изначально переосмыслением работ . Энгельса. Как уже отмечалось, самого Ф. в разных содержатся и трактовки причин [9]. Считается, что вариант марксистской происхождения государства на положениях Ф. Энгельса «-Дюринг», где государства у народов описывается процесс узурпации лидерами административных .
В другой работе «Происхождение , частной собственности государства» Ф. , опираясь на исторический материал римской и государственности, также , якобы, классовые (в случае Римом и ) возникновения государства. , как в случае причиной государства стала двух сословий общества патрициев плебеев, так в афинской « государствообразования» борьба группировок афинского с родовой , которые также, , нужно рассматривать сословия.
В время академик .А. Дьяконов , что в деления общества классы лежит имущественное положение, род занятий ( или функциональные ) с фактическим этих групп , в то как в делении общества сословия лежит признак и разделение [10]. Указанные . Энгельсом социальные трудно назвать классами в смысле этого , который вкладывался , где эти должны были различное положение отношению к производства. Поэтому марксистов, как подметил А.. Тимонин такое и получил термин «общественный ».
Однако речь приведенных Ф. исторических примерах идти о сословиях древнеримского древнегреческого общества, стержнем «революционной » между социальными патрициев и (в римском ) и демоса аристократии (в варианте) заключался в доступе обладанию средствами , а противоречия этими сословными лежат в политических прав плебеев и и в к публичным , который был ввиду их . Так что шла в случаях о за равноправие публично-правовой .
Эти неточности примеров образования в изложении интерпретации Ф. на современном уровне исторического дали толчок так называемого развития марксистского о происхождении в советском правоведении. Не роль здесь и несколько об азиатском производства [11]. Все действительно сформировало вышеуказанных варианта теории происхождения у советских западных марксистов. в работе « семьи, частной и государства» и еще вариант государствообразования использованием материала германцев. У германцев, по Ф. Энгельса, появилось в завоевания Римской и необходимости управления завоеванных , которое оказалось с родовым германцев [12].
Трудно этот пример . Энгельса, лежащим русле последующей марксистской традиции связи между государства и .
Скорее, речь идет об своеобразной версии насилия, популярной конце XIX – XX веков, научным изысканиям . Гумпловича, Ф. , Г. Ратценхофера, в ХХ в «ограничительной » происхождения государства . Карнейро. В западных марксистов этот вариант основой теории . Каутского, который , что «с класса тесно понятие государства» «что вся история является классовой борьбы, она в же время равной мере также и государства, по мере в смысле, в Маркс и понимали это » [13].
Но вместе этим он , что «эксплуатация не только благодаря государству», еще до существовал рабский и грабеж племен, «однако общины (к рабы не ) появление эксплуатируемых эксплуатирующих классов лишь в возникновения государств, результате насильственного побежденных племен одно большое под господством . С этого существуют эксплуататоры: эксплуатируемые внутри и того общества» [13].
Как , предложенная классификация марксисткой теории государства основывается различных интерпретациях из ключевых постулатов – классовой , которая рассматривается двигателем исторического . Кроме идеи борьбы, для концепции истории значение имеет базисно-надстроечный детерминизм.
Но в понимании исторического этот базовый марксисткой методологии разработан применительно классовому государственному , и роль взаимодействия надстройки базиса в государства практически разъясняется, по мере у . Маркса, при трехформационном подходе смене исторических (а классическая «» из пяти является идейным творческого развития советского периода). . Маркс говорит архаической (первичной) , основанной на собственности; об общественной (вторичной) , основанной на присвоении, охватывающей , античный, феодальный буржуазный способы [14], а также постэкономической (третичной) коммунистического будущего. только во формации экономические играют решающую , в которой развиваются связи базисом и . Поскольку в и третичной нет экономических в товарно- форме, то, , экономическая интерпретация как всеобщая , приложимая ко человеческой истории, Маркса отсутствует [15].
впечатление, что марксизма считали, можно так , безбазисным и догосударственное (первобытное) . И остается необъяснимым в марксизме сам складывания общественной формации с и прочими институтами, а не понятна социальной революции отсутствует четко закономерность перехода догосударственного общества государственному. Кстати, это обстоятельство внимание тот К. Каутский, писал, что способы производства, «азиатский» основаны классовых различиях противоречиях, но различных способов , которые затрагивал , нет способов предшествующих возникновению [13].
Последующие работы . Энгельса также разъясняют этих . Как уже , речь у идет о борьбе в развития государства его учреждений , собственно, не , где в примерах проходит между первобытным () обществом и государственным. Вообще, рассматривать римский германский примеры Ф. Энгельсом политогенеза, то с достаточной уверенности утверждать, в обоих примерах речь об образованиях называемого вторичного .
Образование вторичного обычно связывают влиянием государственности , с теми иными формами элементов уже государственности. И вариант политогенеза образом отличается возникновения государства спонтанным путем вследствие так «разложения первобытного » догосударственного общества. именно этот политогенеза пытается в своих Ф. Энгельс. , рассматривая вариант древнеримского государства, учитывать мощное этрусского политического , чья государственность расцвет во становления Рима, также, в степени, греческой .
Кроме того, латинские формы организации имели период предшествующего публичных институтов, само основание явилось следствием со стороны Лонги – главного государственного центра союза городов [16]. о германском полигенеза, в , становления франкской , то источники о влиянии публичных и институтов на называемое «варварского » раннего Средневековья, , с разной для различных образований и , о чем свое время дискуссия историков- в рамках романо-германского .
Даже в разработанном Ф. варианте афинского трудно определить границу, когда в Афинах государство, собственно, . Во всяком , ни сами , ни современные не могут настоящее время « конкретную дату афинской демократии» [7] государственности.
Исходя текста работы . Энгельса «Происхождение , частной собственности государства», можно , что государственность полис обрел момент синойкизма искусственного разделения афинского общества три группы: , геоморов и . Причем только получили право занятие государственных , которые «благодаря богатству, начали вне своих в особый класс и эти их были освящены еще зарождавшимся » [12]. То есть, буквально понимать высказывание Ф. , дальнейшие перипетии истории Афин с борьбой уже внутри общества.
Впрочем, сих пор, общем-то, исследован вопрос влиянии институтов монархии в микенского периода формирование классической государственности и устройства Афин периода, в , не ясны корни и таких властных как царская (институт басилеев), -правовых функций же эвпатридов, раннегреческих судебных и пр.
образом, марксистская политогенеза во случае в варианте носит умозрительный характер опирается, скорее, концептуально заданную схему, чем реальные исторические , что порождает с размытостью ключевых теоретических истмата известную концепций происхождения .
Глава 3. Догосударственное общество
Рассмотрев наиболее теории происхождения и права, можем убедиться том, что большинстве своем не связывают государства и с возникновением , а исходят того, что государство, так право появляются на определенной его исторического . Преимущественно на же позиции и современная теория государства права.
Следовательно, утверждать, что истории человечества общество, которое знало ни , ни права. крайней мере, , поскольку по современной науки общество возникло сорок тысяч назад, в время как государства появляются в IV- тысячелетиях до . э.[5]
Что представляло собой безгосударственное, точнее общество, и оно было ? Это важно , поскольку невозможно процесс возникновения , не зная, ему предшествовало.
социальных норм догосударственный период то, что , по сути , входили в жизнедеятельность людей, и обеспечивая -экономическое единство , племени. Это связано с орудий труда, низкой производительностью. проистекала необходимость совместном проживании, общественной собственности средства производства в распределении на основе .
Подобные обстоятельства существенное влияние природу власти нормы первобытного .
На ранних существования человечества была полигамна. Все мужчины женщины (включая и детей) друг другу. мере социализации круг брачующихся . Обычаи постепенно браки между и детьми, между братьями сестрами, а и браки рода.
Родословная по материнской , мать ребенка известна, а отец – нет. род был территориальной, а организацией. Женщина условиях матриархата главенствующее положение семье и , пользовалась всеобщим . Она решала важные вопросы рода. Женщины даже вождями.[12]
не благоприятнее обитания, чем источники пищи, сплоченнее первобытная , тем более становится взаимопомощь членов и в потреблении. тогда, когда охотился или рыбу в , его труд как составная деятельности всего и добыча поровну между членами рода.