Файл: Теории происхождения государства (Принципы формирования государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако государство существовало не всегда. Раньше люди находились вне правовых норм и руководствовались своими обычаями. Существует много версий происхождения государства. Это связанно с тем, что у различных народов его формирование шло разными путями. Теория теологического происхождения государства принадлежит Фоме Аквинскому. На сегодняшний день она популярна среди идеологов исламской религии и католической церкви. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства.

А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу. Богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей – все это дело Божьей премудрости, и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии».

Эта теория была популярна для оправдания неограниченной монархии. Однако эта теория построена в основном на вере и является недоказуемой. И не позволяет определить, как улучшить государственное устройство, как совершенствовать его форму, а так же уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на него.

Теория общественного договора была разработана в XVIIXVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо и др. В ней государство создано путем договора, в котором они передают государству часть своей свободы и власти. До возникновения государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), который завершился с появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс). [10]

Теория имеет демократическое содержание. Источником власти является народ. Права и свободы каждого человека возникают в момент рождения, а все люди равны от природы. У государства и народа есть комплекс взаимных прав и обязанностей. В случае злоупотребления правителями властью народ в праве расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Недостатком данной теории является ее схематичность и идеализирование первобытного общества, которое на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. К представителям патриархальной теории можно причислить Аристотеля, Р. Филмера и др. В ней люди являются коллективными существами, которые стремятся к созданию семьи. В следствии увеличение их количества и образовывается государство.

Таким образом власть главы государства это продолжение власти отца в семье. Именно монарх и старшие дети должны заботится о младших и создавать необходимые условия для их жизни. Такая теория роднит всех в стране и прибавляет уважение к государственной власти. В современных условиях она получила отражение в идее государственного патернализма. Однако по мнению историков, семья образовалась параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытного строя. Теория насилия, которая была отражена в трудах Дюринга, Л. Гумпловича и др. Государство возникло по средством насилия - порабощения одних племен другими.


В результате войны племена перерождались в касты, сословия и классы, а завоеватели превращали покоренных людей в рабов. Государств является не итогом развития общества, а навязанной ему извне силой. Конечно, такие факторы в образовании государственности имели место быть. Однако степень насилия в этом процессе была разная. Поэтому эту теорию следует рассматривать как одну из причин возникновения государства. Материалистическая теория более полно изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Толчком к возникновению государства послужили экономические причины: разделение труда, появление частной собственности и прибавочного продукта, а также последующий за этим раскол общества на классы с разными экономическими интересами. Энгельс характеризовал государство, как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса»[4].

Власть перешла в руки богатых людей, которые создают политическую структуру - государство, для защиты своих экономических интересов. Несмотря на то, что эта теория и по сей день является одной из самых справедливых, в ней также присутствуют недостатки. На образование государство, помимо экономических, оказали воздействия также политические, идеологические и психологические факторы, а внутривидовая борьба присуща не только человеку, но и миру животных.

Органическая теория подробна отражена в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса и др. [15] Государство является организмом, в котором отношения между частями аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Таким образом государство - это продукт общественной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции.

В таком государстве выживают наиболее приспособленные, а в процессе борьбы и войн формируется правительство, структура управления, складывается государство, находящееся на одном уровне с биологическим организмом. Однако распространять все закономерности присущие биологической эволюции, на социальные организмы, неверно. Нельзя сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, так как они имеют разные уровни жизни, подчиняются различным закономерностям и имеют в своей основе различные причины возникновения.

В основе психологической теории лежат особые свойства человеческой психики: стремлением подчиняться, подражать, потребность людей во власти над другими. В первобытных племенах из людей выделялись вожди, шаманы, жрицы. Обычный человек, приписывая им особые способности, сам создавал условия своей зависимости от них. Так и появилась государственная власть. Однако, всегда существуют ее противники, который проявляют свои агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания в узде подобных начал личности и возникает государство. Оно разрешает психологические противоречия между людьми способными принять ответственное решение и пассивной массой.[12]


Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы. Однако материалистическая теория и теория насилия являются одними основными и наиболее актуальными в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл, имеют более правдоподобный характер, в отличие от теологической и органической теории.

При анализе происхождения государства установлено, что деление имеет классификацию по основаниям:

– Мифологические религиозные концепции государства.

В данных концепций представления о (сверхъестественном) происхождении , общей системы , правил общественного . Основной характеристикой отсутствие разделения обществом и . Подобные представления во время первобытных человеческих и просуществовали периода средневековья;

– и патерналистские происхождения государства.

основе данных лежат представления возникновении государства семьи, а и государственной – из власти семейства;

– Органические происхождения государства.

основе данных лежат представления государстве как живом организме, социальной эволюции ( аналогии с биологической), в более важному соответствует более статус и значительная власть органической системе и государства. таких социальных в процессе и войн ( отбора) складываются государства, формируются , совершенствуется структура , при этом социальный организм своих членов.

данных концепций в том, биологические факторы могли не на появление , так как является существом -социальным.[6]

Минусы том, что распространять все , присущие биологической , на социальные , так как, на их это разные жизни со закономерностями и возникновения;

– Естественно- (договорные) концепции государства.

В данных концепций естественно-правовые о договорном государства. Согласно – «справедливость, происходящая природы, – есть о полезном – целью не друг другу не терпеть ».

Следовательно, государство в результате договора о совместного проживания, которому люди своих прав, им от , передают государству органу, представляющему общие интересы, государство, в очередь, обязуется права человека.


данных концепций в том, они имеют демократическое содержание, естественные права на формирование власти, а на её .

Минусы в , что игнорируются внешние факторы, на государства (-экономические, военно-);

– Насильственные концепции государства.

В данных концепций представления о государства, как насилия (внутреннего внешнего), например, завоевания слабых беззащитных племен сильными и , то есть является не внутреннего развития, навязанной извне , аппаратом принуждения.[8]

данных концепций в том, элементы насилия, , были присущи возникновения некоторых .

Минусы в , что кроме -политических факторов регионе присутствуют и социально-;

– Психологические концепции государства.

В данных концепций представления о государства в со свойствами психики, потребностью жить в , его стремлением поиску авторитета, которого можно бы руководствоваться повседневной жизни, повелевать и . Государство согласно концепциям - это разрешения психологических между инициативными () личностями, способными принятию ответственных , и пассивной , способной лишь подражательным действиям, данные решения.

данной концепции в том, психологические закономерности - фактор, безусловно влияние на институты.

Минусы том, что свойства личности могут являться причинами образования , так как человека формируется под влиянием (социально-экономических) и т. .;

– Марксистская концепция государства.[12]

Согласно концепции, государство результат изменения -экономических отношений, производства, итог классов и борьбы между .

Оно выступает угнетения людей, господства одного над другими. с уничтожением отмирает и .

Плюсы данной заключаются в , что она на социально- факторе общества.

в недооценке , религиозных, психологических, -политических, и причин, влияющих процесс происхождения ;

– Волюнтаристские концепции государства

Наиболее распространенная из волюнтаристских теорий – «автоматическая теория». этой теории, земледелия автоматически к появлению продукта, что некоторым индивидам от производства и стать , ткачами, плотниками, и т. ., таким образом, дальнейшее разделение . Из этой специализации развивалась интеграция, которая некоторое число этого независимых в государство. аргумент чаще приводился британским В. Г. [10];

– Иные концепции государства. Данная включает в : либертарно-юридическую и патримониальную.

-юридическая теория.

данной теории и государство , функционируют, развиваются до сих существуют и как две составные части по своей их социальной . Исторически свобода как раз процессе разложения представляет собой и необходимую нормативного и признания, выражения защиты этой в виде индивидов в и публично- делах и . Последующий всемирно- прогресс свободы — одновременно и соответствующих правовых государственных форм , закрепления и этой свободы.


теория.

Согласно теории государство от права на землю (). Из права землей власть распространяется и , проживающих на , людей. Подобным обосновывается феодальный .

Все перечисленные классификации имеют разновидности. Например, и религиозные происхождения государства в себя: теорию, Древнекитайскую, теорию; Волюнтаристские включают в : Ирригационную теорию, Демографическую теорию, и теорию «».

Проанализировав труды научных деятелей исследованием происхождения , было установлено, они выделяют теории происхождения .

Например, С.. Алексеев выделяет: теорию, патриархальную , теорию договорного государства, учение государстве Гегеля, насилия (завоевания), теория происхождения .

А.В. [8], так же и С.. Алексеев[15], выделяет – теорию, патриархальную , договорную теорию, насилия, марксистскую . Кроме этого, были исследованы такие теории, : патримониальная, психологическая.

.П. Зубанова , помимо перечисленных .С. Алексеевым, теорию происхождения , как органическую.

же было , что по из теорий есть свои , которые считают, именно их наиболее верная правдоподобная в от других происхождения государства.

по наиболее теориям происхождения примеры их .

1. Теологическая теория.

теория о начале в государства. Сторонники теории: Ф. , Ф. Лебюфф, . Эйве и др.[21]

2. Патриархальная теория.

данной теории произошло в исторического развития . Сторонниками патриархальной являются: Аристотель, , Р. Филмер, .К. Михайловский др.

3. Договорная .

По этой государство является человеческого разума, не проявлением Бога. В государство возникло заключения людьми договора между , для того обеспечить общую и интересы.

договорной теории: . Гоббс, Дж. , Ж.Ж. , А.Н. и др.[18]

4. теория.

В с этой образование государства результатом трансформации под действием -экономических причин. материалистической теории: . Маркс, Ф. , В.И. , Г.В. .

5. Психологическая теория.

теория состоит том, что государства связывается особенными свойствами психики, а с тягой власти одних другими и одних подчиняться .

Сторонники психологической : Л.И. , Д. Фрезер, 3. и др.

6. насилия.

Сторонники насилия считают, государство возникло результат насилия, завоевания более и беззащитных более сильными организованными племенами.

теории насилия: . Дюринг, К. и др.[18]

7. теорию.

Согласно теории государство от права на землю права владения теми лицами, проживают на земле.

Сторонник теории – А. .[18]

8. Органическая теория.

органической теории , что государство и развивалось как биологический .