Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 2856

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• современный период. В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности", который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования). Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что исследуемые вопросы имеют правовую основу в виде специального федерального закона. В данном нормативно-правовом акте содержится официальное определение данной деятельности, ее цели и задачи. Вопросы сущности и истории правового регулирования оперативно-розыскной деятельности раскрываются в трудах отечественных авторов.

Глава 2. Правовые основы органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность

2.1. Основные источники правового регулирования оперативно – розыскной деятельности

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема правового регулирования ограничения прав личности на неприкосновенность частной жизни, которая включает в себя неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сoобщений при производстве оперативно - розыскных мероприятий. Пределы данных прав в современном российском законодательстве однозначно не раскрываются, хотя допускается возможность их ограничения при проведении оперативно - розыскных мероприятий.[7]

В связи с этим для практических работников в области оперативно - розыскной деятельности представляется важным иметь четкое представление о содержании вышеизложенных конституционных прав и их соотношений с другими правами граждан, закрепленными в Конституции РФ, для недопущения их необоснованного нарушения.[8] В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.[9]


Вместе с тем, защищая права человека от преступных посягательств, государство в лице своих правоохранительных органов вынужденно вторгается в сферу прав и свобод граждан, которые тем или иным образом причастны к совершению преступления. Наиболее ярко проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина выражена в оперативно - розыскной деятельности как специфической государственно-правовой форме борьбы с преступностью, которая реализуется посредством проведения гласных и негласных оперативно - розыскных мероприятий.

По своему характеру, целям и способам их достижения оперативно - розыскная деятельность объективно связана с необходимостью ограничения конституционных прав личности, вовлекаемой в сферу ее осуществления.

В подавляющем большинстве случаев без применения негласных оперативно - розыскных мероприятий раскрыть латентное, тайное или замаскированное преступление не представляется возможным. Именно негласное оперативно - розыскное проникновение в частную жизнь лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, позволяет своевременно предотвратить, пресечь или раскрыть противоправное деяние. Проведение таких мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений и обследование жилых помещений, напрямую связано с ограничением прав, закрепленных в ст.ст. 23, 24 и 25 Конституции РФ. Возможность ограничения конституционных прав личности при проведении оперативно - розыскных мероприятий заложена в самой Конституции РФ, которая в ч. 2 ст. 23 установила, что ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.[10]

Борьба с преступностью может быть успешной лишь тогда, когда она проводится в соответствии с требованиями закона. Только правовые нормы устанавливают права и обязанности различных звеньев органов внутренних дел и должностных лиц, поэтому их деятельность должна протекать исключительно в порядке и формах, предусмотренных законом, а также в пределах компетенции, очерченной законом.

Правовой механизм регулирования оперативно - розыскных мероприятий по своей природе такой же, как и другие средства и методы оперативно - розыскной деятельности: законодательные нормы определяют общие основы проведения мероприятий, являются исходными для подзаконных нормативных актов, непосредственно регламентирующих порядок их проведения.[11]


Таким образом, рассмотрим правовое регулирование оперативно - розыскной деятельности как нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Весь механизм правового регулирования оперативно - розыскных мероприятий строится на правовой основе оперативно - розыскной деятельности. Поэтому для более детального освящения вопроса обратимся к правовой основе оперативно - розыскной деятельности, под которой следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Согласно ст. 4 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» («Правовая основа оперативно-розыскной деятельности») такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий. Основной источник правового регулирования оперативно - розыскной деятельности – это Конституция РФ. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Конституционные положения о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению оперативно - розыскной деятельности.

Так, в гл. 2 ст.ст. 17–64 Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России. Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

Аналогичные нормы содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 г. (вступила в силу 3 сентября 1953 г.). Согласно ст. 8 Конвенции каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайны корреспонденции (ч. 1).


Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ч. 2). Эти нормы конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основу правового регулирования оперативно-розыскной деятельности составляют нормы самого Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это действующий комплексный нормативный правовой акт высшей юридической силы. Он регулирует общественные отношения в области оперативно - розыскной деятельности, а также в сфере некоторых иных видов деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, которые взаимосвязаны с оперативно - розыскной (в частности уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, разведывательной и контрразведывательной) деятельностью, а также определяет не только содержание оперативно - розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно - розыскных мероприятий. К другим федеральным законам, образующим правовую основу ОРД, относится значительное число законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы:

– устанавливающие базисные положения осуществления оперативно - розыскной деятельности;

– регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно - розыскной деятельности;

– регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно - розыскной деятельности.

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления оперативно - розыскной деятельности, следует в первую очередь отнести УК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно - розыскная деятельность. Установление наличия этих признаков является согласно ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а при их отсутствии оперативно - розыскная деятельность осуществляться не может. В уголовном законе содержится ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для осуществления оперативно - розыскной деятельности. Так, ст. 15 УК РФ дает определение понятия тяжкого преступления, признаки которого согласно ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» являются одним из основных условий проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий. Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких оперативно - розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Установление ряда уголовно - правовых запретов (ст.ст. 137–139, 283, 286, 293, 330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий.


Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно - розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (ч. 1 ст. 118 УПК РФ).

Таким образом, устанавливается легитимность оперативно - розыскной деятельности в целях решения задач борьбы с преступностью.

Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений (ст.ст. 119, 127 УПК РФ); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, что согласно ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» является обязательным условием осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК РФ), виды доказательств (ст. 69 УПК РФ) и способы их собирания (ст. 70 УПК РФ), уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно - розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.

К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести: Таможенный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 29 ноября 1996 г.), Федеральный Закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти, составляющим правовую основу оперативно - розыскной деятельности, относятся: – акты Президента РФ; – постановления Правительства РФ; – акты Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда РФ, содержащие разъяснения и толкование норм оперативно - розыскного законодательства. К первой группе иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы в сфере оперативно - розыскной деятельности, можно отнести следующие указы Президента РФ: «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 12 июля 1995 г.; «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. и некоторые другие. Ко второй группе иных нормативных правовых актов можно отнести следующие постановления Правительства РФ: «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным 66 степеням секретности» от 4 сентября 1995 г.; «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» от 14 октября 1996 г. К третьей группе иных нормативных правовых актов относятся следующие: – постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.; – определение Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой» от 14 июля 1998 г. Стоит отметить, что предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу оперативно-разыскной деятельности, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем указано в ст. 4 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и эти источники были рассмотрены нами выше.