Файл: Налоговая система как фактор экономической стабилизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Налоги являются основой, пишей для существования современного государства, являются, своего рода, ценой услуг государства. Параллельно с указанным, как известно, одним из типового государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

В целом, под налоговой системой понимается, как правило,совокупность взимаемых в государстве разнообразных налогов, пошлин сборов, и пр.

Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов. Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики. Помимо этого, вопросы налогообложения являются едва главнейших индикаторов стабилизации финансовой системы каждого ли не самыми основными при формировании властью внутренней политики государства.Все это обуславливает необходимость всестороннего анализа налоговой системы РФ, а в частности ­ налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации.

Цель работы: выявить особенности налоговой системы как фактора экономической стабилизации.

Задачи работы:

  • рассмотреть сущность налоговой системы России, её структуру и виды налогов и сборов;
  • изучить нормативно-правовое регулирование, принципы построения налоговой системы РФ;
  • выявить особенности налоговой системы как фактораэкономической стабилизации;
  • провести анализ экономических показателей налоговой системы РФ;
  • изучить структуру налоговой системы РФ.

Предмет исследования курсовой работы – налоговая система РФ. Объект исследования ­особенности налоговой системы как фактора экономической стабилизации

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ


1.1 Принципы, особенности построения налоговой системы РФ

Создание эффективной и стабильной налоговой системы, способной обеспечить бюджетную устойчивость и финансовую независимость бюджетов всех уровней 31 бюджетной системы является приоритетным направлением современной налоговой политики РФ. В теории и практике налогообложения определение понятия «налоговая система» не является однозначным. Оно базируется на определении налоговой системы как совокупности и единства трех элементов - совокупности налогов и сборов, взимаемых государством; прав и обязанностей налоговых администраций; совокупности контролирующих органов. Управление налоговой системой можно трактовать в широком и узком смысле.

В широком понимании понятие «налоговая система» включает в себя три основных взаимосвязанных элемента: нормативно - правовые акты в сфере налогообложения, организационная деятельность, направленная на реализацию механизма налогообложения и функционирование налоговых органов, налоговый контроль и меры ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Такая трактовка управления налоговой системой позволяет обеспечить сохранность налоговой системы и возможность и непрерывность ее развития как единого целого (стратегия управления). В узком понимании управление налоговой системой можно рассматривать как организацию деятельности налоговых органов.

С рассмотренной позиции управление налоговой системой входит и в понятие налоговое администрирование, но лишь как его часть. Под налоговой системой понимается совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля налогов. Положения, являющиеся основой построения, развития налоговой системы и управления ею, являются организационными.

Рассмотрим далее базовые принципы налоговой системыРФ, которая руководствуется следующими организационными принципами:

1. Принцип единства налоговой системы. Согласно Конституции РФ, не допускается как установление налогов, которые ограничивают свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны;

2. Принцип подвижности или эластичности. Данный принцип предполагает, что современная налоговая системы должна иметь возможность оперативно изменяться в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени.


3. Принцип стабильности означает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до очередной налоговой реформы.

4. Принцип множественности налогов предполагает, что налоговая система должна включать в себя дифференцированные налоги и объекты налогообложения для возможности проведения гибкой и эффективной государственной налоговой политики.

5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Данный принцип налагает ограничения на введение дополнительных налоговых платежей регионами и органами местного самоуправления, а также запрещает налоговые ставки. Политика РФ, направленная на унификацию налоговых изъятий, предопределяется единым экономическим пространством страны.

Систему налогов и сборов, взимаемых в государственный бюджет, а также общие принципы налогообложения закреплены в Налоговом кодексе РФ:

1. определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2. устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

3. определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. определяет формы и методы налогового контроля;

6. устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Любая современная налоговая система должна отвечать принципу эффективности, а структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Эффективность налогообложения означает, что налоги и сборы не должны влиять на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным. Считается, что налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной.

Кризисные явления в экономике России и постепенное их преодоление принципиально изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов.


Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.

Одной из основных проблем налоговой системы можно считать то, что НК РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения, что значительно усложняет процедуру налогового администрирования. Совершенно справедливыми являются нарекания по поводу подвижности налогового законодательства со стороны бизнес - структур.

Однако нельзя отрицать то факт, что без них нельзя обойтись. Необходимо совершенствовать процедуры администрирования налогов и сборов. Повышение качества налогового администрирования в России связано с поэтапным решением задач, направленных развитие организационной структуры налоговых служб, укрепление их материально - технической базы, внедрение новых технологий в контрольную работу налоговых органов, совершенствование механизмов взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень прогнозно - аналитической работы.

В итоге, система налогового администрирования должна быть направлена на реализацию общественных функций 33 государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов.

Кроме того, в рамках повышения эффективности налоговой системы необходимо провести поэтапное сокращение большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам с одновременным введением нового принципа их установления и оценки эффективности, а также разработать и внедрить новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц.

Кроме этого перспективным считается установление налоговых льгот в отношении приоритетных инвестиционных проектов с участием зарубежных предприятий.

Следовательно, как известно, выделяют принцип единства, принцип подвижности или эластичности, принцип стабильности, множественности налогов, а также принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.


1.2 Нормативно-правовое регулирование налоговой системы РФ

Рассмотрим далее важный вопрос- нормативно – правовое регулирование налоговой системы РФ – а именно источники налогового права.

Система источников налогового права выглядит следующим образом [8, с. 126]:

1) Конституция РФ;

2) специальное налоговое законодательство, которое включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах);

б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

3) общее налоговое законодательство;

4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

а) акты органов общей компетенции;

б) акты органов специальной компетенции;

5) решения Конституционного Суда РФ;

6) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Действующая Конституция России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) [13, с. 138].

Специальное налоговое законодательство. Статья 1 НК РФопределяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации:

1) НК РФ (кодифицированный акт высшей юридической силы);

2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом;

3) законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

4) нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Три последних уровня законодательных актов должны соответствовать НК РФ [7, с. 143].

Рисунок 1 - Нормативно-правовое регулирование региональных налогов в России[11, с. 154]

Нормативно правовое регулирование региональных налогов представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Порядок установления элементов региональных налогов

Таблица показывает, какие элементы налога регулируются только федеральными законодательными актами, какие устанавливаются федеральными законодательными актами, но при этом корректируются законами субъектов России и какие устанавливаются только законодательными органами субъектов Российской Федерации.