Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из актуальных проблем в теории государства и права является вопрос о понятии и содержании термина «государственное устройство», который употребляется для характеристики государственного строя, системы государственного управления. Данный термин используется для характеристики политико-территориальной и административно территориальной организации государства, определения отношений государства с его составными частями. Используются также термины «национально-государственное устройство», «административно-территориальное устройство», «территориальное устройство», «территориальная организация государства», «территориальная организация государственной власти», «территориальная организация публичной власти», «политико-территориальная организация государства»[1] Полностью адекватный обобщающий термин пока не найден.

Данная курсовая работа посвящена формам государственного устройства. Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государство ведения.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.

На «горячих» примерах нашей действительности мы видим, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение, поэму данная тема актуальна.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении основных форм государственного устройства, а также их описании, и будет достигнута решением ряда взаимосвязанных задач:

1. рассмотреть классификацию основных форм и типов государств;

2. дать понятие форме государственного устройства и ее видов;

3. охарактеризовать унитаризм как форму территориальной организации государства;

4. рассмотреть такую форму государственного устройства как федерация;

5. рассмотреть формы объединения государств.

Структура работы определена целью и задачами и включает введение, три главы, заключение и список литературы.


Глава 1. Форма государственного устройства как один из аспектов формы государства

1.1. Классификация основных форм и типов государств

Вопрос классификации форм государственного устройства находится в тесной связи с вопросом о классификации государств. Долгое время он решался в рамках наиболее обобщенной классификации государств - глобальной типологии государства, основательно разработанной советской юридической наукой в учении об историческом типе государства и права.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные (когда преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие) и неправильные государственные устройства[2]:

1. монархия (греч. monorchia— единовластие) - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху;

2. аристократия (греч. arlstokratia - власть лучших) - форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного;

3. полития (смешение олигархии и демократии).

Аристотель считал эту форму наилучшей, правда, встречается она крайне «редко и у немногих».

В частности, обсуждая возможность установлении политии в современной ему Греции, Аристотель пришел к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах обшей пользы.

Круговорот политической жизни проявлялся в трудах Полибия в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства - тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия - власть немногих, пресле­дующих интересы общего блага. Аристократия, в свою очередь, постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) - худшая форма государства. «Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени[3].


Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархия, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство «неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равно­весия». Правильным сочетанием и равновесием этих властен Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей «почти весь из­вестный мир».

Категориями анализа в рамках глобальной типологии выступают такие понятия, как «капиталистическое государство», «социалистическое государство»- исторические типы, а также формы правления, государственного устройства, политического режима. Такой подход к классификации связан с тем, что советская юридическая наука, восприняв идеологический лозунг об отмирании государства, не задавалась целью разобраться в многообразии государственных явлений, историческая судьба которых считалась предрешенной.

Кроме того тип государства можно определить по типу цивилизации. По отношению государства и личности различают следующие виды государств[4]:

а) традиционные - в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

б) современные (конституционные) - народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права я свободы личности.

В современной юридической науке наблюдается тенденция отхода от глобальной типологии, центр тяжести переносится на внутритиповую классификацию, ориентированную главным образом на видовые различия. Она позволяет учесть смешение разных элементов государства, их рецепиирование одними и экспансирование другими государствами.

Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этниче­скими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими тер­минами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не ме­нее часто встречаются и такие, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу ХIХ в. произошла замена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией. Капитализм вступил в импе­риалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала.


После Первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После Второй мировой войны (начиная с середины 50-х годов) человечество вступает в эпоху научно-технической революции (НТР). Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Различные подходы к взаимодействию права и государства, человека и государства сохранились и в современном мире. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств.

Существенное значение имеют два самостоя­тельных исторических типа государства: бур­жуазно-демократическое (капиталистическое) и социалистическое, а также промежуточный тип - постсоциалистическое государство, с помощью которого обозначаются государства, бывшие прежде социалистическими, но изменившие на­правление дальнейшего развития.

Постсоциалистические государства находятся на различных стадиях перехода. Россия - в его конце, поскольку ее экономическая основа при­обрела выраженные капиталистические черты, налицо институты буржуазного государства, ли­берально-буржуазная парадигма воспринята за­конодательством. Однако при этом наблюдается разрыв между целями и практикой их реализации, особенно в социальной сфере. В неразвитом виде пребывает социальная основа - гражданское общество.

1.2. Виды форм государственного устройства

В качестве методологических ориентиров, с помощью которых можно идентифицировать го­сударство, используются классическая типология форм государства, а в рамках последней - клас­сификация форм государственного устройства.

Термин «государственное устройство» весьма неоднозначный. Он неодинаково понимался и понимается как в речи обыденной, обыкновенной, так и в речи профессиональных юристов. Под государственным устройством историки и социологи подразумевали и подразумевают нечто, обозначающее государственный строй или систему государственных органов. Термин «государственное устройство» в том смысле, в котором его понимают государствоведы, означает территориально-политическую структуру государства. Очевидно, в силу того что существует неодинаковое понимание одного и того же термина, в последние годы для освещения данного круга вопросов употребляются другие, возможно, более точные понятия. Например, применяется такое обозначение, как «территориально-политическая организация государства» или «территориальная организация публичной власти». В любом случае речь идет об одном и том же. Всеми этими понятиями обозначается структурирование государства, деление его на части, соотношение власти этих частей с центральной властью.


Итак, формой государственного устройства является политико-территориаль­ное устройство государства, а также характер взаимоотношений между цен­тральными и местными властями[5].

Решать абсолютно все задачи, стоящие перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства после определенного порога численности населения и разме­ров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляет проблему государственного устройства.

Она возникла после того, как увеличившиеся размеры территории госу­дарства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве слу­чаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно прове­денными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского кон­троля, удобство сбора налогов и т. д. В более крупных государствах адми­нистративно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные. Объеди­нение мелких феодальных государств приводило к тому, что прежние госу­дарства превращались в территориальные единицы нового крупного госу­дарства, носящие исторический характер. В дальнейшем многие из них перестали быть государственными единицами, как, скажем, Пьемонт в Италии, Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили определенные государственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия в Италии).

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на[6]:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Унитарным (unus (лат.) - один) является единое государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности или суверенитетом.