Файл: СМИ как “четвертая власть”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1346

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью процессов научения А. Бандурой объяснялось и документально подтверждалось формирование и действие «спускового крючка агрессии» у людей, т.е. ситуации, когда какое-либо нейтральное обстоятельство выступало стимулом для активизации стереотипного агрессивного поведения, сформированного у индивида ранее на основе прошлого отрицательного опыта (научение). При этом факторами, стимулирующими быстроту действия этих «спусковых крючков агрессии» выделялись: гневное возбуждение, агрессивное моделирование, оправдание агрессивного поведения.[19]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средства массовой информации неотделимы от жизни современного информационного общества. Сейчас информация приобрела огромную ценность, а СМИ выступают в роли посредника между этой самой информацией и аудиторией воспринимающей её, при желании манипулируя потоком информации в своих(а иногда и чужих) целях. Это и привело к появлению термина “Четвертая власть”.

Подводя итог необходимо выделить следующие аспекты. Согласно популярной трактовке, средства массовой информации - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством различных технологических каналов. СМИ, как правило, имеют целевую аудиторию и тематическую направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной. Функции СМИ в политике сегодня обширны и многогранны, что позволяет говорить о СМИ как о еще одной ветви власти. Являясь непосредственным распространителем, носителем важных сведений, они обладают достаточно мощной степенью воздействия на массы. Благодаря этому они выполняют различные задачи и приобретают разные функции. СМИ в первую очередь получают, обрабатывают и доносят сведения о самых важных событиях для власти и народа. В этом случае речь идет о сведениях, содержащих, кроме всего прочего, оценку и комментарии имеющих общественную значимость людей. СМИ получили огромную востребованность, во всех сферах деятельности. Они превратились в ключевой механизм коммуникации между властью и обществом. Это позволяет СМИ так же участвовать в формировании общественного сознания.

На современном этапе развития общества СМИ оказывает влияние на все сферы общества.

В последнее время создается иллюзия, что «четвертая власть» и есть высшая власть в условиях становления информационной цивилизации.


Благодаря анализу рассмотренных психологических концепций можно описать и раскрыть процессы социально-психологического воздействия СМИ на личность. Подводя итог можно сказать следующее:

Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антонян Ю.М. Архетип и преступность. – М.: Вече, 2009. – С. 61.

  1. Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи. Мониторинг общественного мнения. 2005. № 1, стр. 40
  2. Анхимова Р. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 359-365;
  3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – С. 26–27.

Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – С. 46–47.

Валерьева П.Ю Манипуляторная роль Четвертой власти 2010г.

  1. Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009. 318 с.
  2. Гаджиев К.С. Указ. соч. С. 331.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Сакт-Петербург. [и др.]: Питер, 2005. С. 30.

  1. Жижина М. В. Курс «Основы медиапсихологии»: Учебно – мето-дическое пособие. — Саратов: ИЦ «Наука», 2008. — С. 4. — 50 с
  2. Калмыков А.А. Четвертая политическая сила // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. Социально- коммуникативные науки. 2012. № 1. С. 21-28.
  3. Космодемьянская К.В Власть и СМИ: “Взаимодействие или противостояние?” 2014г.
  4. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты С.- Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – С. 16.
  5. Науменко Т. В. Четвёртая власть как социологическая категория //  Credo new. — 2007. — № 2.
  6. Полуэхтова И.А. Телевидение и общество: введение в социологию телевидения. М., Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007, стр. 48—49.
  7. Психология личности: в 2 т. : хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БахраХ-М., 2006. – Т.1: Зарубежная психология. С. 81
  8. Сафарян Арег. СМИ как «Четвертая власть» и институт социализации. 2008г. Власть.
  9. Соснина Т.Н. Терминологический анализ понятия «ноосфера» в контексте ноосферологических исследований // Вестник СГАУ. 2013. URL: http://publications.ssau.ru/files/SOSNINA/MAGAZ/9.doc (дата обращения: 01.03.2014).
  10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. –С. 8–9.
  11. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера [Электронный ресурс] // Поведенческая психотерапия: [сайт]. 2001.
  12. Фрейд З. Художник и фантазирование: [сборник; пер. с нем / общ. ред., сост., вступ. ст. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова]. – М.: Республика, 1995. – С. 15.

ЭССЕ

Тема, которую я хочу раскрыть, является важной в настоящий момент по причине того, что СМИ в нашем так называемом информационном обществе обладает неограниченной властью и могут посредством манипуляции и подмена информации воздействовать на массовое сознание общества в своих интересах или интересах сторонних лиц с целью получения определенной выгоды.

Что бы в полной мере вникнуть в данную тему для начала необходимо разобраться с понятием СМИ.

Согласно популярной трактовке, средства массовой информации - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов. СМИ имеют целевую аудиторию и тематическую направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной. Функции СМИ в политике сегодня обширны и многогранны, что позволяет говорить о СМИ как о еще одной ветви власти. Являясь непосредственным распространителем, носителем важных сведений, они обладают достаточно мощной степенью воздействия на массы. Исходя из этого и произошел термин “Четвертая власть”.

В последние годы роль СМИ в политической жизни неимоверно возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века. В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Будь то информирование о разнообразных происшествиях, событиях в мире и в стране, во всех областях – политики и здравоохранения, социализации, образования, духовная сфера и т.д. Огромное значение имеет и реклама во всех её проявлениях. Влияние информации на общество переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию политического процесса находятся именно в руках тех кто владеет информацией и умеет ею манипулировать. А это в свою очередь означает что СМИ будучи частью полит. процесса способны манипулировать чуть ли не самим государством.

Как мы видим СМИ возможно уже вросли в общественное сознание и неотделимы от него. Сейчас нет ни одного дома в котором не стояло бы телевизора или ради, не говоря уже о том что Интернет заполнил весь мир и присутствует везде и подобно радиации способен проникать в каждый закуток нашего с вами пространства, навязчиво пытаясь нам что либо продать или хуже того вложить обществу, угодные СМИ или же власти установки если это необходимо. Однако Интернет все же еще не полностью порабощён СМИ и в нем есть возможность более менее открыто выражать свою позицию без тотального контроля, но на долго ли это…


Подводя итог вышеописанному можно сказать следующее:

Нет смысла отрицать утверждение о том что CМИ все же является Четвертой власть. Нельзя однозначно сказать плох это или же хорошо, ведь СМИ это проявления демократии в чистом виде, однако в современных реалиях это вовсе не так. И этот факт однозначно должен пугать нас с вами, но этого не происходи из за отсутствия критичности мышления у населения, СМИ просто забивает общественное сознание угодными им же мнениями, а мы с вами просто этого не замечаем, теряясь в потоке информационного мусора.

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть или даже сеять недоверие и страх.

  1. Соснина Т.Н. Терминологический анализ понятия «ноосфера» в контексте ноосферологических исследований // Вестник СГАУ. 2013. URL: http://publications.ssau.ru/files/SOSNINA/MAGAZ/9.doc (дата обращения: 01.03.2014).

  2. Науменко Т. В. Четвёртая власть как социологическая категория //  Credo new. — 2007. — № 2.

  3. 1 Жижина М. В. Курс «Основы медиапсихологии»: Учебно – мето-дическое пособие. — Саратов: ИЦ «Наука», 2008. — С. 4. — 50 с.

  4. 2 Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009. 318 с.

  5. Калмыков А.А. Четвертая политическая сила // Вестник РГГУ. Сер.: Политология. Социально- коммуникативные науки. 2012. № 1. С. 21-28.

  6. Гаджиев К.С. Указ. соч. С. 331.

  7. Исследование проведено Лабораторией социологических исследований МЭИ Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи. Мониторинг общественного мнения. 2005. № 1, стр. 40

  8. Полуэхтова И.А. Телевидение и общество: введение в социологию телевидения. М., Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007, стр. 48—49.

  9. Фрейд З. Художник и фантазирование: [сборник; пер. с нем / общ. ред., сост., вступ. ст. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова]. – М.: Республика, 1995. – С. 15.

  10. Психология личности: в 2 т. : хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БахраХ-М., 2006. – Т.1: Зарубежная психология. С. 81.

  11. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. – С. 16.

  12. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Сакт-Петербург. [и др.]: Питер, 2005. С. 30.

  13. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера [Электронный ресурс] // Поведенческая психотерапия: [сайт]. 2001.

  14. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ. – С. 46–47.

  15. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. – С. 8–9.

  16. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. – С. 8–9.

  17. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – С. 26–27.

  18. Антонян Ю.М. Архетип и преступность. – М.: Вече, 2009. – С. 61.

  19. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – С. 26–27.