Файл: СМИ как “четвертая власть”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1347

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ

В этой главе я хочу раскрыть причины лежащие в основе эффектов влияния СМИ. Для этого необходимо проанализировать основные поведенческие концепции (глубинной психологии (З. Фрейд, К. Г. Юнг),бихевиоризм), представляющие, наибольшую важность для раскрытия процессов воздействия СМИ на личность.

В рамках концепций психоанализа могут быть объяснены различные процессы социально-психологического воздействия СМИ. Так, например, аудитория СМИ, идентифицируя себя с героизированными СМИ персонажами, которые без труда и любыми способами уверенно удовлетворяют свои инстинкты и потребности, излучая так желаемое аудиторией отсутствие «бессознательного напряжения», – отказ от собственного «Сверх-Я», возлагая всю ответственность над отношениями с обществом на этих героев, переходя в полное им подчинение. В результате на место ранее сформированного «Сверх-Я» становится «Сверх-Я» героев и персонажей СМИ. Дальнейшее поведение человека определяется уже противостоянием инстинктов «Оно» и новых (трансформированных под влиянием СМИ) моральных ценностей и норм. 

По Фрейду, «… основой психики являются первичные влечения: из них образуются высшие формы психической деятельности и эти архаические слои, в конечном счете, определяют последние. Между двумя частями психики – «естественной» (первичные влечения) и «культурной» (преобразованные влечения) – по мере развития психики нарастает конфликт. Этот конфликт внутри человека логически перерастает в антагонизм индивидуальных стремлений и целей развития культуры».[9] Таким образом, индивид осуществляет движение в рассматриваемом культурно-смысловом пространстве и существенно зависит от влияния информационных потоков, которые передают современные СМИ.

В рамках аналитической психологии, К.Г. Юнга, рассматривая структуру психического, утверждал: мы рождаемся не только с биологическим, но и с психическим наследием, что в той или иной степени определяет поведение. «Как человеческое тело, представляет собой целый музей органов, каждый со своей эволюционной историей, так, – можем мы ожидать – и психика организована подобным образом. Она не может быть порождением истории, как и тело, в котором она существует».


Психика человека обладает не только индивидуальным, но и коллективным бессознательным, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Отличительным признаком коллективного бессознательного, его содержание являются первичные условия или паттерны психического формирования вообще – архетипы.[10]

Таким образом, З. Фрейд и К.Г. Юнг, проникнув в глубину личности, показали, что люди могут быть одновременно и архаичными, и современными, пронизанными мифами, мистикой, магией, а жизнь как индивида, так и общества в целом управляется лежащими вне сознания сферами.

Между тем, по мнению Г. Мельник, манипулятивная сущность средств массовой информации, является основой именно бихевиористических концепций.[11]

Тут стоить раскрыть упомянутые в первой главе веяния бихивиористов более подробно. 

С позиций бихевиористов, человек при рождении имеет некоторое количество врожденных схем поведения, на которые надстраивается более сложные формы – «регуляторы поведения». Успешные реакции закрепляются и путем многократных повторов доводятся в будущем до автоматизма.[12]

Эту идею активно развивал Бергхауз Фредерик Скиннер, выделяя два основных типа поведения: респондентное (ответ на знакомый стимул) и оперантное (спонтанное).[13]

Бихевиористами было отмечено, что реакция на стимул усиливается через подкрепление, которое может быть положительным (одобрение, вознаграждение, социальное признание, удовлетворение первичных потребностей и т.п.) или отрицательным (боль, наказание и т.п.). Человек чаще всего действует исходя из ожидания положительного подкрепления.

Представляется, что выдвинутая бихевиористами концепция подкрепления и научения, доказывает сложную природу прямого влияния СМИ на личность в различных ситуациях. СМИ могут выступать стимулом для ответной реакции организма (эмоционально положительной или отрицательной), которая в свою очередь будет являться стимулом для дальнейших действий индивида (удаление, приближение, борьба, бегство).

Примером использования СМИ информационного потока в качестве стимула может являться передача какой-либо негативной или неприятной для личности информации (криминальная сводка, ЧП), при получении которой у человека может возникнуть чувство страха, тревоги или опасности, которое он будет стремиться избежать.


В свою очередь, СМИ могут также выступать и в роли подкрепления, способствуя выбору того или иного действия, или формированию и закреплению паттернов поведения. Например, популяризация и героизация персонажей СМИ может привести к пародированию аудиторией их манер, поведения, поступков. Популяризация же и частая трансляция «боев без правил» без соответствующих разъяснений о возможном наказании за противоправное применение силы приводит к формированию стереотипного поведения – решать конфликтные ситуации силовым способом.

Принцип научения и подкрепления, сформированный в идеях бихевиоризма, активно используется в рекламе товаров и услуг, которая стремится не только привлечь клиента, но и закрепить за ним приверженность торговой марке (вариант стереотипного или шаблонного поведения).

Наиболее значимым применительно к настоящей курсовой работе представляется когнитивный подход к поведению человека, возникший в середине 1960-х годов. Человек рассматривался как активный преобразователь информации. Знаниям (информированности) отведена решающая роль в поведении человека. В основе когнитивного подхода лежит вопрос о том, каким образом люди принимают решение на основе расшифровки информации. 

С точки зрения когнитивистов, установки, регулирующие широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, приобретаются посредством различных психологических механизмов: подражания, идентификации, инструктирования и т.п.

Так, например, при сравнении себя с героем телеэкрана у человека возникает эмоциональный отклик. Идентифицируя себя с похожими на него персонажами СМИ, он испытывает к ним симпатию, которая, в свою очередь, способствует включению характеристик телегероя в собственное «Я». При этом жизнь персонажа становится весьма значимой для зрителя.[14]

Необходимо так же и оговорить принципы формирования установок.

Процесс формирования, изменения и закрепления установок хорошо отражён в теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера, согласно которой когнитивные составляющие познания могут быть взаимосвязанными или невзаимосвязанными, соответствовать, то есть быть консонантными или находиться в противоречии или быть диссонантными. Человек испытывает диссонанс, если он придерживается двух взаимосвязанных элементов, противоречащих друг другу, что, в свою очередь, порождает желание устранить или уменьшить возникшее в связи с внутренними противоречиями напряженное состояние. Данный эффект может быть достигнут подачей соответствующей информации, уменьшающую значимость противоречивых элементов или увеличивающую значимость консонантных элементов.[15]


В своих рассуждениях Леон Фестингер приходит к выводу, что если какая-либо информация имеет прямое отношение к какому-то планируемому поведению человека или принятию решения, можно ожидать, что у него возникнет высокая мотивация к получению знаний в этой области и к активному неизбирательному поиску такой информации. Соответственно отсутствие в планах индивида определенного поведения, связанного с какой-либо информацией, обеспечивает отсутствие мотивации познанию в соответствующей сфере.

Следует отметить, что человек не будет сильно сопротивляться получению любой случайной информации, имеющей отношение к его намерениям. Следовательно, перед совершением какого-либо планируемого поступка возникает множество когнитивных составляющих, которые затем могут вступать в диссонанс с дальнейшим действием.[16]

Исходя из этого, можно предположить, что лица с противоправной направленностью, принявшие решение о совершении преступления или проступка будут искать информацию, имеющую отношение к совершению планируемого противоправного поведенческого акта. 

Когнитивисты акцентируют внимание на том, что направляющим вектором в поведении людей является установка, действие которой создает состояние психологической готовности к реагированию тем или иным способом из ряда возможных на воздействия внешней среды. Исходя из усвоенных установок позитивных или негативных, люди по-разному реагируют на все, что затрагивает их интересы, ценности, влечения как сознательные, так и бессознательные.

Так, например, выпавший в толпе людей из кармана кошелек, у человека с противоправными установками корыстной направленности может внезапно сформировать умысел на совершение преступлений (кража этого самого кошелька). Напротив, та же информация у сотрудника правоохранительных органов с устойчивыми законопослушными установками, вызовет побуждение или подтолкнет к розыску владельца этого самого кошелька для предотвращения потенциального преступления. Устойчивость установок имеет важное значение, поскольку при их отсутствии (либо неустойчивости) они могут быть легко сформированы через воздействие СМИ.

В 1960-х годах Альбертом Бандурой на основе взглядов Н. Миллера и Дж. Долларда представлена теория социального научения, являющаяся, по мнению ряда авторов, основой изучения воздействий телевидения на последующее агрессивное поведение. Отличительными чертами данной теории являются следующие идеи:


– мысли, эмоции и поведение людей могут подвергаться внешнему значительному воздействию в результате личного опыта или наблюдения, незаменимым аспектом которого выступает моделирование, влияющее на научение преимущественно через его информативную функцию;

– способность мышления человека применять символы позволяет ему представлять события, преобразовывать и сохранять опыт, корректировать свои действия посредством предвидения возможных последствий; способность людей к саморегуляции. 

Подчёркивая центральную роль процессов саморегуляции в теории социального научения, А. Бандура отмечал: «Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Они сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них. Через самовырабатываемые побуждения и их последствия люди могут оказывать существенное влияние на свое поведение. То есть, среди детерминант действий человека можно обнаружить и влияния, выработанные им самостоятельно».[17]

Основное положение социального научения состоит в том, что оно осуществляется на основе целенаправленного либо случайного наблюдения поведения других людей как в обычной жизни, так и по телевидению. Путем символического моделирования поведения теле- или киногероев, или вербального моделирования окружающих людей приобретаются новые установки, эмоциональные реакции, а также иные виды поведения. Важную роль в формировании поведения играют средства массовой информации именно из-за широкомасштабного распространения телемоделирования, усиление эффекта которого осуществляется передачей новых форм поведения, идей, ценностей одномоментно огромному количеству людей, находящихся в различных точках планеты.

Компонентами научения через наблюдение являются: внимание (человек следит за действиями модели и полностью воспринимает это поведение); → хранение (человек помнит действия модели) → моторно-репродуктивные (переводит закодированные в символах воспоминания о действиях модели в новую форму ответа) → мотивационные процессы (при любом позитивном подкреплении совершает моделируемое поведение)[18] [1]. 

С точки зрения данной теории существенную роль в выборе моделей, которым человек будет либо подражать, либо игнорировать, играет ценность различных моделей в зависимости от поощрения поведения или наказания. Этим объясняется способность СМИ привлекать внимание аудитории в большей степени к моделям, представленным знаменитостями, известными людьми, например, рекламирующим различные товары и услуги или пропагандирующим роскошный образ жизни или какие-либо образцы поведения, выражающим те или иные взгляды или мнения.