Файл: Предмет и метод правового регулирования (Понятие и предмет правового регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеальная сущность права берёт своё начало из самой человеческой природы и воспроизводится людьми, развивается и реализовывается на деле. Право формируется духовной жизнедеятельностью общества и направляет на него своё воздействие, но в то же время оно выполняется путём специальных государственных органов, что в свою очередь формирует сложные проблемные моменты в недопонимании обществом государственной политики, а также наоборот.

В исторический период, когда формировался политический режим в СССР, напротив, был утверждён тот тезис, что без государства и его аппарата принуждения право существовать не может. К идеологической базе тоталитаризма страны Советов выступала в то время социалистическая концепция права, по которой в качестве права понимали продукт исключительной деятельности государства. Так согласно данному подходу формула, предложенная Ф. Энгельсом и К. Марксом о буржуазном праве только как о приведённой в закон обусловленной условиями классовой жизнедеятельности воли находящейся у власти буржуазии стала интерпретироваться в том смысле, что к праву относится система формально определённых общеобязательных норм, установленных либо санкционированных государством, которые выражают волю экономически господствующего класса.

С момента начала рыночных изменений право в советском государстве показало свою несостоятельность по отношению к отражению вновь возникающих общественных потребностей. Данное обстоятельство обуславливает постепенный возврат отечественной философской правовой мысли к развитию мыслей о идеальной правовой сущности и практике использования естественного правового учения. В России настоящего времени проблематика осознания сущности права является до сих пор актуальной.

Правовое поведение индивида будет скорее всего определяться его внутренними, «присвоенными» духовными ориентирами и ценностями, чем какими-либо предложенными извне, которые чужды результатам деятельности «профессиональных» политиков. Человеческие действия подчиняются его сознанию, руководствующемуся системой «идеальных» форм собственного функционирования. Идеальная форма образуется объективным образом как результат творческого включения человека в множество отношений в обществе. Творческая деятельность всегда ориентирована на формирование новой качественной составляющей, а это в свою очередь является приоритетным направлением в личностном, общественном и государственном развитии.


    1. Виды правового регулирования

Правовое регулирование обладает несколькими классификациями и видами. Такими как: нормативным и индивидуальным правовым регулированием отношений в обществе.

Нормативно-правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования, и оно распространено на все общественные отношения. В качестве примера стоит рассмотреть договор купли-продажи. Согласно положению главы 30 ГК РФ урегулированы все определённые отношения в сфере купли-продажи, вне зависимости от их видовой принадлежности и того обстоятельства когда и где они зародились. К достоинствам нормативно-правового регулирования относится введения общественных отношений в границы приемлемые для каждого из членов общества. Необходимо придать им некоторую упорядоченность, устойчивость, а также независимое положение от произвола некоторых субъектов. Тем не менее оно обладает некоторыми недостатками, т. к. оно не оказывается в состоянии учесть всё многообразие специфики определённых отношений, и таким образом, для него необходимо дополнение индивидуальным регулированием.

Индивидуальное правовое регулирование характеризуется тем, что оно реализуется при помощи третьих субъектов, которые не принимают участие в регулировании отношений, либо самими субъектами, являющимися участниками данных общественных отношений, т. е. саморегулирование.

При первом варианте субъектом индивидуального регулирования являются государственные органы, такие как: судебные органы, органы внутренних дел, администрация и т. д. Ими выполняется разрешение имущественного спора (суд), разрешение хранения и ношения огнестрельного оружия, постановление о наложении административного взыскания в качестве наказания за нарушение ПДД (этим занимаются ОВД) и т. д.

Или сторонами заключается соглашения о третейском судебном органе, который должен будет разрешить спорный момент, при согласии подчинения решению данного судебного органа. Это имеет место зачастую между коммерческими и предпринимательскими структурами, такими как: промышленные, торговые, транспортные и другие структуры, однако исходя из норм законодательства это может быть также между организациями и гражданами.

Ко второму виду индивидуального регулирования относятся договора (контракты и соглашения). Эта форма регулирования в наибольшей степени распространена, она позволяет учитывать специфику определённых отношений, интересы участников данных отношений основываясь на их свободном волеизъявления и взаимном согласии. В области права ими являются самые различные договоры (найма, аренды, купли-продажи и т. д.).


Среди договорных обязательств следует акцентировать внимание на нормативных договорах и соглашениях: коллективные договора; отраслевые тарифные соглашения между сотрудниками определённой отрасли и их работодателями.

Правовые договоры в своей основе обладающие нормами права, должны исходить из их требований. К форме саморегулирования относятся не только договоры, но также и остальные акты. Среди которых следует отметить разнообразного рода уставы, которые принимаются профсоюзными и общественными объединениями, акционерными обществами и т. д. Уставы общественных объединений (исключая профсоюзы), кооперативов, и большинства остальных организаций требуют обязательную государственную регистрацию.

В своём труде С.Н. Дубинскиной выделены следующие виды, относящиеся к правовому регулированию.

- национально-правовое регулирование, обладающие субъектом общественные отношения внутри государства;

- международно-правовое регулирование, обладающее объектом международных общественных отношений.

В зависимости от источника международно-правовое регулирование разделяется на виды: двустороннее регулирование – выражает роль двоих государств; многостороннее – им выражается воля группы государств, находящихся в одном экономическом регионе либо большинства государств, представляющих ключевые мировые правовые системы.

В специальной литературе отмечается, что мировое частное право занимается регулированием отношений, не являющиеся стандартными для национальной и международной правовых систем, по своему существу расположено между данными правовыми системами.

Глава 2. Методы правового регулирования

2.1. Понятие метода правового регулирования

Как отмечалось в предыдущей главе, правовое регулирование является упорядочением отношений в обществе при помощи средств правового влияния. В целом общепризнанным является то, что в состав системы правового регулирования входят следующие основные звенья:

1) юридические нормы – являющиеся основой правовых регулирований;

2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности - переводят правовую активность всех юридических норм на уровень, которым обладают конкретные субъекты – носители обязанностей и прав;

3) акты реализации прав и обязанностей.[9]


На этом основании становится видным, что практически вся правовая система общества охватывается правовым регулированием общественных отношений и характеризуется с функциональной стороны, а именно реальным, фактическим действием права. По этой причине необходимо признать все высказывания, приводимые в юридической науке, которые утверждают, что правовым регулированием предметно раскрывается назначение и смысл права, его отраслей в обществе, формы и средства, которыми происходит воздействия на все общественные отношения.

Все вопросы, которые связаны непосредственно с правовым регулированием общественных отношений, в сегодняшней юридической науке изучаются с 2-х основных положений.

В пределах первого положения правовое регулирование изучается как один из эффективных и контролируемых способов осуществления государственной власти. Поэтому под правовым регулированием следует понимать комплекс правовых средств, с помощью которых государство осуществляет свое всесильное воздействие на все общественные отношения. В данном случае значение правовых средств, сводится к их возможности становиться предпосылками и инструментами, то есть, быть «приводными ремнями» осуществления государственной власти. К числу такого порядка правовых средств, в большинстве случаев, отмечают законодательство, правовые формы выполнения государственной власти, способы осуществления права, правовой контроль и законность.[10]

Нетрудно обнаружить, что данный способ подхода относительно понятия правового регулирования строится на идее абсолютных управленческих и регулятивных свойств государственной власти, на признании преобладающего значения государства над правом (явное или скрытое) и в конечном итоге ориентируется на практику антидемократических государственно-правовых режимов, в которых право – является инструментом для выполнения государственной власти.

Особая роль в данном варианте понятия правового регулирования отводится законности. И это является не случайным, так как универсальная формула законности гласит, что выполнение требований неукоснительного исполнения и соблюдения действующих законов - способствует государственной власти выразить себя и свою деятельность в правовой форме и таким образом сделать скрытым свой приоритет над правом.[11]

Этим можно объяснить стремление государства присвоить себе исключительные права на законность. В этих целях законность отрывается от человека, гражданина и интерпретируется как метод, совокупность требований, свойственных процессам формирования и осуществления государственной власти и обращенных к ее представителям.


В пределах второго положения правовое регулирование изучается и рассматривается как один из элементов относящийся к общей системе нормативного регулирования общественных отношений. В данном случае методологическим важным, значением становится понимание «нормативного регулирования общественных отношений». В специально предназначенной литературе оно устанавливается как совокупное воздействие всех выполнявших свои функции социальные нормы в обществе (такие как, нормы религии, нормы морали, политические нормы, правовые нормы и т.д.) на волевое и сознательное, поведение людей с целью упорядочения общественных отношений. Данное понятие, служит родовым, относительно всех иных видов социального регулирования общественных отношений[12].

Правовое регулирование одновременно представляет собой составную часть общей системы нормативного регулирования, и при этом является его самостоятельным отдельным видом.[13] В данном случае, главное содержание правового регулирования образуется такими правовыми средствами, как законность, законодательство, нормы права, правосознание, правомерное поведение людей и др. Отличительной особенностью данного варианта относительно понимания содержания правового регулирования является утверждение особой ценности (пользы) самого права для всех субъектов. В этом случае государство по отношению к праву принимает свое подчиненное положение и призвано определять его законы, а также обеспечить гарантированное нормальное и безотказное регулирование всех общественных отношений.

Под методом следует понимать определенные способы, разные средства и приемы, воздействия права на все общественные отношения. Метод позволяет ответить на вопрос, каким образом право выполняет свою регулятивную роль, потому как правовые нормы упорядочивают не только разнохарактерные отношения. От методов в большой степени зависит результативность правового регулирования, конечный итог выдвигаемых при этом целей.

Метод - объединение операций или приемов теоретического или практического изучения действительности, которые подчиняются для решения конкретной задачи. Если предмет позволяет ответить на вопрос, какие отношения позволяет регулировать право, то метод позволяет ответить на вопрос, как происходит осуществление этого регулирования.

«Метод правового регулирования» является одной из самых сложных категорий правоведения. В отечественном правоведении ее история и первые попытки научного осмысления связаны с дискуссией о системе права, которая развернулась в 1954-1958 гг. В процессе данной дискуссии была установлена необходимость, определения дополнительных критериев систематизации разных отраслей права. Согласно мнения большого числа участников дискуссии, таким критерием, был обязан оказаться метод правового регулирования. Вместе с тем в то время понятия о методе правового регулирования являлись неопределенными и расплывчатыми. И.Вильнянским относительно этого повода было отмечено, что в понятие “метода регулирования” укладывается разный смысл, и сторонники, которые поддерживают данный критерий не только смутно имеют представление, что относится к предмету, а что относится к методу, но и по-разному понимают сам “метод регулирования»”.[14]