Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина в России признаются высшей ценностью. В соответствии с международно-правовыми конвенциями государство берет на себя ответственность за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает их реализацию. Интересам личности и общества подчинена деятельность всех государственных органов.
В деле укрепления законности и правопорядка в стране, борьбы с преступностью, ее предупреждения и пресечения, повышении правосознательности граждан и преодолении правового нигилизма особенно значима роль правоохранительных органов Российской Федерации.
Важным и специфическим направлением правоохранительной деятельности является оперативно-розыскная деятельность. Именно в ходе оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях появляются первичные сведения о совершенных преступлениях, их признаках и участниках. Оперативно-розыскная деятельность крайне важна и для предупреждения преступлений. Все это определяет актуальность изучения сущности оперативно-розыскной деятельности.
Предмет данной работы составляют правовые акты и иные источники, определяющие специфику оперативно-розыскной деятельности.
Целью данной курсовой работы является определение понятия оперативно-розыскной деятельности и ее признаков и значения.
Для достижения поставленной цели важно рассмотреть:
а) понятие оперативно-розыскной деятельности и ее отграничение от уголовно-процессуальной деятельности;
б) цели и задачи оперативно-розыскной деятельности;
в) формы и принципы оперативно-розыскной деятельности.
В качестве правовой основы данной работы выступают нормы Конституции РФ, Закона об оперативно-розыскной деятельности, положения Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Понятию оперативно-розыскной деятельности посвящено значительное количество учебной и специальной литературы. Так, А. А. Ильин в публикации «Сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности по подрыву экономических основ организованных преступных структур» рассматривает специфику такой деятельности и отграничивает ее от иных видов государственной деятельности по борьбе с преступностью. В статье Г. М. Меретукова «Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность» автор проводит отграничение этих двух видов государственной деятельности. В учебном пособии В. Ю. Алферова «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» рассматрвается сущность и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Большое значение для решения задач исследования имеет публикация В. Г. Кучкиной « Вопросы совершенствования понятий, используемых в следственной и оперативно-розыскной деятельности». Здесь автор не только определяет понятие оперативно-розыскной деятельности, подчеркивает проблемы установления сущности такой деятельности, но и производит отграничение такой деятельности от следственной работы, выделяет специфику оперативной деятельности и предлагает вариант более правильного и четкого определения в законодательстве сущности оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того, использовались и другие источники для написания работы.
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Понятие оперативно-розыскной деятельности
Прежде всего, отметим, что основными отличиями, выражающими сущность того или иного предмета, являются признаки, позволяющие однозначно его определить[1]. Следовательно, нам нужно определить признаки оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности[2] оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Правовая норма, сформулированная в данной статье носит дефинитивный характер, поскольку дает ключевое определение предмета правового регулирования данного законодательного акта[3].
Впервые оперативно-розыскная деятельность как правовое понятие получила нормативное определение в Законе Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г. и затем почти без изменений это определение было воспроизведено в ст.1 Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это один из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями[4].
Оперативно-розыскная деятельность является одной из государственно-правовых форм борьбы с преступностью, к числу которых также относятся: административно-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная формы. Каждая из этих форм имеет свои специфические средства и методы решения задач борьбы с преступностью[5].
Как отмечают специалисты, оперативное обеспечение необходимо для обеспечения назначения уголовного судопроизводства т.е. процессуальная деятельность, органов предварительного следствия и дознания, а также суда на предварительном следствии (досудебном производств) и судебного производства (судебного разбирательства) уголовных дел, особенно по неочевидным преступлениям[6].
Одной из наиболее характерных черт ОРД является сочетание гласных и негласных способов ее осуществления. Под гласной следует понимать деятельность, в ходе которой должностные лица оперативного подразделения открыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа. К негласной деятельности относятся действия субъектов ОРД, при которых они скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам, либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступлениям.
Необходимость использования негласных приемов в ОРД обуславливается ее направленностью на получение информации о тщательно скрываемых и маскируемых признаках преступной деятельности, которая гласными уголовно-процессуальными мерами обнаружена быть не может. В современных условиях роста профессионализма и организованности криминальной среды эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от применения, прежде всего, оперативно-розыскных мер негласного характера, которые позволяют своевременно предотвращать и быстро раскрывать заранее планируемые и подготавливаемые противоправные действия[7].
Оперативно-розыскная деятельность, как отмечено в Законе об ОРД[8], осуществляется оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом. Перечень таких органов закреплен в ст. 13 этого закона и включает в себя органы внутренних дел (ОВД), органы федеральной службы безопасности (ФСБ), федеральные органы государственной охраны (ФОГО), таможенные органы (ГТК), службу внешней разведки (СВР), а также органы ФСИН. Органы, наделенные правом на осуществление ОРД, представляется правомерным назвать субъектами этой деятельности, хотя в законе эта правовая категория не используется[9].
Термин «Оперативно-розыскная деятельность» также имеет несколько значений: во-первых, осуществляя оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, содействуют органам предварительного следствия и дознания для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования уголовных дел; во-вторых, оперативно-розыскные мероприятия осуществляемые в ходе оперативно-розыскной деятельности основываются на некоторых положениях норм уголовно-процессуального закона в целях предотвращения и раскрытия преступлений; в-третьих, розыск и задержание подозреваемых, обвиняемых, лиц, скрывшихся со следствия и суда преимущество не процессуальным способам с использованием негласных средств и методов борьбы с преступлениями. Таким образом, уголовный процесс, уголовное судопроизводство и оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязаны[10].
Перечень оперативных подразделений (оперативных служб), правомочных осуществлять ОРД, их полномочия и структура определяются руководителями указанных выше органов.
Под пределами полномочий оперативных подразделений следует понимать круг их прав и обязанностей, обусловленных, во-первых, их ведомственной принадлежностью и, во-вторых, внутриведомственным разделением функций. Полномочия оперативных подразделений различных правоохранительных органов обуславливаются, прежде всего, их уголовно-правовой компетенцией, т.е. перечнем преступлений, предупреждением и раскрытием которых они обязаны заниматься, а также кругом основных задач, определенных в правовых актах, регламентирующих деятельность этих органов[11].
Содержанием оперативно-розыскной деятельности является
принятие оперативно-розыскных мер, порядок производства которых определяется Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[12] и нормативными актами издаваемыми соответствующими ведомствами, в системе которых имеются подразделения осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Существенным признаком, указывающим, что оперативно-розыскная деятельность не являются частью уголовно-процессуальной деятельности, является то, что фактические данные, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, сами по себе не могут быть судебными доказательствами. Это объясняется тем, что они устанавливаются не путем производства следственных или иных процессуальных действий и не из источников, которые уголовно-процессуальный закон признает источниками судебных доказательств. Вместе с тем это не умоляет значения и необходимости использования данных, добытых в результате оперативно-розыскной деятельности, при возбуждении уголовного дела и производстве предварительного расследования[13].
Отметим, что в процессе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, фиксируется оперативными средствами информация, которая впоследствии может иметь доказательственное значение при правильном оформлении в соответствии с требованиями УПК РФ[14].
Итак, оперативно-розыскная деятельность есть вид государственной деятельности уполномоченных органов, которая реализуется гласно и негласно в пределах полномочий этих органов через проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
1.2. Назначение, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности
Главным назначением оперативно-розыскной деятельности является защита человека и гражданина, его жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств, которое осуществляется всеми правовыми средствами, в том числе и с помощью оперативно-розыскных мер. Тем самым законодатель закрепил и сформулировал цель всей оперативно-розыскной деятельности, без которой не может проводится сама деятельность, включающая в себя цель, средства и результат[15].
Целью ОРД определена защита от преступных посягательств трех основных ценностей: жизни, здоровья, прав и свобод личности; собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства. Отсюда нетрудно увидеть, что приоритет законодатель отдает правам и свободам личности.
Под защитой жизни и здоровья как одной из целей ОРД следует понимать создание условий, обеспечивающих неприкосновенность личности со стороны правонарушителей, препятствующих совершению любых преступлений, посягающих на жизнь и здоровье человека. Под правами и свободами человека и гражданина можно понимать иные права и свободы личности, предусмотренные Конституцией РФ и охраняемые уголовным законом[16].
Защита собственности как цель ОРД предполагает обеспечение неприкосновенности собственности, а также создание условий по возмещению материального ущерба, причиненного в результате преступного посягательства на собственность. При этом не имеет значения форма собственности: частная, государственная или муниципальная, поскольку ОРД в одинаковой степени призвана защищать любую из них[17].
Оперативно-розыскная деятельность тесно взаимосвязана с уголовно-процессуальной деятельностью. При решении задачи раскрытия преступлений ОРД играет вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к уголовно-процессуальной деятельности, поскольку направлена на выявление лиц, причастных к их совершению[18].
Различия между уголовно-процессуальной деятельностью и ОРД обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем. Во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на Федеральном законе об ОРД. Во-вторых, различны пределы их осуществления: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела. В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства, оперативно-розыскных мероприятий, как правило, - лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством после их закрепления процессуальным путем.