Файл: Психолингвистические методы анализа деловой документации и переписки».pdf
Добавлен: 02.04.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 2
Самой большой проблемой для массовой коммуникации является адекватное восприятие и понимание текста. Для эффективного преподавания гуманитарных наук особенно необходимо решать проблему адекватного восприятия текста.
Для решения проблемы адекватного понимания текста необходимо рассмотреть модель восприятия речевого сообщения и, как говорилось выше, экстралингвистические факторы, способствующие адекватному восприятию текста. Несмотря на известные всем законы логики и мира, у различных народов свой взгляд на вещи. Это видение непосредственно отражается в языке. Национальное своеобразие не только формальных, но и семантических структур различных языков объясняет определенный мотив и цель, из сложного взаимодействия которых рождается смысл текста или высказывания в понимании его автора. Говорящий (или пишущий) сообщает собеседнику (или читателю) какую-то информацию, выражает свои эмоции или стремится вызвать эмоции у получателя информации, иногда старается побудить его к какому-то действию, в том числе речевому, спросить его о чем-либо и т.д. Какова бы ни была конкретная цель автора текста, он всегда стремится воздействовать тем или иным образом на интерпретатора текста, регулируя его поведение в самом широком смысле слова (сознание, побуждения, поступки и т.д.)[20].
Подобный метод изучения текста с точки зрения особенностей его восприятия, влияющей на его доступность для читателя и его заинтересованность, широко используется психологами и социологами[21].
Основная идея текста выражает авторский замысел, ибо при подготовке сообщения автор ориентируется на те или иные запросы потенциального потребителя и стремится быть понятным. Такая целевая направленность создаваемых сообщений влияет на характер их фиксации в текстах, поэтому восприятие сообщения определяется не только запросами, но и способами передачи содержания сообщений[22].
Запросы определяют избирательную активность личности в процессе восприятия информации, но их удовлетворение и развитие, обогащение читателя происходит лишь в результате чтения[23]. В каждом конкретном случае конечный результат чтения зависит не только от характера и качества текста, но и от сформированных у читателя навыков и умений профессиональной читательской деятельности, ибо содержание текста полифонично, многоаспектно. Психолингвистика как раз и призвана выявлять и изучать то, что стоит для каждого читателя за текстом. Именно такой возможностью исследования «внетекстовой» реальности, определяющей смысловое восприятие информации, психолингвистический анализ отличается от информационного[24].
Таким образом, к психолингвистическим методам относится метод анализа понятийного словаря. Этот метод является инструментом, позволяющим выявить уровень подготовленности читателя. Он помогает определить, насколько адекватно он воспринимает текст сообщения, для того чтобы впоследствии скорректировать свое воздействие, оптимизировать использование документов.
2. Методологическое исследование при психолингвистическом анализе документации и переписки
2.1 Контент-анализ для изучения документов в психолингвистике
Метод нашёл своё применение впервые в журналистике и литературоведении. Основы контент-анализа были разработаны американскими учёными Лассуэллом и Б. Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал для исследований в политической сфере с целью пропаганды. Им были введены новые способы проведения процедуры, которые позже обобщил Б. Берелсон. В основе анализа лежит процедура квантификации данных[25].
Контент-анализ (от англ. contens – содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
В основе метода контент-анализа лежит подсчет частоты встречаемости слов, относящихся к той или иной категории. В центре метода – система категоризации, согласно которой и квантифицируются языковые единицы.
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура)[26].
После формирования категорий, следует подобрать подходящую единицу анализа. Это может быть лингвистическая единица или небольшой элемент содержания, отображающий интересы исследователя. Анализ использует такие единицы, как слово, предложение, тема, герои, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа — контекстуальных единиц.
Итак, необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и вне текстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появления признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).
2.2 Дискурс-анализ как метод переписки в психолингвистике
Цель критического дискурс-анализа (КДА) состоит в том, чтобы пролить свет на лингвистическое дискурсивное измерение социальных и культурных явлений, а также происходящих изменений в этих областях. КДА способствует исправлению несправедливого положения дел и неравенства, существующего в обществе. Чоулиараки и Фэркло определяют КДА как объяснительную критику[27].
Исследование должно помогать решить конкретную проблему, касающуюся отдельного человека или группы в обществе. КДА охватывает такие области как организационный анализ (Mumby, Clair), педагогика (Chouliaraki), массовая коммуникация и проблемы расизма, национализма, формирование идентичностей, массовая коммуникация и экономика, распространение рыночных методов, демократия и политика (Fairclough). В данной теории дискурс включает не только письменную и разговорную речь, но и визуальные образы. В критическом дискурс-анализе текстов, содержащих визуальные образы, исследователям необходимо учитывать особенности визуальной семиотики, а также взаимоотношения языка и образов.
Считается, что для дискурс-анализа необходимо прибегать к междисциплинарным знаниям и культурным процессам. Исследуя определённый материал, эксперту необходимо максимально точно определить ту область, к которой он относится.
Анализ дискурсивной практики сосредоточен на проблеме того, как производится текст и как его воспринимают. Есть несколько подходов к этому. Если в качестве эмпирического материала берется газетная статья, то можно изучить условия производства газеты: технологические процессы, которые проходит текст, прежде чем выйти в свет, изменения, которые он претерпевает в ходе этих процессов. Со стороны восприятия текста необходимо изучить аудиторию, чтобы понимать, как она будет его трактовать.
Таким образом, проведение КДА всегда влечет за собой междисциплинарную интеграцию различных теорий в пределах одного исследования. Именно с помощью анализа взаимоотношений между дискурсивной практикой и более широкой социальной практикой формируются заключительные выводы исследования, решаются вопросы о социальных изменениях и идеологических последствиях дискурса.
2.3 Семантический анализ в психолингвистике при анализе деловой документации и переписки
Семантика изучает поведение слова в контексте. Семантический анализ текста – это компонентная оценка количества слов или фраз, определяющая основной смысл текста (семантическое ядро) и статистические показатели. Крепкое и грамотно сформированное семантическое ядро обеспечивает успех статье и публикующему её ресурсу.
Статистика текста подразумевает подсчёт количества[28]:
- символов;
- символов без пробелов;
- слов;
- уникальных слов;
- значимых слов;
- стоп-слов;
- «воды»;
- грамматических ошибок;
- «тошноты» текста классической;
- «тошноты» текста академической;
- семантического ядра.
Теперь подробнее о семантике текста.
Количество символов – общая численность с учётом знаков препинания и пробелов.
Количество символов без пробелов – то же самое, исключая пробелы.
Численность уникальных слов – количество слов в тексте без учёта повторов.
Численность значимых слов – так как существительные и глаголы в большей степени определяют смысл текста, они и являются значимыми.
Стоп-слова – частицы, предлоги, междометия и иные связующие, не имеющие собственного смысла. К этой же категории относят и широко применяемые в интернете слова. Здесь уместно упоминание ещё о двух терминах: значимые и незначимые слова. К первым относятся слова, относительно редко употребляемые в сети интернет. А вторые составляют основу лексикона большинства пользователей.
Вода – выражается в процентах. Вычисляется методом деления количества значимых слов на общее число слов в документе. Хотя прямая параллель между объёмом воды и качеством текста неуместна, не рекомендуется доводить водность до 65 процентов или выше. Текст, содержащий больше 75 процентов воды, нужно подкорректировать. Хотя абсолютно без воды работать не получится[29].
Классическая тошнота – это специфический термин, используемый только для семантического анализа текстов. Параметр указывает на количество повторений одного и того же слова в тексте. Чтобы его подсчитать, из количества повторов вычисляют квадратный корень. Наилучший показатель классической тошноты – 7.
Итак, повышение коэффициента тормозит продвижение ресурса в сети. Академическая тошнота – показатель тем выше, чем больше слов в тексте повторяются.
Искусственно повышают его за счёт плотного ввода ключей. Семантическое ядро – набор ключевых слов или словосочетаний, используемый для быстрого и более точного поиска информации на интернет-ресурсах.
3. Анализ деловой документации и переписки в психолингвистике
3.1 Практическое применение программ психолингвистической обработки текста в деловой документации
Благодаря прогрессу в сфере компьютерных технологий появляются новые методы диагностики поведения человека при написании деловой документации. На современном этапе диагностика проводится без участия самого испытуемого. Такие системы психодиагностики описываются как неосознаваемые или бессознательные.
Со времени появления компьютера исследователи текста активно стали изучать его возможности для автоматизированного подсчета различных факторов (лингвистических категорий), которые уже после этого могли быть подвергнуты анализу и содержательной интерпретации. Кроме того, есть потребность в экспертных программах, которые бы делали анализ независимо от эксперта, обеспечивая большую объективность выводов[30].
Сегодня практические все психолингвистические исследования могут быть проведены с использованием компьютерных программ. Так как психолингвистика связана с человеческим фактором, сложно создать единую программу, которая решала бы все проблемы. Современные психолингвистические программные продукты по реализуемым целям можно условно разделить на следующие группы:
1. Получение дополнительной информации об участниках и ситуации речевого взаимодействия, в частности выявление имплицитных содержаний речевого взаимодействия.
2. Прогноз относительно особенностей восприятия того или иного вербального материала реципиентом.
3. Реализация психолингвистических методик, практикуемых в литературоведческих исследованиях (например, установление авторства).
4. Решение различного рода обучающих задач.
В США была разработана программа под названием Prostyle, которая аанализирует расхождения между двумя исследуемыми текстами. С помощью этой программы пользователи могут получить следующую информацию[31]: