Файл: Роль мотивации в поведении организации ( ООО «АСТ-Регион»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РОЛЬ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА, КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.2. РОЛЬ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
2.1. МОТИВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ООО «АСТ-РЕГИОН»
Рисунок 7 - Признаки эффективной системы мотивации
При наличии этих признаков, можно с увернностью говорить о том, что система мотивации персонала в компании сформирована и действует с высокой степенью эффективности.
1.3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ
Результаты своей деятельности человек, чаще всего, наблюдает выраженными так же в мʹатериальноʹй форме. Дʹаже нематерʹиальные блʹага ценятсʹя людьми лʹишь в том сʹлучае, еслʹи они потеʹнциально сʹпособны коʹнвертироватʹься в матерʹиальные блʹага (почет - в лʹьготы на поʹлучение матерʹиальных блʹаг, свободʹное время, резуʹльтаты интеʹллектуальноʹго труда - в деʹньги, званʹия, должностʹи - в возмоʹжности получеʹния благ, и т.ʹд.).
Работнику нуʹжно предостʹавлять максʹимально возʹможную стеʹпень самокоʹнтроля.[17]
Большинство лʹюдей стремʹится в проʹцессе работʹы приобрестʹи новые знʹания. Поэтоʹму так важʹно обеспечʹивать подчʹиненным возʹможность учʹиться, пооʹщрять и разʹвивать их тʹворческие сʹпособности.
Каждый челоʹвек стремитсʹя к успеху. Усʹпех - это реʹализованные цеʹли, для достʹижения которʹых работниʹк приложил мʹаксимум усʹилий. Успеʹх без призʹнания привоʹдит к разочʹарованию, убʹивает иницʹиативу. Этоʹго не случʹится, если поʹдчиненным, добившийся успеха, деʹлегировать доʹполнительнʹые права и поʹлномочия, проʹдвигать их по сʹлужебной лестʹнице.
В условиях эʹкономическоʹго кризиса возросʹла роль прʹактически всеʹх факторов, мотʹивирующих к рʹаботе. Можʹно отметитʹь две наибоʹлее важные теʹнденции, сʹвязанные с мотʹивацией деʹятельности в орʹганизации:
1. Повысилʹась важностʹь фактора «ʹимидж компʹании». Эта теʹнденция впоʹлне объяснʹима: в кризʹис люди орʹиентируютсʹя на наибоʹлее стабилʹьного работоʹдателя, что в очереʹдной раз уʹказывает нʹа приоритет рʹаботы по срʹавнению с бреʹндом и репутʹацией оргаʹнизации.
2. Исключеʹние составʹил мотиватор «интереснʹая работа»: еʹго влияние нʹа работникоʹв снизилосʹь на треть по срʹавнению с докризисным. Без сомнеʹния, все боʹльше сотруʹдников готоʹвы миритьсʹя с рутиноʹй, лишь бы бʹыла работа.
При изученʹии мотивацʹии в теориʹи выделяетсʹя несколько вʹидов мотивʹации персоʹнала матерʹиальными асʹпектами.
- Поощрения и возʹнаграждениʹя.
В терминах Теорʹии мотивацʹии вознагрʹаждение - это все, что чеʹловек считʹает ценным дʹля себя.
Понятия «цеʹнности» длʹя людей спеʹцифичны, а следоватеʹльно, и разʹлична оценʹка вознагрʹаждения и еʹго относитеʹльной ценностʹи.
Вознаграждения же деʹлятся еще нʹа 2 вида:[18]
внутреннее возʹнаграждение - руʹководитель иʹмеет дело с дʹвумя главнʹыми типами возʹнаграждениʹя: внутренʹним и внешʹним.
внешнее возʹнаграждение - в коʹнце XIX в. поʹд внешним возʹнаграждениеʹм понималосʹь то, что позʹволяло выжʹить.
2. Денежные среʹдства.
Деньги - это нʹаиболее простоʹй способ, которʹым организʹация может возʹнаградить сотруʹдников. Протʹиворечивые оʹценки количестʹва денег, необʹходимых длʹя мотивациʹи эффективʹных действʹий, восходʹят еще ко вреʹмени зарожʹдения теорʹии человечесʹких отношеʹний.
3. Одобренʹие - являетсʹя еще более моʹщным способоʹм вознаграʹждения, чеʹм деньги, которʹые, конечно всеʹгда будут мʹного значитʹь. Почти все лʹюди положитеʹльно реагируʹют, если чуʹвствуют, что иʹх ценят и уʹважают.
4. Действие - сʹлужащие, которʹые приобретʹают акции и стʹановятся соʹвладельцамʹи, ведут себʹя как владеʹльцы. Но дʹля того, чтобʹы использоʹвать этот сʹпособ вознʹаграждения, преʹдприятие доʹлжно исполʹьзовать груʹпповое приʹнятие упраʹвленческого реʹшения вместо авторитарʹного и проʹизводить коʹнкурентоспособʹный товар.
5. Взаимопоʹнимание и проʹявление интересʹа к работнʹику. Способ возʹнаграждениʹя наиболее зʹначим для эффеʹктивных сотруʹдников-профессʹионалов. Дʹля них внутреʹннее вознаʹграждение иʹмеет большоʹй вес. Такоʹй подход требует от меʹнеджеров хороʹшего нефорʹмального коʹнтакта со сʹвоими подчʹиненными, а тʹакже знаниʹя того, что иʹх волнует и иʹнтересует.
Основные нʹаправления мотʹивационной проʹграммы для персоʹнала органʹизации в усʹловиях кризʹиса:
1. Сохранеʹние рабочеʹго места.
2. Стабильʹные выплатʹы заработноʹй платы.
3. Дополнитеʹльные выплʹаты денежнʹых средств.
4. Карьернʹый рост.
5. Бесплатʹное обученʹие.
6. Перераспределение рабочего времени.
7. Дополнительный отпуск.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Современный подход к мотивации формировался под влиянием трех основных теоретических направлений. К первому типу относятся теории содержательной мотивации, анализирующие базовые потребности человека. В них исследуются потребности работающих в организациях людей; опираясь на них, менеджеры получают возможность глубже осознать нужды подчиненных.
Для ранних подходов к проблеме мотивации характерны попытки построить универсальную модель, которую можно было бы применить к любому работнику в любой ситуации.
При закладке основ современной концепции мотивации наибольшее значение имели работы Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда, кроме того, автор считает необходимым рассмотреть одну из современных теорий мотивации, сформулированную Клейтоном Альдерфером.
Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию.[19]
Однако они полагали, что для этого достаточно просто материального вознаграждения.
В начале века существовало стойкое заблуждение, что деньги и только деньги всегда побуждают человека трудиться усерднее.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:[20]
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации.
Идеальная работа должна:
иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату.
оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненой.
давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант, - групповая автономия.
обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда.
приносить справедливое с точки зрения работника вознаграждение.
Содержательные теории мотивации отличает глубокий анализ мотивационной сферы человека - выявляются основные категории потребностей, определяющих поведение человека, и устанавливаются взаимоотношения между ними.
Как было сказано ранее к наиболее известным содержательным теориям мотивации относятся теории Маслоу, Альдерфера, Герцберга, Аткинсона и Макклелланда.
Большое количество и сложность переменных, влияющих на мотивацию, делают невозможным «совершенный ответ» и «магическую технику». Мотивация зависит от умения понимать людей, их потребности и желания.
Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда.
В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее.
Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе: признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу; применять программы обогащения труда и ротации кадров; использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома; устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают; предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и так далее.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
2.1. МОТИВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ООО «АСТ-РЕГИОН»
Предприятие ООО «АСТ-Регион» входит в российский холдинг «Доза-Агро» и является монополистом в России в своей отрасли[21].
Специализируется на производстве гранул для реализации (как из собственных кормов, так и из кормов заказчика), и сегодня клиенты фирмы имеют возможность приобрести здесь комбикормовые и топливные гранулы, гранулы для наполнения кошачьего туалета, для кормления животных с любыми биодобавками, витаминами и даже травяной мукой, которые можно использовать и в качестве минерального удобрения.
На предприятии постоянно трудятся свыше 200 человек, из которых 90% - производственные рабочие. В основе нашей системы мотивации - гарантии стабильности и честного, открытого отношения к работникам. А именно - строгое соблюдение трудового законодательства, четкая выплата заработной платы (два раза в месяц). Директор ООО «АСТ-Регион» Т. В. Андронова применяет следующие способы нематериальной мотивации: Профессиональное развитие. Для качественного выполнения работы необходимо постоянно приобретать новые знания, особенно если речь идет о производстве. В нашем случае очень эффективными являются лекции и семинары, которые проводят опытные сотрудники компании.
Занятия на рабочем месте (так называемые «мастерские») мы проводим регулярно. В ходе таких занятий мы обучаем работников новым приемам и операциям, показываем образцы ранее неизвестных дефектов и объясняем, как их обнаруживать. Для подтверждения знаний и навыков мы проводим тест: суть его заключается в том, что оператору предлагают несколько одинаковых деталей, одна из которых с дефектом. Задача оператора состоит в том, чтобы найти деталь с дефектом и определить вид дефекта (устранимый или неустранимый). Такие тесты мы проводим и для контролеров в школе качества, и для операторов на линии. [22]
Работников, которые показывают лучшие результаты, мы переводим на более ответственные участки работы. Например, все контролеры качества у нас выросли из рядовых операторов производственной линии. Характеристика выполняемой работы. Скучная монотонная работа, однообразие применяемых навыков, рутина производственного процесса, конечно, не вызовут у работника особого желания «выкладываться». Необходимо так организовать рабочий процесс, чтобы не дать работникам шанса «скучать» на рабочем месте. Например, работа производственных рабочих строится по принципу автономных бригад. В течение смены работники могут меняться местами на своих участках работы (например, с одной операции переходить на другую).