Файл: Роль мотивации в поведении организации ( ООО «АСТ-Регион»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РОЛЬ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА, КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.2. РОЛЬ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
2.1. МОТИВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ООО «АСТ-РЕГИОН»
ВВЕДЕНИЕ
Персонал – один из основных ресурсов предприятия, знания о потребностях (мотивах) работников можно успешно применять для достижения целей организации. С этой целью и создается система мотивации персонала на предприятии.
Мотивация персонала – это, в первую очередь, осознанное личное побуждение к активным действиям, направленным на достижение поставленных целей. Основой мотивации являются потребности (физиологические, ценностные, духовно-нравственные и другие).
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что ООО «АСТ-Регион» динамично развивающееся предприятие, а в современных условиях удержание и закрепление молодых работников на предприятии особенно необходимо. Решить эту проблему помогает успешно организованная система мотивации на предприятии, так как в деятельности менеджера мотивация служит основным фактором воздействия на персонал организации. Исследование и дальнейшее повышение уровня мотивации персонала – важное направление развития организации. Чем выше уровень мотивации сотрудников организации, тем эффективнее они трудятся, а значит, и компания способна получать более высокие доходы.
Целью курсовой работы является совершенствование системы мотивации персонала на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Провести анализ и определить роль системы мотивации персонала на предприятии.
2) Оценить систему мотивации ООО «АСТ-Регион».
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ООО «АСТ-Регион»
Предмет исследования - система мотивации персонала.
Методы исследования - факторный анализ, синтез, прогнозирование, статистическая обработка результатов, индукция, дедукция.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством ООО «АСТ-Регион» для совершенствования существующей системы мотивации персонала, в результате чего можно ожидать повышения уровня эффективности работы коллектива, снижения показателей текучести кадров и увеличения прибыли предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РОЛЬ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА, КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Система мотивации персонала – это комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы персонала. Эта система включает в себя такие элементы как мотивация и стимулирование[1].
В классическом понимании мотивация в менеджменте – это процесс побуждения себя, а также других работников к эффективной деятельности для достижения личных целей и целей, стоящих перед организацией.
Мотивация и стимулирование персонала могут рассматриваться как процесс удовлетворения потребностей сотрудников и их, связанных с работой ожиданий. При этом цели персонала согласуются с целями и задачами организации. Одновременно с этим, мотивация и стимулирование понимаются и как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности трудовой деятельности персонала.
В определении сочетаются два основных вектора, которые руководство предприятия обычно принимает в качестве тождественных: мотивация и стимулирование. Но по сути своей, мотивация и стимулирование – это разные вещи, хотя и направлены на достижение единой цели – повышения эффективности работы персонала.
В истории становления понятия мотивации персонала существовало несколько концепций. Одни из самых известных: концепция А.Маслоу и Ф.Герцберг (в соответствии с Рисуноком 1).
духовные
(сомовыраж ение через творчество)
престижные (уважение статус,
призвание)
социальные
(принадлежность к калективу, общение)
экзистенциальные
(безопасности, стабильность, справедливость)
физиологичекие (пища, одежда,
жилье, отдых)
факторы, влияющие на мотивацию
Гигиенические (отсутствие неудовлетворенности)
Мотивирующие (удовлетворенность)
почему я работаю в этой компании
как я работаю
А.Маслоу |
Ф.Герцберг |
Рисунок 1 - Концепции мотивации
Следует разобраться, в чем состоит отличие мотивации от стимулирования. Мотивация персонала – это, в первую очередь, осознанное личное побуждение к активным действиям, направленным на достижение поставленных целей. Основой мотивации являются потребности (физиологические, ценностные, духовно-нравственные и другие). Необходимо знать и учитывать, что побуждающий к активным действиям импульс после первичного удовлетворения любой потребности на некоторое время заметно затухает.[2]
Процесс удовлетворения потребностей – мотивационная политика, которую выстраивают управленцы организации, руководствуясь известными им интересами и потребностями персонала компании. Стимулирование персонала всегда дополняет мотивационную политику организации; это средство удовлетворения конкретных потребностей работников, в основном материальных.
В деятельности любого менеджера мотивация служит основным фактором воздействия на персонал организации. И ее сущность заключается в том, чтобы персонал компании исполнял свои рабочие обязанностями в соответствии с принятыми управленческими решениями. Руководству важно знать факторы мотивации персонала. Корпоративная культура как мотивирующий фактор тоже должна учитываться. Именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации способствует успешному согласованию интересов работников и организации, помогает разработать систему мотивации для сотрудников.
Руководители любой компании для обеспечения ее успешного функционирования должны целенаправленно и системно создавать условия способствующие повышению трудовой активности персонала. Принимая в расчет то, что персонал современных организаций и предприятий гораздо более образован и обеспечен, нежели работники прошлых десятилетий, его трудовую активность сложнее мотивировать[3].
Стимулирование мотивации персонала организации может выражаться в виде системных мер внешней поддержки со стороны руководства, в результате которых активность и качество трудовых усилий сотрудников повышается. Стимул может быть как позитивным (вознаграждения и поощрения), так и негативным (карающие санкции и угрозы их применения). Руководители компании должны создавать условия повышения трудовой активности персонала. Принимая в расчет то, что персонал современных организаций и предприятий гораздо более образован и обеспечен, нежели работники прошлых десятилетий, его трудовую активность сложнее мотивировать[4].
Стимулирование работников – внешняя материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем, стимулирование одновременно выполняет и нематериальную функцию, с помощью которой работающий человек реализует себя как личность.
Стимулирование как вознаграждение побуждает человека повышать эффективность работы. А вознаграждение в совокупности с мотивацией несет в себе более широкое понимание, чем просто деньги или подарки.
Стимулирование ориентирует персонал на фактическую структуру его ценностных устремлений и интересов, что способствует более полной реализации трудового потенциала коллектива организации[5].
Мотивация персонала – стратегическая линия организации, направленная на достижение целей, стоящих и перед работниками, и перед организацией. К примеру, желает сотрудник построить деловую карьеру или расширить свои профессиональные знания, пройдя обучение за счет фирмы, в которой он работает, способствуя при этом своими знаниями и навыками ее развитию.
В тоже время мотивация и стимулирование как методы управления персоналом разнятся по своей направленности. И если метод мотивации имеет четкую направленность на изменение сложившейся ситуации, то стимулирование закрепляет существующее положение. При этом мотивация и стимулирование персонала взаимно дополняют друг друга.
Роль мотивации персонала в процессе управления формируется в основном из двух типов целей: корпоративные (общие) цели и личные цели.
Сущность мотивационного процесса реализуется через функции (в соответствии с Рисунком 2)
описание норм рабочего процесса, определение понятий «полезной» и
«бесполезной» работы
реализация навыков работы в команде
разъяснение для сотрудника целесообразности его действий
Рисунок 2. Функции мотивационного процесса
Первостепенность той или иной функции зависит от типа мотивационной системы, принятой в организации. Непосредственно из функций формируется перечень задач, которые должна решать система мотивации персонала (в соответствии с Рисуноком 3).
Рисунок 3 - Задачи системы мотивации
Потеря мотивации может произойти из-за:
- отсутствия прояснений, комментариев к заданиям работников;
- отсутствия коллективной поддержки;
- рутинной и скучной работы;
- отсутствия возможности роста заработной платы;
- отсутствия перспектив карьерного роста.
Если рассматривать систему мотивации работников со стороны организационной структуры, то необходимо выделить как минимум три группы работников, для которых должны быть разработаны различные схемы мотивации:
- основной персонал;
- обслуживающий персонал;
- управленческий персонал.
Стоит отметить, что мотивация групп работников должна состоять из двух частей:
- общая мотивация для всех групп;
- мотивация по группам (типам деятельности).
К перечню общих механизмов мотивации можно отнести следующие поощрения (в соответствии с Рисунком 4).
медицинская страховка
беспроцентные займы
оплата проезда
оплата питания
оплата обучения
Рисунок 4 - Поощрения в системе мотивации
В условиях внедрения новых технологий, развивающейся автоматизации и телемеханизации производства, совершенствования процессов по организации труда персонала, мотивации работников предприятия к эффективной трудовой деятельности, подготовке и развитию персонала важную роль играет выработка и утверждение кадровой политики организации.[6]
Кадровая политика и система мотивации персонала на предприятии взаимосвязаны. Для построения эффективной системы мотивации необходимо учитывать политику руководства в отношении персонала. Здесь можно выделить несколько параметров.
Если задачей руководства является с помощью системы мотивации удержать сотрудников, акцент нужно делать на следующем:
- уровень заработной платы выше средней по рынку;
- проведение индексации заработной платы;
- в системе мотивации заложены стимулы «за отработанное время». Это, как правило, доплаты за «выслугу лет», годовые премии, ценные подарки самым преданным сотрудникам, различные льготы (ДМС, служебная машина, возможность отдыхать на курортах, в санаториях) для сотрудников с определенным стажем работы в организации;
- поддержка «семейной» атмосферы - организация мероприятий (спортивных праздничных и др.);
- возможность карьерного роста.
По мере развития компании знания, умения и навыки людей, работающих в ней, теряют свою актуальность. Например, в самом начале, когда предприятие только развивалось, имелась потребность в «пробивных», «с блеском в глазах» сотрудниках - энтузиастах своего дела, готовых работать «просто так», а когда организация набрала обороты, появилась потребность в квалифицированных менеджерах, умеющих выстраивать процессы, выполнять иногда рутинную, но необходимую работу. Для последней категории важна квалификация. Компания со временем начинает предъявлять повышенные требования к компетентности сотрудников, и тут есть два пути решения: либо обучать имеющийся персонал, либо набирать новый[7].
Если компания ориентируется на то, чтобы обучать людей, то система мотивации должна включать в себя: