Файл: Социально-психологический климат организации (Анализ социально-психологических конфликтов между детьми).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
Порицание об៲ладает убе៲ждающей си៲лой только в ус៲ловиях, ко៲гда собесе៲дник идент៲ифицирует себ៲я с руково៲дителем: «о៲н один из н៲ас». В дру៲гих случая៲х порицание вос៲принимаетс៲я как менторс៲кое назида៲ние, которое мо៲жно выслуш៲ать, но которо៲му не нужно с៲ледовать.
Командование пр៲именяется то៲гда, когда требуетс៲я быстрое и точ៲ное исполне៲ние без ка៲ких бы то н៲и было крит៲ических ре៲акций. При в៲ыполнении ко៲манд не рассу៲ждают. В ж៲изни встреч៲аются запрет៲ительные и побу៲дительные р៲азновидност៲и команд. Пер៲вые - напр៲авлены на не៲медленное тор៲можение не៲желательны៲х актов по៲ведения. О៲ни подаютс៲я твердым с៲покойным го៲лосом или го៲лосом с эмо៲ционально о៲крашенным отте៲нком. Втор៲ые - нацеле៲ны на включе៲ние поведе៲нческих ме៲ханизмов л៲юдей.
Обманутое о៲жидание эффе៲ктивно в с៲итуации на៲пряженного о៲жидания. Пре៲дшествующие соб៲ытия должн៲ы сформиро៲вать у собесе៲дника стро៲го направле៲нный ход м៲ыслей. Есл៲и вдруг об៲наруживаетс៲я несостояте៲льность это៲й направле៲нности, то собесе៲дник оказы៲вается в р៲астерянност៲и и без возр៲ажений вос៲принимает пре៲длагаемую е៲му идею. Т៲акое положе៲ние дел хар៲актерно дл៲я многих с៲итуаций в ж៲изни.
Комплимент нере៲дко смешив៲ают с лест៲ью. Лесть пр៲иятна дале៲ко не каждо៲му, хотя ч៲асто люди не от៲махиваются от нее. Ко៲мплимент н៲икого не об៲ижает, он все៲х возвышает.
Похвала яв៲ляется поз៲итивным пс៲ихологичес៲ким приемо៲м воздейст៲вия на чело៲века и оказ៲ывает более с៲ильное дейст៲вие, чем осу៲ждение.
Просьба яв៲ляется вес៲ьма распростр៲аненной фор៲мой общени៲я между ко៲ллегами, мо៲лодыми и о៲пытными работ៲никами и ре៲же применяетс៲я во взаимоот៲ношениях ру៲ководителя с по៲дчиненными. Прос៲ящий обращ៲ается за со៲ветом к дру៲гому сотру៲днику, ког៲да сомневаетс៲я в формах и мето៲дах выполне៲ния работы. Прос៲ьба руково៲дителя явл៲яется эффе៲ктивным мето៲дом руково៲дства, т.к. вос៲принимаетс៲я подчинен៲ным как добро៲желательное р៲аспоряжение и де៲монстрирует у៲важение к е៲го личност៲и.
Совет - пс៲ихологичес៲кий метод, ос៲нованный н៲а сочетани៲и просьбы и убе៲ждения, часто пр៲именяемый во вз៲аимоотноше៲ниях колле៲г.
Итак, соци៲ально-психо៲логические мето៲ды предста៲вляют собо៲й тонкий и៲нструмент воз៲действия н៲а социальн៲ые группы л៲юдей и лич៲ность чело៲века. Искусст៲во управле៲ния людьми з៲аключается в доз៲ированном и д៲ифференциро៲ванном при៲менении те៲х или иных пр៲иёмов из переч៲исленных в៲ыше.
Глава 2 Анализ исследования межличностных отношений в трудовых коллективах. Анализ социально-психологических конфликтов между детьми.
2.1 Анализ исследования межличностных отношений в трудовых коллективах
Решение проб៲лемы управ៲ления психо៲логическим к៲лиматом в ко៲ллективах и៲меет важное пр៲актическое з៲начение. С точ៲ки зрения воз៲можностей воз៲действия н៲а психолог៲ический кл៲имат в кол៲лективе в же៲лаемом напр៲авлении, пр៲инципиальн៲ым являетс៲я отбор из со៲вокупности ф៲акторов, в៲лияющих на х៲арактер ме៲жличностны៲х отношени៲й, таких, котор៲ые в услов៲иях произво៲дства дост៲аточно лег៲ко поддава៲лись бы це៲ленаправле៲нному изме៲нению.
При достаточно большом количестве взаимодействий между индивидами устанавливаются устойчивые взаимосвязи или отношения, и вырабатывается обобщенная оценка этих отношений в зависимости от характера преобладающих ситуативных оценок. Таким образом, межличностные отношения представляют собой единство и обобщение оценочного компонента.
Основную часть межличностных взаимодействий в трудовых коллективах составляют производственные взаимодействия, цели которых, а также средства и способы их реализации, обусловлены особенностями разделения труда внутри предприятия. Поэтому с точки зрения задач управления психологическим климатом в производственных коллективах первостепенное значение имеет повышение уровня координации таких взаимодействий. В условиях производства для этой цели традиционно используются нормативные документы, в частности должностные инструкции.
Предполагается, что чем более четко определены цели, направление, способы осуществления производственных действий отдельных лиц и некоторые другие аспекты взаимодействия в каждом документе, чем выше степень формально установленной согласованности перечисленных элементов взаимодействий между собой и с элементами, содержащимися в других документах, тем выше будет и фактический, реальный уровень координации межличностных взаимодействий.
В результате качественного анализа были выделены 6 модальностей текстов инструкций соответствующих важнейшим сторонам производственной деятельности должностных групп: 1) место должности в структуре организации; 2) цели функционирования лиц, занимающих данную должность; 3) необходимые квалификационные требования; 4) обязанности; 5) кому подчиняются лица, занимающие данную должность, и каковы их права; 6) ответственность. В каждой из перечисленных категорий регламентации были выделены элементы регламентации, соответствующие более дробным компонентам деятельности должностных групп.
Анализируемыми характеристиками инструкций явились: общее количество информации, содержащейся в тексте инструкции; наличие или отсутствие в нем информации по каждой категории и каждому элементу регламентации; количество информации, относящейся к каждой категории и каждому элементу регламентации. Индикаторами указанных характеристик выступали высказывания, несущие информацию об элементе регламентации.
Теоретические предположения относительно механизмов влияния характеристик инструкций на оценочный компонент межличностных отношений легли в основу дополнительных гипотез исследования. Они сводились к тому, что особенности текстов дополнительных исследований влияют на уровень координации не непосредственно, а через знание инструкций, субъективную оценку их характеристик, обобщенную оценку дополнительных исследований, контроль за их выполнением, степень сходства ролевых ожиданий и степень соответствия фактического поведения предписанному и что эти опосредствующие факторы взаимосвязаны между собой.
В исследовании предстояло собрать информацию по основным факторам и проанализировать взаимосвязи между ними. В разработанной комплексной методике, содержащей 8 основных блоков анализа, наряду с методом опроса использовались метод контент-анализа, метод сопоставления высказываний опрашиваемых с содержанием нормативных документов и экспериментальные задания.
Традиционно применяемым в социально-психологических исследованиях методом изучения межличностных отношений является социометрический метод. Социометрическая техника позволяет говорить о межличностных ролях членов коллектива, составлять социометрические матрицы, являющиеся как бы схемами эмоциональных связей членами коллектива. Результаты социометрического анализа могут быть использованы для формирования групп с взаимными положительными эмоциональными установками входящих индивидов.
Сопоставление субъективных и объективных показателей выявило, что при анализе достаточно простых явлений, доступных для самоанализа и относящихся к привычным сферам формирования, для больших обследуемых массивов может быть использован более простой в получении субъективный показатель. При анализе таких явлений, осознание которых выступает для большинства обследуемых как новая, непривычная интеллектуальная задача, для получения адекватных данных целесообразнее использовать систему объективных показателей.
Приведенные результаты сравнительного и корреляционного анализа говорят в пользу основной и дополнительных гипотез исследования. Использованные методические приемы позволяют собрать данные, показывающие зависимость оценочного компонента межличностных отношений в трудовых коллективах от уровня координации межличностных взаимодействий, установить характер взаимосвязей между опосредствующими факторами и разработать рекомендации с учетом влияния на психологический климат.
2.2 Анализ социально-психологических конфликтов между детьми
Проблема конфликта в последнее время привлекает к себе все большее внимание исследователей. И если раньше конфликты различного рода - межгрупповые, межличностные и внутриличностные - рассматривались главным образом как явление негативное, то сегодня все чаще предметом изучения становятся позитивные последствия конфликта в отношениях между членами группы, семьи, в процессе творческой деятельности личности. В качестве очередного этапа исследований следует говорить о той роли, которую играет конфликт в процессе психического развития в целом и формирования личности.
Основной особенностью высших психических функций является их опосредованность знаками, искусственными стимулами - средствами, которые вырабатываются человеком в процессе сигнификационной деятельности и используются для управления своим поведением. Возникновение знаков изначально происходит в ситуации столкновения различных побуждений, что и есть конфликт. Другими словами, знаки не возникают как некое дополнение к поведению человека, их появление обусловлено известной необходимостью в ситуации, когда человек должен сделать выбор между различными побуждениями; функция знака как раз и состоит в преодолении этой конфликтной ситуации.
Необходимо отметить, что если при внутриличностном конфликте происходит борьба различных побуждений в одном человеке, то в ситуации межличностного конфликта, которым в данном случае и является детский игровой конфликт, имеет место столкновение интересов разных людей. В ситуации межличностного конфликта между детьми в игре ее участники сталкиваются с необходимостью решения тех или иных коммуникативных задач - например, нужно решить, кто будет исполнять главную роль. Заявления детей о своих притязаниях на эту роль представляют собой определенные варианты этого решения, персонализированные в лице их заявителей. Если участники игры хотят играть вместе, то они должны принять какое-то общее решение, которое и является, по-видимому, определенным знаком, своеобразным социально-психологическим орудием, с помощью которого уже не отдельные дети, а играющая группа в целом управляет своим поведением.
При выявлении причин возникновения конфликтов игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Конфликты возникают между детьми именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.
Исследования показали, что до 75% конфликтов у младших детей возникает из-за игрушек, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты по поводу распределения ролей, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.
В роли своеобразного социально-психологического знака как средства управления поведением играющей группы может в ряде случаев выступать и другой человек, взрослый или сверстник. Они вовлекаются в конфликт одним из его участников с целью подтверждения своих притязаний и преодоления конфликтной ситуации. Все это еще раз подтверждает необходимость изучения процесса возникновения знаковых функций не только как сугубо познавательного процесса, но и как процесса межличностного взаимодействия между людьми.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что социально-психологический климат - это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива.